Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Ковалёвой Ю.В, рассмотрев без проведения судебного заседания
административный материал N 03а-42/2022 по административному исковому заявлению Черепановой Анны Фёдоровны о защите избирательных прав
по частной жалобе Черепановой Анны Фёдоровны на определение судьи Новгородского областного суда от 9 августа 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления в части,
УСТАНОВИЛ:
Черепанова Анна Фёдоровна обратилась в суд с административным исковым заявлением
о признании незаконными согласованных действий (сговора) кандидатов на должность Губернатора Новгородской области "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" по организации и проведению "подписной компании" - совместному одновременному сбору подписей депутатов представительных органов муниципальных образований 22-23 июня 2022 года в поддержку своего выдвижения на должность Губернатора Новгородской области, о признании незаконными согласованных действий (сговора) кандидатов на должность Губернатора Новгородской области "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты" по сбору избыточных (излишних) подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку своего выдвижения на должность Губернатора Новгородской области, что привело к созданию искусственных препятствий для регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф, о признании незаконным отказа Избирательной комиссии Новгородской области, выраженного в постановлении от 5 августа 2022 года N 24/1-7, в регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф, об обязании Избирательной комиссии Новгородской области устранить допущенные нарушения закона, в том числе повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидатов на должность Губернатора Новгородской области "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", Черепановой А.Ф.
Определением судьи Новгородского областного суда от 9 августа 2022 года отказано в принятии административного искового заявления в части требований
о признании незаконными согласованных действий (сговора) кандидатов на должность Губернатора Новгородской области "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты" по организации и проведению "подписной компании" - совместному одновременному сбору подписей депутатов представительных органов муниципальных образований 22-23 июня 2022 года в поддержку своего выдвижения на должность Губернатора Новгородской области, о признании незаконными согласованных действий (сговора) кандидатов на должность Губернатора Новгородской области "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты" по сбору избыточных (излишних) подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку своего выдвижения на должность Губернатора Новгородской области, что привело к созданию искусственных препятствий для регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф.
В частной жалобе Черепанова А.Ф. просит определение судьи Новгородского областного суда от 9 августа 2022 года об отказе в принятии в части административного искового заявления отменить и рассмотреть вопрос по существу.
Как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение апелляционным судом общей юрисдикции частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности, на определение суда об отказе в принятии административного искового заявления, в апелляционном порядке осуществляется судьёй единолично, по правилам, установленным главой 34 указанного выше кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, исследовав представленные материалы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены определения суда.
Рассматривая вопрос о принятии данного административного иска в части вышеуказанных требований к производству суда, судья первой инстанции пришёл к выводу, что требования Черепановой А.Ф. фактически сводятся к оспариванию решений Избирательной комиссии Новгородской области о регистрации кандидатов на должность Губернатора Новгородской области, и поскольку Черепанова А.Ф. не зарегистрирована в качестве кандидата в Губернаторы Новгородской области, ей не предоставлено право на обращение в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
Суд апелляционной инстанции с выводами судьи суда первой инстанции соглашается в виду следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями данного кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Согласно пункту 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Предусмотренное статьями 46, 133 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право на доступ к правосудию не предполагает возможности обращения в суд любого лица по любому поводу, а реализация этого права осуществляется на основании норм федерального законодательства, принятых в развитие конституционных положений.
Особенности производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в статье 239 которой приведён перечень лиц, которые вправе обратиться в суд в связи с нарушениями избирательных прав, допущенными в отношении их или в отношении других лиц.
Согласно части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как указано в статье 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10); с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11).
Определённый законодателем круг лиц, наделённых правом на обращение в суд в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, свидетельствует о том, что судебной защите подлежит не только право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное избирательное право), но также их право быть избранными в указанные органы (пассивное избирательное право).
При этом приведённые нормы федерального законодательства предполагают, что суд на основе анализа требований, заявленных в административном исковом заявлении, и правового регулирования, на которых основано такое требование, должен, в частности, установить, имеются ли у административного истца избирательные права и законные интересы, которые затрагиваются и могли бы быть нарушены оспариваемым решением или действием (бездействием).
Поскольку, в данном случае, Черепанова А.Ф. не является участником возникших избирательных правоотношений, то есть не является субъектом, наделённым федеральным законом правом на обращение в суд с приведёнными выше административными исковыми требованиями, судом первой инстанции верно сделан вывод об отказе в принятии к своему производству административного искового заявления в названной части.
Утверждение в жалобе о том, что административный истец требования об оспаривании регистрации кандидатов на должность Губернатора Новгородской области не заявлял, обратился в суд с административным иском о защите избирательных прав в соответствии с пунктами 1 и 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не свидетельствует о неправильности обжалуемого определения.
Поскольку предоставление необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в силу части 1 статьи 30 Областного закона Новгородской области от 30 мая 2012 года N 75-ОЗ "О выборах Губернатора Новгородской области" является одним из обязательных условий для принятия Избирательной комиссией Новгородской области решения о регистрации кандидата в Губернаторы Новгородской области, требования, в принятии которых Черепановой А.Ф. отказано, фактически направлены на оспаривание регистрации других кандидатов на должность Губернатора Новгородской области.
В связи с изложенным, обстоятельства регистрации других кандидатов на должность Губернатора Новгородской области ни пассивного избирательного права Черепановой А.Ф. как лица, не являющегося зарегистрированным кандидатом на должность Губернатора Новгородской области, ни его активного избирательного права как избирателя не затрагивают.
Ссылка судьи первой инстанции на положения пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является ошибочной, но это не влечёт отмену правильного по существу судебного акта.
Доводов, которые бы указывали на незаконность принятого судебного акта, частная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение судьи Новгородского областного суда от 9 августа 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Черепановой Анны Фёдоровны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Ю.В. Ковалёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.