N 88-19455/2022, N 2-800/2021
г. Саратов 5 августа 2022 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Сапрыкиной Е.В, рассмотрев единолично без проведения судебного заседания гражданское дело по иску Веретенниковой Ю.Ю. к обществу с ограниченной ответственностью "Санмар Тревел" о защите прав потребителя по кассационной жалобе Веретенниковой Ю.Ю. на решение мирового судьи судебного участка N299 Жуковского судебного района Московской области от 8 ноября 2021 года и апелляционное определение Жуковского городского суда Московской области от 16 февраля 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Веретенникова Ю.Ю. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Санмар Тревел" (далее - ООО "Санмар Тревел") с иском о защите прав потребителя.
Решением мирового судьи судебного участка N299 Жуковского судебного района Московской области от 8 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Жуковского городского суда Московской области от 16 февраля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Веретенникова Ю.Ю. оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, просит их отменить, ввиду не правильного применения норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу директор ООО "Сансэнд Тревел" (31 марта 2022 года в ЕГРЮЛ внесена запись о переименовании ООО "Санмар Тревел") Тезяев А.В. просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба в силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом Веретенниковой Ю.Ю. (заказчик) и ИП Ждановым А.И. (субагент) 12 октября 2020 года заключен договор N реализации туристского продукта.
В соответствии с пунктом 4.19 договора Заказчик подтверждает, что до него доведена информация о правилах въезда в страну, условиях пребывания там, об обычаях местного населения, о таможенных пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах.
Согласно пункту 5.7.9 договора стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное невыполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение является следствием наступления обстоятельств непреодолимой силы, возникших в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. Под такими обстоятельствами понимаются наводнения, пожар, блокады, эпидемии, пандемии, издание органами власти нормативных актов, повлекших невозможность надлежащего исполнения сторонами своих обязательств.
Из пункта 7 условий указанного договора следует, что Заказчику разъяснено право о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности Туроператора.
12 октября 2020 года ООО "АРИЛЬД" на основании агентского договора, заключенного с ООО "ОВТ САНМАР", забронировало туристский продукт по заявке N для двух туристов ФИО10 DEMENTEVA и ФИО11 VERETENNIKOV.
ООО "ОВТ САНМАР" является уполномоченным агентом туроператора ООО "САНМАР ТРЕВЕЛ" на условиях договора N/СТР, заключенного 1 декабря 2019 года.
Таким образом, туроператором заказанного турпродукта является ООО "САНМАР ТРЕВЕЛ".
Поставщиком услуг туристского продукта для ООО "САНМАР ТРЕВЕЛ" является иностранный контрагент и иностранный туроператор - ODEON TOURISM INTERNATIONAL MALTA LIMITED на условиях Агентского договора N N от 1 декабря 2019 года.
Денежная сумма в оплату тура была перечислена от туроператора ООО "САНМАР ТРЕВЕЛ" на основании инвойса 141 615 от 12 октября 2020 года платежным поручением N от 12 октября 2020 года на счет иностранного поставщика услуг ODEON TOURISM. В сумму сводного инвойса 46 700 000 руб. и в сумму сводного платежного поручения 46 700 000 руб. включена, в том числе, оплата стоимости тура Заказчика в размере 42 584, 49 руб.
Содержанием тура по заявке 3142043 являлись следующие услуги: проживание в одном номере категории STANDARD ROOM Все включено 2 ADL отеля ELAMIR RESORT HOTEL в период с 14 октября 2020 года по 22 октября 2020 года, авиаперевозка по маршруту "Москва-Анталья-Москва" Чартер-Economy - групповой трансфер (наземная перевозка) по маршруту "аэропорт - отель - аэропорт", медицинское страхование туристов на весь период тура.
Веретенниковой Ю.Ю. при заключении договора об оказании туристских услуг была добровольно приобретена услуга группового наземного трансфера по маршруту "аэропорт-отель-аэропорт".
Услуга индивидуального трансфера мини-вэн или автомобилем такси в составе туристского продукта была доступна к приобретению истцом, однако туристом не заказывалась и не оплачивалась.
В пакет туристских услуг было включено, в том числе, медицинское страхование истца на весь период тура.
Информация о страховании на период исполнения туристского продукта и медико-транспортном обслуживании, предоставляемым страховой компанией, включена в текст Памятки туриста по направлению Турция, с которой истец была ознакомлена при заключении договора с турагентом, и дополнительно опубликованную на сайте https://www.sunmar.ru/info-pamyatki/ для самостоятельного ознакомления туристами, согласно которых туристы, как граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законодательство России и, находясь на территории страны временного пребывания, законодательство Турецкой Республики.
В период пребывания в туре, истцу была предоставлена возможность связаться с представителями принимающей стороны по телефонам, указанным в туристском ваучере, что также отражено в "Памятке туриста по турам в Турцию", текст которой также размещен на официальном сайте SUNMAR в сети Интернет - www.sunmar.ru.
По информации от администрации отеля ELAMIR RESORT HOTEL туристам ФИО12 DEMENTEVA и ФИО13 VERETENNIKOV по получении данных о признании данных лиц контактировавшими, в целях предотвращения заражения гостей отеля, было предоставлено размещение в комнате изоляции и питание в номер. Размещение и питание туристов в период изоляции были предоставлены в полном соответствии с действующим специальным законодательством Турецкой Республики. Услуга размещения в отеле была принята и использована туристами, основания для пересчета ее стоимости и отсутствуют.
Как следует из разъяснений, данных властями Турции - Правил пребывания иностранных туристов в Турции в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, опубликованных на странице сайта Посольства Российской Федерации в Турецкой Республике https://turkey.mid.ru/ru/pressсentre/news/razyasneniya_turetskikh_vlastey_pravil_prebyvaniya_inostrannykh_turistov_v _turtsii_v_usloviyak h_rasp/ регламентировано подробное описание процедуры, которая действуют в отношении пассажиров самолета, сидевших на расстоянии 2-х метров от лица, у которого тест на коронавирус дал положительных результат в момент прилета в аэропорту либо через несколько дней после прибытия в Турцию, и процедуры, которая будет применяться в отношении контактировавших с ним при трансфере в гостиницу.
Циркуляром министерства культуры и туризма Турции N от 1 июля 2020 года установлены меры по противодействию распространению коронавирусной инфекции: https://turkey.mid.ru/ru/press-inews/razyasneniya_turetskikh_vlastey_pravil_prebyvaniya_inostrannykh_turistov_v_turts ii_v_usloviyakh и в соответствии с данным циркуляром, контактировавшие (находившиеся рядом с зараженным COVID-19) туристы обязаны соблюсти 14-дневную изоляцию в отеле с запретом посещения всех общественных мест. Отслеживание контактировавших лиц и связь с ними с целью извещения и обеспечения их изоляции осуществляется при помощи указанных в анкете данных о месте пребывания по обозначенному номеру для связи. В настоящее время в Турции нет обсерваторов для обеспечения карантина, 4-дневная изоляция для контактировавших лиц осуществляется в номерах забронированного средства проживания, специально выделенных для данной цели. Для гостей, находящихся в комнатах изоляции без возможности выхода, в течение указанного в договоре срока проживания обеспечиваются услуги питания и уборки помещений в соответствии с договором.
На необходимость 14-дневного карантинного периода также указывает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в частности в своей публикации от 22 марта 2020 года https ://www.rоspotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details. php?ELEMENT_ID=14082.
Постановлением Министерства Внутренних Дел Турции N от 2 июня 2020 года установлены стандарты и меры по противодействию распространения коронавируса (Covidl9). Согласно данному Постановлению, лица, имевшие контакт с заболевшим коронавирусом (Covidl9) должны соблюдать изоляцию на протяжении 14-ти дней, в том числе при наличии отрицательного теста на коронавирус (Covidl9). Лицу, пережившему болезнь, а равно лицу, имевшему контакт с заболевшим коронавирусом (Covidl9), будет отказано в предоставлении услуг, до истечения 14-ти дней после даты последнего тестирования, показавшего отрицательный результат.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 322, 401, 779, 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 6, 7, 9, 10 Федерального Закона от 24 ноября 1996 года N132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", статьи 43 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, оценив доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку во время тура от истца не поступало претензий относительно качества оказанных отелем услуг, не зафиксировано обращений с жалобой на качество услуг по телефонам "горячей линии" принимающей компании, отказа от туристских услуг, совершенных в той же форме, что и заключенный 12 октября 2020 года договор, то есть в письменной форме не поступало, а причиной изоляции истца и второго туриста в отеле не являлось виновное поведение туроператора ООО "Санмар Тревел", поскольку действия отеля принимающей стороны подчиняются требованиям государственных властей и находятся вне компетенции туроператора.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения довод истца о ненадлежащего исполнении туроператором ООО "Санмар Тревел" условий договора, так как приобретая туристический продукт, истец была осведомлена о неблагоприятной эпидемиологической обстановке в мире в отношении коронавирусной инфекции (Covidl9) и о возможности возникновения неблагоприятных обстоятельств.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были.
Доводы кассационной жалобы, которые являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, направлены на несогласие с выводами судов об обстоятельствах дела и направлены на переоценку доказательств, между тем, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судами допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N299 Жуковского судебного района Московской области от 8 ноября 2021 года и апелляционное определение Жуковского городского суда Московской области от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Веретенниковой Ю.Ю. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Сапрыкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.