Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 21 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения ФИО1, просившего оставить жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея (далее также - ГУ МЧС России по Республике Адыгея) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ протоколом N 4 заседании комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцу отказано в постановке на учет.
Комиссия свое решение обосновала тем, что супруга истца ФИО5 и дочь ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а младшая дочь ФИО7 - до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по адресу: "адрес" доме, принадлежащем отцу супруги - ФИО8, проживали с ним, как члены его семьи и были обеспечены жилой площадью более чем 15 кв.м. По мнению комиссии, супруга истца и их дети совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что является препятствием для реализации права сотрудника при постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По мнению истца, решение комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по названным основаниям является незаконным, нарушает его права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать ответчика поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления (рапорта).
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 25 января 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 21 декабря 2021 года указанное решение отменено, принято новое решение. Судом постановлено:
признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации уволенным со службы из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом N 4, в части отказа ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
обязать ГУ МЧС России по Республике Адыгея поставить ФИО1 с составом семьи из четырех человек (ФИО1, супруга ФИО5, дочь ФИО6 и дочь ФИО7) на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления (рапорта).
В кассационной жалобе представитель ГУ МЧС России по Республике Адыгея просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 21 декабря 2021 года отменить, оставить в силе решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 25 января 2021 года. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика не явился, при этом, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и заверенных в установленном порядке.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец проходит службу в МЧС России по Республике Адыгея в должности командира отделения пожарно-спасательного отряда и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел выслугу лет в календарном исчислении 18 лет 4 месяца 27 дней.
С февраля 2014 года ФИО1 постоянно зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью 51, 3 кв.м, принадлежащем на праве собственности его матери - ФИО9 и расположенном по адресу: "адрес".
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке со ФИО5 и имеет двоих несовершеннолетних детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Супруга ФИО1 - ФИО5, и несовершеннолетние дети до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 157, 2 кв.м, принадлежащем на праве собственности ее отцу ФИО8 и расположенном по адресу: "адрес".
В 2020 году истец обратился в территориальную комиссию ГУ МЧС России по Республике Адыгея с заявлением о принятии его и членов семьи (супруга и двое детей) на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом N 4 заседания комиссии МЧС России по Республике Адыгея по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истцу отказано в постановке на учет в связи с совершением членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в снятии в 2019 году с регистрационного учета по прежнему месту жительства в жилом помещении, принадлежащем отцу ФИО5, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляла более 15 кв.м.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что принятое комиссией ГУ МЧС России по Республике Адыгея решение об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, соответствует требованиям закона.
Отменяя указанное решение суда, и принимая новое об удовлетворении требований истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действия ФИО5, члена семьи сотрудника, претендующего на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, выразившееся в добровольном снятии с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес", в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека более 15 кв.м, и последующая регистрация в жилом помещении по месту жительства супруга, не являются действиями, повлекшими намеренное ухудшение жилищных условий.
Судебная коллегия указала, что доказательств, подтверждающих вселение и проживание в жилом помещении супруги ФИО1 - ФИО5 с детьми по адресу: "адрес" доме, принадлежащем отцу супруги - ФИО8, в качестве членов семьи собственника, ведение с ним общего хозяйства, в материалы дела не представлено, таковыми ФИО5 и дети не признавалась в соответствии с положениями части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Напротив представленные в дело доказательства свидетельствуют, что с ноября 2013 года истец, его супруга и дети проживают по адресу: "адрес". С 2014 года место работы ФИО1 находится в г. Майкопе. Несовершеннолетние дети истца с 2013 и с 2016 года посещают образовательные учреждения, расположенные в г. Майкопе.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводом суда апелляционной инстанции соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что супруга истца вместе с детьми, проживая в жилом доме, принадлежащем ее отцу, являлись членами семьи последнего и были обеспечены жилой площадью, и снявшись в последующем с регистрационного учета по данному месту жительства, совершили действия, указанные в ч.8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2013 N 283-ФЗ, исключительно направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает факт нарушения судом апелляционной инстанции норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.