Кассационный военный суд в составе: председательствующего Яковлева И.А., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4/166/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования " "данные изъяты"" (далее - Институт) -Шешко Максима Ивановича на апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 21 апреля 2022 г., которым отменено решение Саратовского гарнизонного военного суда от 13 января 2022 г. по административному делу военнослужащего Института "звание" Свищева Евгения Сергеевича об оспаривании решения жилищной комиссии Института в части отказа в принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
вышеуказанным определением Центрального окружного военного суда отменено решение гарнизонного военного суда об отказе в удовлетворении административного иска Свищева Е.С, в котором он просил признать незаконным решение жилищной комиссии Института от 10 октября 2022 г. (протокол N...), в части отказа в принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, и принято новое решение об удовлетворении искового заявления административного истца.
Судом апелляционной инстанции оспоренное решение жилищного органа признано незаконным, на коллегиальный орган возложена обязанность отменить его и повторно рассмотреть данный вопрос. Также в пользу административного истца с Института взысканы судебные издержки в размере 300 руб.
В поданной 22 июня 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Шешко М.И, выражая несогласие с судебным актом суда апелляционной инстанции, полагая, что он принят с нарушением норм материального права, просит его отменить и оставить в силе решение гарнизонного военного суда от 13 января 2022 г.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные жилищные правоотношения, и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что Свищев Е.С. ранее был обеспечен жилым помещением, приобретенным за счет части средств по программе "Обеспечение жильем молодых семей", которое в 2012 г. продал сторонним лицам, а поэтому не вправе претендовать вновь на обеспечение жилым помещением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Согласно частям 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Свищев Е.С. после окончания военного образовательного учреждения в 2006 г, и получивший в связи с этим первое офицерское воинское звание, проходит военную службу по контракту в Институте. Общая продолжительность его военной службы составляет более 20 лет.
Семья Свищевых ("данные изъяты".) являлась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г, в соответствии с которой им в октябре 2015 г. была предоставлена социальная выплата в размере "данные изъяты". на приобретение (строительство) жилья на территории Волгоградской области.
После чего в ноябре 2015 г. Свищевы за счет средств государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ("данные изъяты".), собственных средств ("данные изъяты".) и денежной суммы, предоставленной по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома ("данные изъяты".), приобрели в равных долях жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", общей площадью 78, 7 кв. м, по... доле каждый.
25 февраля 2016 г. административный истец и его супруга, действующая за себя и за "данные изъяты" своих детей, продали упомянутое жилое помещение.
В августе 2021 г. Свищев Е.С. обратился к начальнику Института с рапортом о признании нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения - субсидия на состав семьи... чел.
Протоколом N14/21 заседания жилищной комиссии Института от 10 октября 2021 г. принято решение, которым Свищеву Е.С. и членам его семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих"), поскольку он ранее получил от государства социальную выплату в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г, приобрел жилое помещение площадью 78, 7 кв. м. Учетная норма площади жилого помещения в г. "данные изъяты" составляет 10 кв.м на одного человека, то есть на "данные изъяты" человек - 40 кв.м. Таким образом, общая площадь приобретенного Свищевым Е.С. и членами его семьи за счет финансирования от государства жилья в Волгоградской обл. (на момент его приобретения) более учетной нормы, принятой для г. "данные изъяты". Данное обстоятельство исключает возможность обеспечения его жильем в порядке, предусмотренном ФЗ "О статусе военнослужащих".
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, гарнизонный военный суд исходил из того, что Свищев Е.С. реализовал свое право на жилье в рамках вышеуказанной подпрограммы и не имеет права на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Суд апелляционной инстанции, вопреки доводам автора кассационной жалобы, обоснованно посчитал данный вывод гарнизонного военного суда ошибочным, исходя из следующего.
В силу ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в ФЗ "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (в ред. действующей на момент возникновения спорных правоотношений) утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 г, одной из подпрограмм которой являлась "Обеспечение жильем молодых семей".
Как следует из содержания этой подпрограммы, она была направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагал формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
При этом предполагалось, что средства федерального бюджета в форме субсидий направлялись в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации для реализации мероприятий указанной подпрограммы только в рамках софинансирования. Распределение данных субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации осуществлялось по специальной формуле. В свою очередь норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья определялся по муниципальному образованию.
Механизм реализации подпрограммы предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Одновременно обязательным условием получения социальной выплаты являлось наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Основной целью подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" являлось предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Механизм реализации подпрограммы предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Размер социальной выплаты составлял не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, не имеющих детей.
Условием получения социальной выплаты являлось наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Согласно абз. 13 и 14 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом. При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
Из анализа приведенных положений закона следует, что реализация военнослужащими и членами их семей права на жилище осуществляется в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" за счет средств федерального бюджета. При этом признаются они нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, и с учетом положений ст. 53 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суд апелляционной инстанций правильно проанализировал и применил вышеприведенные нормы права и пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку вышеуказанная подпрограмма направлена не на обеспечение ее участников жильем, а на предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим собственные средства, необходимые для оплаты приобретаемого жилого помещения, помимо предоставляемой субсидии, то оснований утверждать о том, что административный истец и его семья, приобретя жилье, получили жилье от государства, не имеется, и указывает на отсутствие оснований для отказа в принятии Свищева Е.С. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по прошествии более 5 лет с момента ухудшения ими своих жилищных условий. Следовательно, оспоренное решение жилищной комиссии является незаконным.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятый окружным военным судом судебный акт сомнений в обоснованности и законности не вызывает.
Оснований к безусловной отмене судебного акта согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 21 апреля 2022 г, принятое по административному исковому заявлению Свищева Евгения Сергеевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика Шешко Максима Ивановича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 августа 2022 г.
Председательствующий И.А. Яковлев
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.