Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Задирановой Н.С, Задирановой С.А. и их представителя - Григорьева Н.Г, поступившую в суд первой инстанции 17 июня 2022 года, на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Задирановой Н.С. и Задирановой С.А. к администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, главе администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым Твердовой О.Ю. о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Задиранова Н.С, Задиранова С.А. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом заявления об изменении предмета иска от 06 августа 2021 года просят:
- признать незаконным действия администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, выразившиеся в отказе (письмо от 10 марта 2021 года N 02-31/339) в совершении предписанных законом действий по подготовке и направлению в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью 18862+/-48 кв.м и изменению вида разрешенного использования с "сельскохозяйственное использование" (код 1.0) на вид разрешенного использования "ведение садоводства" (код 13.2);
- обязать Администрацию Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым подготовить и направить в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью 18862+/-48 кв.м, в границы населенного пункта ? село Береговое Бахчисарайского района Республики Крым, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка "с сельскохозяйственное использование" (код 1.0) на вид разрешенного использование "ведение садоводства" (код 13.2).
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2022 года решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Задиранова Н.С, Задиранова С.А. и их представитель Григорьев Н.Г. ставят вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов в связи с незаконностью и необоснованностью.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Задирановой Н.С, Задирановой С.А.
Судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций ввиду следующего.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли населенных пунктов (подпункт 2).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
Исходя из положений частей 1, 2 статьи 37 ГК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно статье 30 ГК РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки.
В соответствии с положениями статьи 8 ГК РФ и статьи 11 ЗК РФ, вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Пунктами 1, 4 статьи 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
На основании пункта 6 статьи 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Таким образом, для вышеуказанных земель установлен особый правовой режим, имеющий цель охраны указанных земель и недопущение выведения их из сельскохозяйственного оборота, осуществления на таких землях застройки.
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 ГК РФ, зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом изложенного и применительно к положениям пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Таким образом, системное толкование вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, в том числе отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения", не допускается без изменения категории земельного участка.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, закрытый перечень которых указан в части первой названной статьи, в том числе в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) установлено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 4 вышеуказанной статьи орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении (пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ).
При этом, если не требуется предусмотренное частью 14 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ согласование с федеральными органами государственной власти, в установленный частью 18 названной статьи срок исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Материалы дела содержат ответ главы администрации Песчановского сельского поселения на судебный запрос от 28 июля 2020 года, из содержания которого усматривается, что Генеральный план Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, утвержден решением 79 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым N 780 от 06 декабря 2018 года (далее - Генеральный план) с картами разногласий.
Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утверждены решением 24 сессии 2 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым N 265 от 15 февраля 2021 года (далее - ПЗЗ).
Земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 18862+/- 48 кв.м, относится к сельскохозяйственным угодьям, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, за границами населенного пункта, на текущую дату согласно утвержденного ПЗЗ, расположен в зоне сельскохозяйственного назначения (СХ-1). При этом процедура по внесению изменений в ПЗЗ, проводится после утверждения Генерального плана.
В вышеуказанном ответе также указано, что на текущий момент ведутся работы по корректировке Генерального плана Песчановского сельского поселения и рассматривается вопрос о включении его в границы населенного пункта с. Береговое Песчановского сельского поселения, при условии проведения собственниками земельного участка необходимой процедуры по предоставлению документов в отдел по вопросам архитектуры и градостроительства Бахчисарайской районной Администрации Республики Крым в комиссию по разработке Генеральных планов и ПЗЗ.
Так, в соответствии со статьей 8 ГК РФ и пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации утверждение документов территориального планирования и Правил землепользования и застройки городских, сельских, поселений Бахчисарайского района Республики Крым, с учетом части 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относится исключительно к компетенции соответствующего органа местного самоуправления муниципального района, а именно Администрации Бахчисарайского района Республики Крым.
Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Задирановой Н.С, Задирановой С.А, поскольку требования административных истцов сводятся к изменению границ населенного пункта с изменением категории земли и вида разрешенного использования земельного участка, отнесенного к категории "земли сельскохозяйственного назначения".
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 05 августа 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.