Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Горбуновой О.А
судей Сапрыкиной Н.И. и Ишимова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске 03 августа 2022 года дело по кассационной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 апреля 2022 года
по гражданскому делу N 2-98/2022 по иску прокурора г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Перми о возложении обязанности по обустройству и содержанию места накопления отходов.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А, представителя ответчика Шишигиной Е.П, представителя третьего лица Власова А.И, прокурора Ботева В.Ю, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Перми о понуждении обустроить и содержать место накопления отходов, расположенное в г.Перми, ул. Фонтанная, восточнее земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410284:715, включенного в реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории многоквартирных домов Свердловского района г. Перми под N7.7.79 в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; ликвидировать отходы на земельном участке, расположенном между земельными участками по ул.Фонтанная, 9, а также с кадастровыми номерами 59:01:0000000:90080, 59:01:4410284:715, ссылаясь на то, что указанная контейнерная площадка не огорожена и не соответствует обязательным санитарным требованиям.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 13 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 апреля 2022 года, требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик администрация г. Перми просит судебные постановления отменить, считая из постановленными с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В своих возражениях на кассационную жалобу прокурор просит оставить судебные постановления без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Перми Шишигина Е.П. настаивала на отмене судебных постановлений по доводам, изложенным в жалобе, представитель третьего лица департамента ЖКХ администрации г.Перми Власов А.И. доводы жалобы поддержал, прокурор Ботев В.Ю. возражал против отмены судебных постановлений по доводам, изложенным в возражениях на нее.
Остальные участвующие в деле лица не явились, извещены, об отложении дела не просили. С учетом требований статей 167 и 379.5 (части 5) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела.
Судом установлено, что в районе многоквартирных домов по ул.Фонтанной, 7, ул.Рабоче-Крестьянской, 32 в г.Перми размещено место накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка. Данный объект размещен на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:90080, относящемся к территории общего пользования, находящемся в муниципальной собственности и предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Пермблагоустройство", а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Контейнерная площадка расположена с торца многоквартирного дома по ул. Рабоче-Крестьянской, 32 через дорогу; площадка частично огорожена для складирования крупногабаритного мусора; установлены два больших контейнера, контейнер для сбора пластика. За частично огороженной площадкой складированы шины. Твердое покрытие имеется фрагментарно. На площадке установлено металлическое сооружение, закрытое на замок. Между площадкой и территорией детского сада N422 свободный земельный участок захламлен растительными остатками, шинами.
В реестр мест (площадок) накопления отходов, расположенных на территории Свердловского района г. Перми, включена площадка ООО "УК "ЭксКом" N 7.1.79 по ул. Фонтанной, 9, обслуживающая многоквартирные дома по ул. Фонтанной, 9 и 10.
При санитарно-эпидемиологическом обследовании 15 июля 2021 года ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" установлено, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, расположенная в районе многоквартирных домов по адресам: ул.Фонтанная, 7, ул.Рабоче-Крестьянская, 32 в г.Перми не соответствует пункту 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", пункту 2.9 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"; пункту 3.8 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", поскольку металлические контейнеры, объемом 8 куб.м, не имеют крышек; контейнеры, отсеки для сбора КТО установлены на площадке без твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также отсутствует ограждение с трех сторон, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Фактически на площадке рядом с контейнерами имеет место наличие резиновых автопокрышек (в количестве 10 шт.), деревянных ящиков (3 шт.), пластиковых ящиков (2 шт.), сломанной мебели (стул).
По результатам осмотра 12 января 2022 года места накопления отходов (контейнерной площадки) по ул.Фонтанной, 9 и территории между детским садом (ул.Фонтанная, 9а), многоквартирными домами по ул.Рабоче-Крестьянской, 32, ул.Фонтанной, 7 и ул.Фонтанной, 9 в г.Перми на территории за вторым контейнером и отсеком для крупногабаритного мусора, восточнее земельного участка 59:01:44120284:715, между детским садом и многоквартирными домами по ул.Фонтанной, 7, ул.Рабоче-Крестьянской, 32 выявлено наличие автомобильных шин отработанных и крупногабаритного мусора в виде остатков конструкций домашней мебели.
По данным технической инвентаризации, сооружение транспорта "дорога по ул. Фонтанная" находится в оперативном управлении МКУ "Пермблагоустройство".
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив, что земельные участки, на которых организовано несанкционированное размещение отходов, расположены на муниципальных землях и землях, относящихся к неразграниченным землям, пришел к выводу, что обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов лежит на администрации г. Перми.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами согласиться не может ввиду следующего.
В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В своем определении от 25 ноября 2020 года N 2862-О по поводу вопроса о допустимости возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление данного полномочия пунктом 4 статьи 8 Федерального "Об отходах производства и потребления" в рамках такого вопроса местного значения как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") согласуется с содержанием вопросов местного значения как вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
При этом установление данного полномочия само по себе не свидетельствует об исполнении соответствующей обязанности исключительно органами местного самоуправления и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования твердых коммунальных отходов: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039). В соответствии с указанными Правилами органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Таким образом, обязанность по организации и содержанию места накопления отходов может быть возложена на муниципалитет лишь тогда, когда такая обязанность не возложена законодательством на другое лицо.
Между тем, согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Подпунктом д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
С учетом вышеуказанных норм права обязанность по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок вменяется управляющей организации, обслуживающей жилой дом, поскольку они находятся в пользовании жильцов многоквартирного жилого дома и данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Элементы благоустройства территории, к каковым Правила благоустройства территории города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года N 277, относят места (площадки) для накопления отходов (пункт 2.1.28), поименованы в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1300.
Таким образом, обязанность по организации и содержанию спорной контейнерной площадки не поставлена в зависимость от принадлежности земельного участка. Само по себе расположение контейнерной площадки на земельном участке, находящемся в ведении муниципалитета, вопреки выводам судов нижестоящих инстанций, правового значения для разрешения вопроса о надлежащем ответчике в данном случае не имело.
По настоящему делу для правильного разрешения возникшего гражданско-правового спора суду надлежало установить, является ли спорная контейнерная площадка именно той, которая включена в реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по чьей инициативе она была в них включена, а также установить, взымается ли управляющей компанией плата за работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов и где такие места расположены.
Однако эти обстоятельства при разрешении дела в нарушение требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не устанавливал, не определилих в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. При этом по смыслу статей 147, 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подготовка к судебному разбирательству, одной из задач которой является уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, обязательна по каждому гражданскому делу.
Допущенные нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 апреля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.