Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-939/2021 по иску Миронова Сергея Михайловича к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" о взыскании компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, по кассационной жалобе муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, возражения Миронова Сергея Михайловича, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Миронов С.М. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" о возобновлении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании невыплаченной компенсации со дня приостановления.
Требования мотивированы тем, что он является инвалидом, ветераном труда, имеет право на компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. Данную компенсацию он получает в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты". В мае 2019 года в извещении о компенсационных выплатах появилась новая строка - компенсация за оплату услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами. Поскольку в части указанных начислений имелся спорный вопрос, он обратился в муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" с требованием о том, чтобы компенсацию по данной строке ему не начисляли до разрешения спора. Однако, ему отказано и с 29 ноября 2019 года полностью приостановлена выплата компенсации. Вместе с тем, о приостановлении выплаты его не извещали в нарушение требований законодательства. Наличие задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами связано с отсутствием контейнера для мусора на расстоянии, определенном санитарными правилами и нормами. Услугами по обращению с твердыми бытовыми отходами, предоставляемыми региональным оператором, он не пользуется, весь мусор утилизирует самостоятельно. Считает, что задолженность образовалась у него по уважительной причине, в связи с чем приостановление выплаты компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг незаконно. С учетом уточнения требований просил суд отменить начисление компенсации по оплате за обращение с твердыми бытовыми отходами, поскольку услуга является навязанной, производить изменения и дополнения льгот за услуги жилищно-коммунального хозяйства только с письменного согласия домовладельца, восстановить предоставление ему мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты коммунальных услуг (теплоноситель, отопление, электроэнергия) с выплатой денежных средств со дня незаконного приостановления, а также возместить понесенные судебные расходы, в том числе за оказание юридической помощи в размере 23 800 руб.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 22 ноября 2021 года исковые требования Миронова С.М. удовлетворены частично. С муниципального учреждения "Управление коммунального хозяйства" в пользу Миронова С.М. взыскана невыплаченная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября 2019 года по 18 мая 2020 года в размере 13 065 руб. 61 коп, судебные расходы в размере 601 руб. 69 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 марта 2022 года решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 22 ноября 2021 года изменено в части размера денежных сумм, подлежащих взысканию с муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в пользу Миронова С.М, указано на взыскание с муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в пользу Миронова С.М. невыплаченной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 36 834 руб. 81 коп, судебных расходов 5 337 руб. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 марта 2022 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 22 ноября 2021 года.
В доводах кассационной жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции ошибочно принял во внимание положения постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N688-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" в редакции постановления от 30 декабря 2020 года N 1015-ПП поскольку оно вступило в силу с 01 июля 2021 года в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2020 года N 1015-ПП "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Свердловской области, регулирующие отношения в сфере социальной защиты населения". При этом судом не учтен тот факт, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" изменения в Жилищный кодекс, связанные с подтверждением задолженности по оплате коммунальных услуг, вступили в силу только с 01 января 2022 года. Кроме того, постановлением Правительства Свердловской области от 05 августа 2021 года N 476-ПП "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Свердловской области, регулирующие отношения в сфере социальной защиты населения", вступившим в силу с 07 августа 2021 года, пункт 4 Порядка принят в редакции соответствующей Жилищному кодексу, а именно: "компенсация расходов предоставляется гражданам при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению".
Таким образом, у ответчика отсутствовали правовые основания для восстановления Миронову С.М. выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, так как до 01 января 2022 года в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации компенсация расходов предоставлялась гражданам при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. В связи с наличием у истца задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в связи с отсутствием соглашения по погашению задолженности, Миронову С.М. правомерно отказано в выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Отмечает, что истцом не представлено доказательств наличия уважительных причин, которые могли бы служить основанием для предоставления мер социальной поддержки. Задолженность образовалась за длительный период времени, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами он не оплачивал ни разу с момента введения на территорию Свердловской области регионального оператора, не предпринимал никаких мер для того, чтобы урегулировать вопрос вывоза мусора непосредственно с региональным оператором. Более того, истец не скрывал и заявлял, что платежи за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и образовавшуюся задолженность в дальнейшем он оплачивать не будет. Считает, что поведение Миронова С. М. является недобросовестным, а причины возникновения задолженности неуважительными. Относительно взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов поясняет, что истцом не подтверждена связь между понесенными им издержками в размере 2 500 руб. на оплату консультационных услуг и настоящим делом. Претензия, составленная по указанному договору, в муниципальное учреждение не поступала.
Истец не предоставлял в судебном заседании результат выполненных работ по указанному договору, в связи с чем не возможно решить являются ли услуги, оказанные Миронову С.М. по договору относящимися к данному делу.
Представители муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства", акционерного общества "Региональный информационный центр", общества с ограниченной ответственностью "Компания Рифей", в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав возражения Миронова С.М, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Миронов С.М, "данные изъяты", является "данные изъяты" с 01 декабря 2013 года. Решение о назначении Миронову С.М. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N930 принято начальником муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" 26 декабря 2013 года, мера социальной поддержки предоставляется с 01 декабря 2013 года.
Выплаты осуществляются муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты" в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации".
В августе 2019 года в муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" из акционерного общества "Региональный информационный центр" поступила информация о наличии у Миронова С.М. задолженности по оплате обращения с твердыми коммунальными отходами в размере 1 485 руб. 15 коп. На основании полученных данных, 29 августа 2019 года в адрес истца направлено уведомление установленного образца о наличии задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги N1211, предложено погасить задолженность в срок до 28 ноября 2019 года, либо заключить соглашение об ее погашении. Также данное уведомление выдано Миронову С.М. лично 18 февраля 2020 года при обращении в муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
С 29 ноября 2019 года предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу приостановлено в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 485 руб. 15 коп.
Указанная задолженность образовалась перед обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании данных, предоставленных акционерным обществом "Региональный информационный центр".
Полагая приостановление предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, Миронов С.М. обратился в суд.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные Мироновым С.М. требования, пришел к выводу о правомерности приостановления выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ввиду наличия у него задолженности перед обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Также суд первой инстанции исходил из отсутствия заключенного сторонами соглашения по погашению задолженности и из отсутствия уважительных причин образования задолженности. Вместе с этим, суд указал на неверное определение ответчиком даты приостановления выплаты компенсации. Поскольку уведомление установленного образца получено Мироновым С.М. лично лишь 18 февраля 2020 года непосредственно в муниципальном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства", то выплата компенсации за коммунальные услуги должна быть приостановлена не ранее 19 мая 2020 года. В связи с изложенным суд пришел к выводу о взыскании в пользу истца компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с ноября 2019 года по 18 мая 2020 года в сумме 13 065 руб. 61 коп.
Не соглашаясь с приведенными выводами суда первой инстанции, изменяя состоявшийся судебный акт, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 4, 5, 6, 26 постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" в редакции, действующей на дату приостановления предоставления меры социальной поддержки, разъяснениями, содержащимися в пунктах 45, 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, исходил из того, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае ветерану труда и инвалиду, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Установив на основании анализа предоставленных сторонами в материалы дела доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что задолженность перед обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" по оплате коммунальной услуги "обращение с твердыми коммунальными отходами" в сумме 1 485 рублей 15 коп, явившаяся основаниям для приостановления предоставления Миронову С.М. меры социальной поддержки, образовалась за период с марта по июль 2019 года, установив наличие неразрешенного спора между истцом и региональным оператором по поводу соответствия размещения контейнерных площадок по сбору отходов требованиям СанПиН, отсутствие у регионального оператора претензий по поводу задолженности по оплате коммунальной услуги, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправомерности приостановления муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства" предоставления Миронову С.М. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
Учитывая социальный статус истца, его возраст, состояние здоровья, надлежащее исполнение обязанности по оплате иных коммунальных услуг, наличие неразрешенного спора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у Миронова С.М. уважительных причин образования задолженности перед обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" и, как следствие, об отсутствии у ответчика правовых оснований для отказа истцу в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Установив, что с 01 января 2022 года, в связи с изменением правового регулирования предоставления указанной меры социальной поддержки, выплата компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ответчиком возобновлена, суд апелляционной инстанции принял решение о взыскании в пользу Миронова С.М. денежных сумм, подлежащих выплате в период с ноября 2019 года по декабрь 2021 года, в размере 36 834 рубля 81 коп, изменив тем самым решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, при оценке доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, ответчик настаивает на законности приостановления муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства" предоставления Миронову С.М. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в виду наличия задолженности перед обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и на отсутствии оснований для возобновления предоставления данной меры социальной поддержки, об отсутствии у Миронова С.М. уважительных причин образования задолженности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являются аналогичными правовой позиции ответчика при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция ответчика верно проанализирована судом апелляционной инстанции, мотивы, по которым его доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемом судебном акте. Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
В соответствии с частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 01 января 2022 года, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2022 года часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: "компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы".
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
На территории Свердловской области нормативным правовым актом, устанавливающим механизм назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является постановление Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП, которым утвержден Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации (далее Порядок).
Согласно данному Порядку компенсация расходов предоставляется гражданам при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (пункт 4 в редакции, действующей до 01 января 2022 года).
Уполномоченный орган ежемесячно организует выплату гражданам компенсаций расходов (кроме компенсации расходов в части оплаты твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки) путем перечисления на счета в кредитных организациях либо через организации федеральной почтовой связи в зависимости от выбранного способа выплаты компенсаций в соответствии с заявлениями граждан и уведомляет граждан о начисленной им компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 19 в редакции, действующей до 01 января 2022 года).
В случае наличия задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, отсутствия соглашения по ее погашению или невыполнения получателем компенсации расходов условий соглашения выплата компенсации расходов приостанавливается по истечении трех месяцев с даты направления получателю компенсации расходов уведомления по форме согласно приложению N 3 к настоящему порядку (пункт 26 в редакции, действующей до 01 января 2022 года).
Исходя из приведенных нормативных положений право определенных категорий граждан, в том числе лиц, признанных инвалидами, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Из изложенных выше нормативных положений, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления этой меры социальной поддержки.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.
Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Судом апелляционной инстанций, разрешавшим спор по требованиям Миронова С.М, "данные изъяты", являющегося "данные изъяты", о проверке законности приостановления предоставления ему такой меры социальной поддержки, как денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, верно применены и истолкованы положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП, которым утвержден Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в редакциях действующих на дату возникновения спорных правоотношений.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не предусматривают возможность отказа гражданину, имеющему задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в предоставлении мер социальной поддержки в форме выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если эта задолженность образовалась по уважительной причине. Вывод суда первой инстанции о наличии оснований для приостановления выплаты Миронову С.М. названной компенсации, как сделанный без учета фактических обстоятельств дела, причин образования у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, судом апелляционной инстанции верно признан необоснованным.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. При этом бремя доказывания законности принятого уполномоченным органом решения о приостановлении предоставления меры социальной поддержки обоснованно судом возложено на муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства". Установив, что оспариваемое истцом решение принято уполномоченным органом лишь на основании информации о наличии задолженность по одному виду коммунальных услуг, причины образования задолженности не выяснялись, уважительность причин не оценивалась, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о незаконности принятого уполномоченным органом решения.
Установив в ходе рассмотрения спора наличие между Мироновым С.М. и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами спора относительно размещения контейнеров для сбора таких отходов, принимая во внимание доводы истца о размещении контейнеров не в соответствии с требованиями СанПиН, о невозможности ему как инвалиду пользоваться ими для утилизации отходов, а также учитывая, что региональный оператор с 2019 года не имел претензий к истцу по поводу невнесения платы, в суд за взысканием долга не обращался, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии уважительной причины образования задолженности по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Судом апелляционной инстанции на основании оценки всех представленных в дело доказательств верно и в полном объеме установлены все юридически значимые обстоятельствами. На основании полного, всестороннего и правильного исследования и оценки всех представленных сторонами в дело доказательств, суд пришел к правомерному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца невыплаченной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ноября 2019 года по декабрь 2021 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы права, регулирующие порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок приостановления выплаты, применены и истолкованы судом верно. Положения постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2020 года N1015-ПП в оспариваемом судебном акте приведены лишь в связи с анализом изменений законодательного регулирования спорных правоотношений.
Судебная коллегия отмечает, что производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления нарушений норм материального права и норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления. С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется. Нарушений норм процессуального права, в том числе при оценке доказательств и при решении вопроса о распределении понесенных истцом расходов, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.