Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Захарова В.В, Балашова А.Н, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о понуждении разместить информацию о расписании движения автобусов
по кассационной жалобе Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации
на решение Советского районного суда г. Брянска от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Захарова В.В, выслушав представителя истца - старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры РФ Жаднова С.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района города Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что по результатам проверки соблюдения законодательства о пассажирских перевозках на территории Советского района г. Брянска установлено отсутствие табличек с расписанием автобусов, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам, на остановочных пунктах по четной и не четной стороне "адрес": "По требованию", "Амбулатория". По результатам проведенной проверки в адрес главы Брянской городской администрации 20 ноября 2020 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако из ответа на представление следовало, что вопрос о размещении табличек с расписанием движения автобусов по нерегулируемым тарифам находится на стадии решения с неопределенным сроком их установки.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, в рамках полномочий, в соответствии с требованиями Раздела 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским, наземным, электрическим транспортом, разместить на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне "По требованию", "Амбулатория", расположенных на "адрес", информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам).
Заочным решением Советского районного суда г. Брянска от 1 июня 2021 года исковые требования были полностью удовлетворены.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 5 октября 2021 года заочное решение было отменено.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 9 ноября 2021 года исковые требования были удовлетворены. Суд обязал Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, в рамках предоставленных законом полномочий, в соответствии с требованиями Раздела 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским, наземным, электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N N, разместить на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне "По требованию", "Амбулатория", расположенных на "адрес", информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам), в срок до 9 ноября 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для пересмотра оспариваемых судебных актов.
На основании ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено судами, прокуратурой Советского района г. Брянска проведена проверка соблюдения законодательства о пассажирских перевозках на территории Советского района г. Брянска.
Проверка проведена в отношении остановочных пунктов, расположенных на "адрес".
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Раздела 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, на остановочных пунктах отсутствует расписание движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (коммерческие перевозки).
По результатам проведенной проверки в адрес главы Брянской городской администрации 20 ноября 2020 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства N. Из ответа главы Брянской городской администрации от 18 декабря 2020 года N следовало, что вопрос о размещении табличек с расписанием движения автобусов по нерегулируемым тарифам находится на стадии решения с неопределенным сроком их установки.
Постановлением Брянской городской администрации от 20 ноября 2007 года N 2584-п "Об утверждении реестров маршрутов регулярных пассажирских перевозок города Брянска" было подтверждено отнесение остановочных пунктов на "адрес" к остановочным пунктам общественного пассажирского транспорта и включение их в реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок г. Брянска.
Отсутствие расписания движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по нерегулируемым тарифам, на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне "По требованию", "Амбулатория" на "адрес" установлено судами и не оспаривалось сторонами.
Согласно общедоступным данным в сети Интернет, на официальном сайте Брянской городской администрации www.bga32.ru размещен реестр маршрутов города Брянска, а также расписание движения маршрутных такси. Вышеназванный реестр содержит маршруты, которые проходят через "адрес", что было подтверждено расписанием движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам, реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске по состоянию на 25 марта 2021 года.
Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
Суды пришли к единому мнению, что обязанность по размещению информации о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по нерегулируемым тарифам, на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне "По требованию", "Амбулатория" на "адрес" должна быть возложена на ответчиков.
Доводы кассационной жалобы о возложении обязанности по размещению необходимой информации на ненадлежащее лицо уже были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции.
П. 5, 7 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено отнесение к вопросам местного значения муниципального, городского округа в том числе: дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организации дорожного движения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 45 Устава города Брянска к полномочиям Брянской городской администрации отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Брянска.
В силу п. 1.1 Положения о Комитете по ЖКХ Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 апреля 2006 года N 403, Комитет по жилищно- коммунальному хозяйству Брянской городской администрации является отраслевым органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнение муниципальных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 2.2 Положения, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска.
На основании указанных норм суды пришли к верному выводу о том, что надлежащее транспортное обслуживание населения является обязанностью ответчиков.
Довод кассационной жалобы о том, что размещение информации не входит в элемент автобусной остановки, а значит не может являться дорожной деятельностью, также был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и признан несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии с п. 50 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200, указатель остановочного пункта является знаком, определяющим место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров, расположение на остановочном пункте транспортного средства и оповещающим пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы.
Согласно п. 52 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, на указателях остановочных пунктов должна содержаться исчерпывающая информация по транспортному обслуживанию населения.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к элементам обустройства автомобильных дорог, относятся сооружения, в том числе, - дорожные знаки, остановочные пункты, другие объекты, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
К элементам автобусной остановки, в том числе относятся: технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения) ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования.
Также судом апелляционной инстанции верно указано, что отнесение полномочий по заключению муниципальных контрактов в сфере организации транспортного обслуживания населения в г. Брянске к полномочиям отдела по транспорту Брянской городской администрации не освобождает Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации от исполнения возложенных на него функций по надлежащему осуществлению дорожной деятельности. Кроме того, отдел по транспорту является не самостоятельным юридическим лицом, а структурным подразделением Брянской городской администрации
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, требования федерального законодательства в соответствующей области должны исполняться органом местного самоуправления и его отраслевым органом, наделённым функциями по осуществлению дорожной деятельности, независимо от наличия иных факторов.
Руководствуясь ст.ст. 16, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", разд. 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 года N1586, п.п. 50, 52 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200, п. 2.5.5 Правил организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске, утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года N 331, суды пришли к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска, установив обязанности ответчиков по размещению информации о движении автобусов.
Доводы кассационной жалобы уже были предметом оценки суда апелляционной инстанции, оспариваемые судебные акты содержат все необходимые суждения по соответствующим вопросам, тогда как по правилам ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.