Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1645/2021 по иску Сунцовой Татьяны Владимировны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 19 о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", об оспаривании решения, возложении обязанности, по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 19 на решение Серовского районного суда Свердловской области от 24 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сунцова Т.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 19 (далее - Управление социальной политики N 19), в котором просила признать незаконным отказ ответчика N 2177 от 14 июля 2016 г. в присвоении звания "Ветеран труда", обязать включить ее в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований Сунцова Т.В. ссылалась на то, что с 1 октября 1992 г. и по настоящее время работает в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" в должности врача-лаборанта. Общий трудовой стаж составляет 30 лет. 12 сентября 2012 г. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия N 843-л/о "О награждении за добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство, активную работу и значительный вклад в развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы" была награждена памятной медалью "90 лет Госсанэпидслужбе России". 12 июля 2016 г. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги по включению в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда". Ответчиком в решении от 14 июля 2016 г. N 2177 в удовлетворении заявления отказано. Указано на то, что памятная медаль не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области" от 20 мая 2016 г. N 280-УГ памятные медали не учитываются для присвоения звания "Ветеран труда". Полагает, что, поскольку по состоянию на 30 июня 2016 г. она была награждена ведомственным знаком отличия в труде, который в силу Положения N 458-УГ (в редакции, действовавшей на 30 июня 2016 г.) подлежал учету при присвоении звания "Ветеран труда", при этом истец имеет трудовой (страховой) стаж, необходимый для назначении пенсии, оснований для отказа во включении истца в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" у ответчика не имелось.
Решением Серовского районного суда Свердловской области от 24 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 апреля 2022 г, исковые требования Сунцовой Т.В. удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления социальной политики N 19 в присвоении Сунцовой Т.В. звания "Ветеран труда". На Управление социальной политики N 19 возложена обязанность включить Сунцову Т.В. в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда". Взыскано с Управления социальной политики N 19 в пользу Сунцовой Т.В. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.
В кассационной жалобе ответчик Управление социальной политики N 19 ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12 июля 2016 г. Сунцова Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в списки претендентов на присвоение звания "Ветеран труда", представив в подтверждение права на получение указанного звания документы о награждении ее приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека (Роспотребнадзор) от 12 сентября 2012 г. N 843л/с памятной медалью "90 лет Госсанэпидслужбе России" за добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство, активную работу и значительный вклад в развитие санитарно-эпидемиологической службы, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей и в связи с 90-летием со дня образования в России государственной санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Роспотребнадзора от 1 августа 2012 г. N 802 утверждено Положение о памятной медали "90 лет Госсанэпидслужбе России". Из Положения следует, что памятная медаль является ведомственной наградой Роспотребнадзора. Данной медалью награждаются сотрудники, имеющие стаж работы не менее 15 лет в органах и организациях, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор; организациях, обеспечивающих деятельность органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор; органах Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Решение о награждении Памятной медалью принимается руководителем Роспотребнадзора на основании ходатайства и объявляется приказом Роспотребнадзора.
Решением ответчика от 14 июля 2016 г. N 2177 в удовлетворении заявления Сунцовой Т.В. отказано. При этом ответчик исходил из того, что награда истца не может быть учтена при присвоении звания "Ветеран труда", поскольку данная награда согласно изменениям в Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, вступившим в силу с 1 июля 2016 г. и утвержденным Указом Губернатора Свердловской области УГ-280 от 20 мая 2016 г, в настоящее время не учитывается для присвоения звания "Ветеран труда".
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ, а также Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 5 июня 2006 г. N 458-УГ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.), исходил из того, что истец награждена памятной медалью "90 лет Госсанэпидслужбе России", являющейся ведомственной наградой за особые отличия в труде, награждение имело место по состоянию на 30 июня 2016 г, действующей на указанную дату редакцией Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, памятные медали из числа ведомственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", исключены не были, в связи с чем пришел к выводу о незаконности отказа ответчика в удовлетворении заявления истца о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оставил решение без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленными судами судебными актами и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент награждения истца 12 сентября 2012 г. медалью "90 лет Госсанэпидслужбе России" и до 1 июля 2016 г.) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
В Федеральном законе от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ содержатся переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 г. ведомственными знаками отличия в труде.
Так, частью 3 статьи 8 названного Закона, вступившей в силу с 1 июля 2016 г, предусмотрено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 г. награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Свердловской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" установлены Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 5 июня 2006 г. N 458-УГ (далее также - Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области).
В кассационной жалобе ответчик приводит доводы о том, что в числе представленных Сунцовой Т.В. документов для включения в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", имелась копия удостоверения к памятной медали "90 лет Госсанэпидслужбе России". Данная награда согласно Положению о награде относится к числу наград, которые в соответствии с внесенными изменениями в Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, вступившим в силу с 1 июля 2016 г, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области УГ-280 от 20 мая 2016 г, не учитываются для присвоения звания "Ветеран труда". Награда, представленная Сунцовой Т.В, не может быть учтена для присвоения звания "Ветеран труда".
Доводы кассационной жалобы Управления социальной политики N 19 об отсутствии оснований для удовлетворения иска повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как верно отмечено судами, принимая во внимание, что по состоянию на 30 июня 2016 г. истец была награждена ведомственным знаком отличия в труде, имела трудовой (страховой) стаж, необходимый для назначения пенсии, действующей на 30 июня 2016 г. редакцией Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, памятные медали из числа ведомственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", исключены не были, правовых оснований для отказа во включении истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", у ответчика не имелось.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 24 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 19 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.