Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Тришкиной М.А, судей Балашова А.Н, Лемякиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Клинцы Брянской области к обществу с ограниченной ответственностью "Клинцовская ТЭЦ" о понуждении к совершению действий
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Клинцовская ТЭЦ" на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 15 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Балашова А.Н, выслушав объяснения прокурора Жаднова С.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Клинцы Брянской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, с учетом уточнения требований, просил обязать ООО "Клинцовская ТЭЦ" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно - энергетического комплекса, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года N 458дсп, объект топливно - энергетического комплекса - ООО "Клинцовская ТЭЦ", расположенный по адресу: "адрес": произвести обследование объекта топливно-энергетического комплекса с составлением акта обследования уязвимости мест, потенциально опасных участков и критических элементов объекта ООО "Клинцовская ТЭЦ"; оборудовать периметральное основное ограждение, расположенное по всей территории объекта, нижним дополнительным ограждением для защиты от подкопа, выполненным в виде бетонированного цоколя или сварной решетки с размером ячейки не более 15 сантиметров; установить отсутствующие 150 метров верхнего дополнительного ограждения в виде колючей проволоки; оборудовать запретную зону в 6 метрах от ограждения объекта с внутренней стороны, где отсутствуют какие-либо строения, сооружения и растительность; оборудовать досмотровую площадку автомобильного транспорта местом несения контролером (постовым), длиною 10-12 метров и шириной 5-6 метров; установить информационные ограничительные дорожные знаки; оборудовать досмотровую площадку автомобильного КПП кабиной для хранения пропусков; оборудовать объект по периметру охранной сигнализацией; обеспечить объект системой контроля и управления доступом по одному признаку; оборудовать объект охранной телевизионной системой; оборудовать объект по периметру охранным освещением.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса ООО "Клинцовская ТЭЦ" установлено нарушение требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458дсп.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 76 судебного района г. Клинцы Брянской области от 17 марта 2020 года директор ООО "Клинцовская ТЭЦ" привлечен к административной ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ.
13 февраля 2020 года ООО "Клинцовская ТЭЦ" выдано предписание об устранении выявленных нарушений Правил обеспечения безопасности в срок до 13 марта 2020 года, который был продлен до 13 марта 2021 года.
В период с 23 марта 2021 года по 25 марта 2021 года проведена внеплановая выездная проверка выполнения ООО "Клинцовская ТЭЦ" предписания, в ходе которой установлено, что выявленные нарушения Правил обеспечения безопасности устранены не в полном объеме.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 76 судебного района г.Клинцы Брянской области от 08 апреля 2021 должностное лицо ответчика привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 76 судебного района г.Клинцы Брянской области от 26 апреля 2021 года ООО "Клинцовская ТЭЦ" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
ООО "Клинцоская ТЭЦ" до настоящего времени в полном объеме не устранены нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, выявленные органом контроля на объекте топливно- энергетического комплекса - ООО "Клинцовская ТЭЦ".
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 15 октября 2021 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал ООО "Клинцовская ТЭЦ" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года N 458, объект топливно-энергетического комплекса - ООО "Клинцовская ТЭЦ", расположенный по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Мира, д. 1: произвести обследование объекта топливно-энергетического комплекса с составлением акта обследования уязвимости мест, потенциально опасных участков и критических элементов объекта ООО "Клинцовская ТЭЦ"; оборудовать периметральное основное ограждение, расположенное по всей территории объекта, нижним дополнительным ограждением для защиты от подкопа выполненное в виде бетонированного цоколя или сварной решетки с размером ячейки не более 15 сантиметров; установить отсутствующие 150 метров верхнего дополнительного ограждения в виде колючей проволоки; оборудовать запретную зону в 6 метрах от ограждения объекта с внутренней стороны, где отсутствуют какие-либо строения, сооружения и растительность; оборудовать досмотровую площадку автомобильного транспорта местом несения контролером (постовым), длиною 10-12 метров и шириной 5- 6 метров; установить информационные ограничительные дорожные знаки; оборудовать досмотровую площадку автомобильного КПП кабиной для хранения пропусков; оборудовать объект по периметру охранной сигнализацией. С ООО "Клинцовская ТЭЦ" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает законность и обоснованность вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
От Прокуратуры Брянской области поступили возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Клинцовская ТЭЦ" на праве собственности принадлежит объект топливно-энергетического комплекса, расположенный по адресу. Брянская область, г. Клинцы, ул. Мира, д. 1.
В период с 11 февраля 2020 года по 13 февраля 2020 года Управлением Росгвардии по Брянской области в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектовтопливно-энергетического комплекса проведена плановая выездная проверкаКлинцовской ТЭЦ.
В ходе проведенной проверки органом контроля выявлены следующиенарушения требований Правил по обеспечению безопасности иантитеррористической защищенности объектов топливно-энергетическогокомплекса, утвержденных постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 5 мая 2012 года N 458: отсутствует акт обследованияуязвимости мест, потенциально опасных участков и критических элементовобъекта ООО "Клинцовская ТЭЦ", периметральное основное ограждение, расположенное по всей территории объекта не оборудовано нижнимдополнительным ограждением для защиты от подкопа выполненное в видебетонированного цоколя или сварной решетки с размером ячейки не более 15сантиметров; отсутствует (150 метров) верхнего дополнительногоограждения в виде колючей проволоки; в основном ограждении имеется лаз, и один пролом; не оборудована запретная зона в 6 метрах от огражденияобъекта с внутренней стороны, где отсутствуют какие-либо строения, сооружения и растительность; отсутствует 5 метров колючей проволокидополнительного ограждения на крышах и стенах одноэтажных зданий(гаражных боксов), являющихся составной частью периметра; входные двериКПП не оборудованы средствами защиты дверных проемов; отсутствуютзапрещающие, разграничительные, указательные и предупреждающие знаки;досмотровая площадка автомобильного транспорта не оборудована местомнесения контролером (постовым) (10-12 метров длина 5-6 метров ширина);отсутствуют информационные ограничительные дорожные знаки; надосмотровой площадке автомобильного КПП отсутствует кабина дляхранения пропусков; досмотровая площадка автомобильного КПП необорудована колесоотбоями; отсутствует система охранной сигнализации попериметру объекта; отсутствует система контроля и управления доступом по одному признаку; отсутствует система охранная телевизионная; отсутствует охранное освещение по периметру объекта; отсутствует система звукового оповещения в случае чрезвычайной ситуации.
13 февраля 2020 года по результатам проведенной проверки управлением Росгвардии по Брянской области субъекту топливно - энергетического комплекса ООО "Клинцовская ТЭЦ" выдано предписание об устранении в срок до 13 марта 2020 года выявленных нарушений Правил обеспечения безопасности, срок устранения выявленных нарушений решением начальника Управления Росгвардии по Брянской области продлен до 13 марта 2021 года.
Предписание от 13 февраля 2020 года в установленном порядке ООО "Клинцовская ТЭЦ" не обжаловано.
17 марта 2020 года постановлением мирового судьи судебного участка N 76 судебного района г.Клинцы Брянской области директор ООО "Клинцовская ТЭЦ" привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ.
В период с 23 марта 2021 года по 25 марта 2021 года Управлением Росгвардии по Брянской области проведена внеплановая выездная проверка выполнения ООО "Клинцовская ТЭЦ" требований предписания, в ходе которой установлено, что не устранены следующие нарушения Правил: отсутствует акт обследования уязвимости мест, потенциально опасных участков и критических элементов объекта ООО "Клинцовская ТЭЦ"; периметральное основное ограждение, расположенное по всей территории объекта, не оборудовано нижним дополнительным ограждением для защиты от подкопа выполненное в виде бетонированного цоколя или сварной решетки с размером ячейки не более 15 сантиметров; отсутствует (150 метров) верхнего дополнительного ограждения в виде колючей проволоки; в основном ограждении имеется лаз и один пролом; не оборудована запретная зона в 6 метрах от ограждения объекта с внутренней стороны, где отсутствуют какие-либо строения, сооружения и растительность; досмотровая площадка автомобильного транспорта не оборудована местом несения контролером (постовым) (10-12 метров длина, 5-6 метров ширина); отсутствуют информационные ограничительные дорожные знаки; на досмотровой площадке автомобильного КПП отсутствует кабина для хранения пропусков; отсутствует система охранной сигнализации по периметру объекта; отсутствует система контроля и управления доступом по одному признаку; отсутствует система охранная телевизионная; отсутствует охранное освещение по периметру; отсутствует система звукового оповещения в случае чрезвычайной ситуации.
8 апреля 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка N 76 судебного района г.Клинцы Брянской области должностное лицо ООО "Клинцовская ТЭЦ" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
26 апреля 2021 г. постановлением мирового судьи судебного участка N 76 судебного района г.Клинцы Брянской области ООО "Клинцовская ТЭЦ" привлечено к административном ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из Акта проверки от 5 октября 2021 года, проведенной прокуратурой г.Клинцы совместно с Управлением Росгвардии по Брянской области, следует, что не устранены следующие нарушения Правил: в нарушение пункта 23 Правил отсутствует акт обследования уязвимости мест, потенциально опасных участков и критических элементов объекта ООО "Клинцовская ТЭЦ"; в нарушение п.п. 69, 83, 84 Правил периметральное основное ограждение, расположенное по всей территории объекта, не оборудовано нижним дополнительным ограждением для защиты от подкопа выполненное в виде бетонированного цоколя или сварной решетки с размером ячейки не более 15 сантиметров; в нарушение пунктов 81, 82 Правил отсутствует (150 метров) верхнего дополнительного ограждения в виде колючей проволоки; не оборудована заветная зона в 6 метрах от ограждения объекта с внутренней стороны, где отсутствуют какие-либо строения, сооружения и растительность; в нарушение пункта 132 Правил досмотровая площадкаавтомобильного транспорта не оборудовано местом несения контролером(постовым) (10-12 метров длина, 5-6 метров ширина); в нарушение пунктов 136, 137 Правил отсутствуют информационные ограничительные дорожные знаки; в нарушение п.п. б п. 139 Правил на досмотровой площадке автомобильного КПП отсутствует кабина для хранения пропусков; в нарушение п. 171 Правил отсутствует система охранной сигнализации по периметру объекта; в нарушение п. 204 Правил отсутствует система контроля и управления доступом по одному признаку; в нарушение п. 227 Правил отсутствует система охранная телевизионная; в нарушение п.п. 247-257 Правил отсутствует охранное освещение по периметру.
Проанализировав нормы Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", Правил N 458, регулирующих спорные правоотношения сторон, приняв во внимание, не выполненные на объектах топливно-энергетического комплекса работы по их анти-террористической защищенности суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Разрешая настоящий спор суд отметил, что выявленные конкретные нарушения существенно снижают антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетической системы, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком требований Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". При этом длительные сроки устранения нарушений антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, не отвечают своевременности принятия мер, направленных на предотвращение антитеррористической угрозы, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права по доводам кассационной жалобы не допущено.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 названного выше Федерального закона требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В силу части 2 статьи 12 данного Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458 дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила от 5 мая 2012 года).
В соответствии с пунктом 1 Правил от 5 мая 2012 года данные Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Пунктом 14 ст. 2 Федерального закона N 256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что имеется необходимость проведения проектирования в целях оценки технической возможности осуществления мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, о несогласии с установленным судом сроком выполнения возложенных на ответчика обязанностей, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судебных инстанций или опровергали выводы постановленных по делу судебных актов. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Между тем переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, уже являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном понимании норм права и выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
В кассационной жалобе не приведено аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, равно как и обстоятельств, не прошедших судебного исследования.
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановленных по делу судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Клинцовского городского суда Брянской области от 15 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клинцовская ТЭЦ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.