Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю.
судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 29 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 декабря 2021 года, принятые по делу N2а-3664/2021 по административному исковому заявлению Новиковой Екатерины Вячеславовны к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным уведомления, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Новикова Е.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании отсутствующим ограничения (обременения) в виде расположения земельного участка по адресу "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты" в границах зоны катастрофического затопления, признании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке N "данные изъяты" от 29 июня 2021 года недействительным, возложении обязанности предоставить уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в отношении земельного участка по адресу "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты".
В обоснование указано, что на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности административный истец является собственником земельного участка общей площадью 638 кв.м. по адресу "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство для индивидуального жилого дома. На основании договора дарения жилого дома с надворными постройками от 10.04.2006 административный истец Новикова Е.В. является собственником 1-этажного бревенчатого жилого дома общей площадью 75, 1 кв.м. 21 июня 2021 года направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в отношении земельного участка, расположенного по адресу "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты". 29 июня 2021 года административным ответчиком вынесено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и не допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке N "данные изъяты". В качестве причины указанного уведомления Департаментом указано на наличие сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в границах зоны катастрофического затопления. С указанным уведомлением административный истец не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее права.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 29 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 декабря 2021 года, уведомление от 29 июня 2021 N "данные изъяты" о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, признано незаконным; на Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми возложена обязанность повторно, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть уведомление Новиковой Е.В. о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 638 +/- 5 кв.м, расположенном по адресу "данные изъяты"
В кассационной жалобе Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение ими норм права, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указывает, что оспариваемое уведомление выдано в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям градостроительного законодательства и установленной форме. Земельный участок полностью находится в зоне с особыми условиями использования территории - зоне катастрофического затопления, сведения о чем внесены в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности. Выводы об отсутствии для спорного земельного участка сведений о нахождении в зоне катастрофического затопления не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми направлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что Новиковой Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу "данные изъяты", общей площадью 638+/-5 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома. Из справки по градостроительным условиям участка, расположенного в Дзержинском районе г. Перми, общей площадью 638, 23 кв.м. следует, что земельный участок административного истца расположен в территориальной зоне Ж-4 - зоне индивидуальной жилой застройки городского типа.
23 июня 2021 года Новикова Е.В. обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с уведомлением от 21 июня 2021 года о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
29 июня 2021 года Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми уведомил административного истца, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по следующим основаниям, согласно сведениям, содержащимся в автоматизированной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" полностью расположен в границах зоны катастрофического затопления.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, исходил из того, что сведения о границах зоны катастрофического затопления в Единый государственный реестр недвижимости не включены, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в зоне затопления, подтопления, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном Положением, в материалы дела административным ответчиком не представлено, установленный законом порядок определения границ зон затопления не был соблюден, возможность сопоставления зоны затопления и территории спорного земельного участка отсутствует.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, данной в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется. Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, которой уже дана надлежащая правовая оценка.
Согласно части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным
градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Права собственника земельного участка определены в статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации, в пункте 2 части 1 данной нормы прямо указано, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, кроме прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (норма приведена в редакции закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами (часть 6).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5).
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления. Согласно пунктам 3 и 5 данных Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Судами установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки города Перми, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4).
Доводы о нахождении земельного участка в зоне катастрофического затопления, правильно отклонены судами. Сведений о том, что для спорной территории определены, в установленном законом порядке границы зон затопления, подтопления, материалы дела не содержат.
Кроме того, в силу части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства в границах зон затопления, подтопления не допускается лишь при условии отсутствия обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления, тогда как в силу части 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного судами сделан верный вывод о незаконности оспариваемого уведомления как несоответствующего требованиям статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы судами в ходе рассмотрения дела установлены все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства, в отношении которых сделаны правильные выводы, на основании которых приняты законные и обоснованные судебные акты.
Несогласие подателя жалобы с оценкой судами первой и апелляционной инстанций имеющихся доказательств, с их выводами об обстоятельствах дела, не свидетельствуют о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, существенном нарушении ими норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, основания для отмены или изменения которых в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 29 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 03 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.