Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С.
при секретаре ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-7/2022 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Орловской городской общественной организации инвалидов "Соломон"
по апелляционной жалобе Орловской городской общественной организации инвалидов "Соломон" на решение Орловского областного суда от 1 апреля 2022 г, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Орловская городская общественная организация инвалидов "Соломон" (далее также - общественная организация "Соломон", общественная организация, административный ответчик) зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по "адрес" (далее также - Управление Минюста России по Орловской области, административный истец) 17 июля 2017 г.
Сведения об общественной организации "Соломон" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером N.
Устав общественной организации "Соломон" утверждён на общем собрании членов общественной организации 15 марта 2017 г, является действующим, дополнения и изменения в него не вносились.
Лицом, действующим от имени общественной организации без доверенности, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является её председатель ФИО6
Управление Минюста России по Орловской области обратилось в Орловский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации общественной организации "Соломон" и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьёй 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", сославшись на то, что общественная организация в установленный срок не устранила нарушения, послужившие основанием для приостановления её деятельности.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены члены общественной организации - ФИО4 и ФИО5
Решением Орловского областного суда от 1 апреля 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Орловская городская общественная организация инвалидов "Соломон" (ОГРН 1175749008555) ликвидирована, в остальной части заявленных требований Управлению Минюста России по Орловской области отказано.
В апелляционной жалобе общественная организация "Соломон" просит об отмене решения суда в части удовлетворения заявленных Управлением Минюста России по Орловской области требований и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что при рассмотрении административного дела судом нарушены правила подсудности, так как некоммерческая организация является городской, а не региональной, в связи с чем согласно статье 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело подлежало рассмотрению районным судом.
К участию в деле не были привлечены в качестве заинтересованных лиц все учредители, бывший руководитель и кредиторы общественной организации "Соломон", а учитывая наличие исполнительных производств в отношении административного ответчика, решение по делу может повлиять на права и обязанности этих лиц, что в силу положений пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является безусловным основанием для отмены судебного акта. При этом, в случае не назначения ликвидационной комиссии (о чём заявлялось Управлением Минюста России по Орловской области, но в удовлетворении административного иска в данной части было отказано) процедура ликвидации должна быть возложена на учредителей юридического лица.
Также часть выявленных при проведении Управлением Минюста России по Орловской области проверки была устранена, а устранение части нарушений не могло быть выполнено, учитывая их суть. Вывод суда об осуществлении общественной организацией деятельности, не регламентированной Уставом, является ошибочным, так как приобретение прав требования о взыскании задолженности и дальнейшее обращение в суды с соответствующими требованиями являлось одним из способов формирования имущества некоммерческой организации, что прямо предусмотрено Уставом и Федеральным законом "Об общественных объединениях", при этом полученная прибыль не распределялась между участниками общества, о расходовалась на достижение уставных целей организации.
Административным истцом не представлены и в административном деле отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) являлись бы основанием для ликвидации общественной организации, то есть неоднократные или грубые нарушения закона либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставу организации.
Управлением Минюста России по Орловской области представлены письменные возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда без изменения.
Заинтересованными лицами ФИО4 и ФИО5 представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые совпадают с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Управление Минюста России по Орловской области просит о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях).
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).
Статьёй 29 Закона об общественных объединениях закреплены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчёт об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчётом.
В силу части 2 статьи 20 Закона об общественных объединениях в случае использования общественным объединением символики общественного объединения её описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях определенно, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещённых законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены её учредительными документами.
Исходя из положений пункта 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческая организация ведёт бухгалтерский учёт и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 26, абзацу четвёртому части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием ликвидации общественного объединения по решению суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, на основании распоряжения начальника Управления Минюста России по Орловской области от 17 марта 2021 г. N 65-р в отношении общественной организации "Соломон" проведена плановая документарная проверка за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21 апреля 2021 г. N 9, в котором отражены следующие выявленные нарушения общественной организацией норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и положений Устава:
в нарушение абзаца третьего части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественная организация в проверяемом периоде не публиковала отчёты об использовании своего имущества и не обеспечивала доступность ознакомления с данными отчетами;
в нарушение части 2 статьи 20 Закона об общественных объединениях в Уставе общественной организации отсутствует описание используемой ею символики;
в нарушение пункта 4.3 Устава общественная организация в проверяемом периоде не соблюдала периодичность проведения заседаний общего собрания членов;
в нарушение пункта 4.6 Устава общественная организация в проверяемом периоде не проводила заседания правления;
в нарушение пункта 5.2 Устава в проверяемом периоде в общественной организации не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности, соответствующие заключения контрольно-ревизионной комиссии не составлялись;
в нарушение пункта 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и пункта 7.1 Устава в проверяемом периоде общественной организацией не осуществлялся бухгалтерский учёт;
в нарушение пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях 27 июня 2018 г. и 6 ноября 2018 г. со счёта общественной организации в адрес ФИО5 на основании агентского договора от 15 августа 2018 г. были перечислены денежные средства в размере N рублей и N рублей, соответственно, при этом агентского договора или иных документов, подтверждающих расходование данных денежных средств на уставные цели общественной организации, не представлено;
в нарушение статьи 24 Закона о некоммерческих организациях в проверяемом периоде общественная организация осуществляла деятельность, не соответствующую уставным целям и задачам, а именно, выступала в качестве истца в судебных делах Арбитражного суда Орловской области по взысканию с юридических лиц задолженности на основании заключенных договоров уступки права требовании (цессии).
Акт проверки получен общественной организацией "Соломон" 17 мая 2021 г.
30 апреля 2021 г. начальником Управления Минюста России по Орловской области в отношении правления общественной организации по выявленным нарушениям внесено представление о недопустимости нарушения приведённых выше положений действующего законодательства и Устава организации с требованием представить в срок до 23 июня 2021 г.: информацию о публикации отчётов об использовании имущества за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г.; документы, подтверждающие факт отказа от использования символики, или документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в части описания используемой символики; документы, подтверждающие определение совокупности способов ведения бухгалтерского учёта (приказ, положение об учётной политике); документы, послужившие основанием для перевода денежных средств ФИО5, или подтверждающие возврат данных денежных средств; документы, подтверждающие прекращение деятельности, не соответствующей уставным целям и задачам, или документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в части изменения перечня целей и видов деятельности.
Данное представление получено общественной организацией 17 мая 2021 года.
21 июня 2021 г. от общественной организации "Соломон" в Управление Минюста России по Орловской области поступил письменный ответ на представление с указанием, что: а) отчёт об использовании имущества за 2020 год опубликован на сайте общественной организации; б) заказан новый проект устава, включающий описание использованной символики общественной организации; в) обращения в суд в качестве истца о взыскании задолженности на основании заключённых договоров цессии являлось способом формирования имущества общественной организации; г) представить иные документы не имеется возможности ввиду того, что они не были переданы новому председателю после вступления его в должность. К указанному ответу председатель общественной организации приложил приказ и положение об учётной политике.
Письмом начальника Управления Минюста России по Орловской области от 22 июня 2021 г. срок устранения общественной организацией нарушений продлён до 18 августа 2021 г, и поскольку выявленные в ходе проверки недостатки в полном объёме не были устранены, 19 августа 2021 г. в отношении общественной организации "Соломон" вынесено распоряжение N 247-р о приостановлении деятельности сроком на пять месяцев. Данное распоряжение получено административным ответчиком 1 сентября 2021 г.
Ни акт проверки от 21 апреля 2021 г, ни представление от 30 апреля 2021 г, ни распоряжение о приостановлении деятельности от 19 августа 2021 г. общественной организацией в судебном порядке оспорены не были.
Исследовав все представленные доказательства, суд первой инстанции установил, что факты нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественной организации "Соломон", нашли своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, учитывая что данные нарушения в сроки, установленные уполномоченным органом, а также на момент рассмотрения дела в суде не устранены, пришёл к правильному выводу о наличии предусмотренного абзацем четвёртым части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях основания для ликвидации указанной организации.
При этом суд правомерно признал несостоятельными доводы общественной организации в обоснование возражений по административному иску об устранении части допущенных нарушений, так как это обстоятельство не влечёт отказ в удовлетворении заявленного административным истцом требования, поскольку часть выявленных нарушений (в том числе нарушение положений абзаца третьего части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях) не устранена административным истцом до настоящего времени.
Проверяя утверждения административного ответчика об отсутствии объективной возможности публикации отчётов об использовании своего имущества за 2018 и 2019 годы и, соответственно, обеспечения доступности ознакомления с этими отчётами, суд обоснованно признал их бездоказательными.
Как следует из материалов административного дела, после освобождения ФИО3 от должности председателя общественной организации "Соломон" и избрания на эту должность ФИО6 (протокол общего собрания членов организации от 5 марта 2020 г.) новому руководителю были переданы все имевшиеся в распоряжении предыдущего председателя правоустанавливающие, первичные бухгалтерские и иные документы общественной организации (требование (досудебная претензия) от 22 мая 2020 г, акты приёма-передачи имущества и документов от 6 марта 2020 г, от 23 ноября 2020 г, определение Залегощенского районного суда Орловой области от 4 декабря 2020 г. о прекращении производства по гражданскому делу N 2-165/2020 по иску Орловской городской общественной организации инвалидов "Соломон" к ФИО3 об обязании передать документы юридического лица в связи с отказом истца от иска). В соответствии с приведёнными документами и объяснениями заинтересованного лица ФИО4 административный ответчик требования о передаче отчётов об использовании имущества за 2018 и 2019 годы к ФИО3 не предъявлял, что свидетельствует об отсутствии у общественной организации претензий по этому поводу к предыдущему руководителю юридического лица.
Также суд первой инстанции обоснованно отверг доводы общественной организации "Соломон" об отсутствии в её деятельности нарушений статьи 24 Закона о некоммерческих организациях (осуществление деятельности, не соответствующей уставным целям и задачам), поскольку собранные в ходе проведённой Управлением Минюста России по Орловской области проверки доказательства указывают об обратном.
В силу пункта 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Согласно разделу 2 Устава общественной организации "Соломон" главными целями общественной организации являются: защита прав и интересов инвалидов; достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества; интеграция инвалидов в общество, включая осуществление основных задач общественной организации по реализации программ реабилитации инвалидов (пункт 2.1). Общественная организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой она создана, и если это соответствует такой цели (пункт 2.3).
К видам деятельности, приносящей доход, отнесены: физкультурно-оздоровительная и оказание правовой помощи инвалидам (пункт 2.4 Устава).
Учитывая содержание судебных актов Арбитражного суда Орловской области по делам N А48-1927/2019, А48-2077/2019, А48-8506/2020, А48-9787/2020, согласно которым административный ответчик систематически занимался деятельностью по приобретению прав (требований) к должникам по денежным обязательствам на основании договоров уступки прав (требований) и по взысканию задолженности по этим обязательствам в судебном порядке, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии такой деятельности целям и задачам общественной организации "Соломон", приведённой в Уставе данной организации.
Апелляционная жалоба не содержит оснований, по которым возможно не согласиться с выводами суда, приведённые в ней доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в обжалуемом решении суда.
Ссылку в апелляционной жалобе на отсутствие в административном деле доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ являлись бы основанием для ликвидации общественной организации, судебная коллегия признаёт несостоятельной, так как решение о ликвидации общественной организации "Соломон" принято судом по основанию, предусмотренному абзацем четвёртым части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях. Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", неустранение в срок нарушений, послуживших причиной для приостановления деятельности объединения граждан, является самостоятельным основанием для его ликвидации или запрета деятельности. Такие нарушения не могут расцениваться судом как неоднократные или грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям (статья 44 Закона об общественных объединениях).
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что обжалуемым решением разрешён вопрос о правах и обязанностях других лиц, не привлечённых к участию в деле (кредиторы, учредители общественной организации), что в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечёт безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией отклоняются, так как суд первой инстанции не разрешал вопрос о правах и обязанностях указанных лиц. Кроме того, отказ суда в удовлетворении заявленного в ходе рассмотрения дела ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц кредиторов общественной организации "Соломон" и части участников юридического лица не противоречит нормам процессуального законодательства и не влияет на законность постановленного решения суда.
При этом указание в апелляционной жалобе на нарушение судом первой инстанции процедуры извещения заинтересованных лиц о рассматриваемом административном деле являются голословными, так как все лица, участвующие в деле, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, и в данном случае судебная коллегия полагает, что основания для размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, а также публикации в официальных периодических изданиях, определённых Правительством Российской Федерации, извещения о времени и месте рассмотрения административного дела, что предусмотрено частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствовали.
Ссылка в апелляционной жалобе на незаконность решения суда ввиду отсутствия указания о назначении ликвидационной комиссии также не может повлечь его отмену, поскольку закон не возлагает на суд обязанность назначать ликвидационную комиссию и устанавливать порядок и процедуру ликвидации.
Довод апелляционной жалобы о том, что административное дело рассмотрено Орловским областным судом с нарушением правил родовой подсудности является ошибочным, поскольку, как правильно указал в решении суд со ссылкой на статью 14 Закона об общественных объединениях, исходя из положений Устава общественной организации "Соломон", по территориальной сфере деятельности данная общественная организация является региональной; к основным задачам общественной организации относятся, в том числе: содействие формированию на региональном уровне социально ориентированной экономики и участие в выработке эффективных механизмов социальной защиты инвалидов региона, осуществление на региональном уровне собственных и совместных с другими структурами и организациями программ по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, содействие организации в регионе научных исследований по проблематике инвалидов и участие в них. Таким образом, учитывая содержание пункта 5 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящее административное дело правомерно рассмотрено Орловским областным судом в качестве суда первой инстанции, при этом указание в наименовании организации "городская" какого-либо правового значения не имеет.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского областного суда от 1 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Орловской городской общественной организации инвалидов "Соломон" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.