Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу генерального директора Регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" Карпущенко Д.В. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Ангарского городского округа по пожарному надзору N2-15-18-248 от 24 сентября 2020г., решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 17 января 2022г., решение судьи Иркутского областного суда от 7 апреля 2022г. и представление от 25 сентября 2020 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенные в отношении Регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Ангарского городского округа по пожарному надзору N2-15-18-248 от 24 сентября 2020г, оставленным без изменения решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 17 января 2022г, Региональное строительно-промышленное открытое акционерное общество "Дирекция Объединенных Строительных Трестов"РСП ОАО "ДОСТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Должностным лицом, вынесшим постановление по настоящему делу, 25 сентября 2020 г. в порядке ст.29.13 КоАП РФ внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решение судьи Иркутского областного суда от 7 апреля 2022г. постановление N2-15-18-248 от 24 сентября 2020г, решение городского суда от 18 января 2021г. изменены, размер назначенного наказания в виде административного штрафа снижен до 75 000рублей, в остальной части постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе генеральный директор РСП ОАО "ДОСТ" Карпущенко Д.В. просит постановление и решения отменить, прекратить производство по делу, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственникам помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пп. "е" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 (далее? Правила) указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Обязанность организаций, обслуживающих жилищный фонд, выполнять противопожарные требования, закреплена также в п.п. 1.1, 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N~170. Согласно п. 16, 42 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Подпунктом "к" п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N1479, установлено, что на объектах защиты запрещается, в том числе, устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Данные требования тождественны положениям п.23, 33 ранее действовавших Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390.
В соответствие с п. 27 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N290 в минимальный перечень услуг и работ. необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входят работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 19 августа 2020 N2-15-116, вынесенным главным государственным инспектором Ангарского городского округа, в отношении РСП ОАО "ДОСТ" проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- по адресу: "адрес" на поэтажных коридорах третьего, пятого, десятого этажей подъезда N1, рядом с мусоропроводом, допущено устройство кладовых (подсобных помещений) с хранением различных вещей, мебели и других горючих материалов. Допущено отступление от проектных решений по освещенности пути эвакуации по общему поэтажному коридору (рядом с мусоропроводом возведены перегородки с дверными полотнами перекрывающие освещенность от оконного проема, общего поэтажного коридора), в подъезде N на третьем, пятом, седьмом, девятом и десятом этажах, в подъезде N на третьем, пятом, седьмом, девятом, десятом этажах;
- по адресу: "адрес" на поэтажных коридорах третьего и восьмого этажей подъезда N, шестого, седьмого, восьмого и девятого этажей подъезда N, седьмого и десятого этажей подъезда N, третьего и четвертого этажей подъезда N, рядом с мусоропроводом, допущено устройство кладовых (подсобных помещений) с хранением различных вещей, мебели и других горючих материалов. Допущено отступление от проектных решений по освещенности пути эвакуации по общему поэтажному коридору (рядом с мусоропроводом возведены перегородки с дверными полотнами перекрывающие освещенность от оконного проема, общего поэтажного коридора), в подъезде N со второго по девятый этажи, в подъезде N на третьем, с пятого по десятый этажи, в подъезде N на втором, третьем, пятом, седьмом, девятом и десятом этажах, в подъезде N с третьего по пятый этажи, седьмом и девятом этажах;
-по адресу: "адрес" на поэтажных коридорах второго, третьего, восьмого, десятого этажей подъезда N, рядом с мусоропроводом, допущено устройство кладовых (подсобных помещений) с хранением различных вещей, мебели и других горючих материалов. Допущено отступление от проектных решений по освещенности пути эвакуации по общему поэтажному коридору (рядом с мусоропроводом возведены перегородки с дверными полотнами перекрывающие освещенность от оконного проема, общего поэтажного коридора), в подъезде N на втором, третьем, пятом этажах, в подъезде N на пятом этаже;
- по адресу: "адрес" допущено отступление от проектных решений по освещенности пути эвакуации по общему поэтажному коридору (рядом с мусоропроводом возведены перегородки с дверными полотнами перекрывающие освещенность от оконного проема, общего поэтажного коридора), в подъезде N со второго по седьмой этажи, на девятом этаже, в подъезде N с первого по шестой этажи, на седьмом этаже.
На основании договоров управления от 01.01.2006, 27.12.2006, 01.10.2004, РСП ОАО "ДОСТ" является ответственным лицом за пожарную безопасность общедомового имущества указанных выше многоквартирных домов.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки от 19 августа 2020 N2-15-116, актом проверки от 16 сентября 2020г... фототаблицами, представлением от 25 сентября 2020г, копиями договоров управления многоквартирным домом, копией договора на управление жилищным фондом и организацию технической эксплуатации, копией технических паспортов.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, должностное лицо дало правильную оценку и обоснованно признало РСП ОАО "ДОСТ" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.
Доводы о том, организация кладовых, отступление от проектных решений по освещению путей эвакуации, отсутствовали, опровергается результатами проверки, актом проверки, фотоматериалом, протоколом об административном правонарушении, составленным государственным инспектором Ангарского городского округа по пожарному надзору, непосредственно выявившим нарушения, которые оценены на предмет допустимости, достоверности, относимости и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в их совокупности и подтверждают факт нарушения РСП ОАО "ДОСТ" требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1.1 ст.26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ) если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таком образом, основанием, допускающим возможность проведения проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в период действующих ограничений их проведения является, в том числе, наличие обстоятельств, указывающих на угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка по настоящему делу проведена с целью проверки изложенных в представлении от 18.08.2020г. (т.2 л.д.10) сведений о несоблюдении требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, которые не исключают возможность возникновения угрозы вреда жизни и здоровью проживающих в многоквартирных домах людей и свидетельствуют о наличии законных оснований для ее проведения.
С учетом изложенного, доводы об отсутствии оснований для проведения проверки, нарушении требований ч. 1.1 ст.26.2, Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, о недопустимости результатов проверки, нельзя признать состоятельными.
Представление от 25 сентября 2020 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (адм. дело л.д.141-143), соответствует требованиям ст.29.13 КоАП РФ, содержит указание на конкретные нарушения требований пожарной безопасности, причины, способствовавшие совершению правонарушения, указание на необходимость принятия РСП ОАО "ДОСТ" мер к их устранению.
Приведенные доводы жалобы о том, что состав административного правонарушения, вина РСП ОАО "ДОСТ", отсутствует, поскольку вещи ему не принадлежат, складирование вещей и установка дверей осуществлена жильцами, представление от 25 сентября 2020г. является незаконным, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в решениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Административное наказание, с учетом решения судьи Иркутского областного суда от 7 апреля 2022г, назначено РСП ОАО "ДОСТ", с применением положений ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судами в порядке, установленном ст. 30.6 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора Ангарского городского округа по пожарному надзору N2-15-18-248 от 24 сентября 2020г, решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 17 января 2022г, решение судьи Иркутского областного суда от 7 апреля 2022г, представление от 25 сентября 2020 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенные в отношении Регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора РСП ОАО "ДОСТ" Карпущенко Д.В. - без удовлетворения.
Судья: Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.