Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства водных ресурсов и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 19 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 3 марта 2022 г.
по административному делу N 04RS0014-01-2021-001279-59 (N 2а-548/2021) по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству водных ресурсов Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении мероприятий по строительству инженерной защиты от затопления водами реки Селенга в поселке Наушки Кяхтинского района Республики Бурятия, об обязании выполнить мероприятия по строительству инженерной защиты от затопления водами реки Селенга в поселке Наушки Кяхтинского района Республики Бурятия.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации Гунина В.В, поддержавшего кассационную жалобу, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, объяснения представителя Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Ласой Л.И, полагавшей, что судебные акты являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился с административным иском, в котором, с учетом изменения, просил признать незаконным бездействие Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации (Росводресурсы), выразившееся в неосуществлении мероприятий по инженерной защите от затопления водами реки Селенга в поселке Наушки Кяхтинского района Республики Бурятия; возложить на административного ответчика обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить проведение мероприятий по инженерной защите от затопления водами реки Селенга.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной проверки соблюдения водного законодательства органами прокуратуры установлено, что не обеспечены разработка и проведение мероприятий, необходимых для ликвидации негативного воздействия вод реки Селенга, не выполнены мероприятия по разработке проектно-сметной документации и выполнению работ по строительству инженерной защиты от затопления водами названной реки, чем нарушено конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и создана угроза причинения ущерба населению и объектам инфраструктуры населенного пункта, реки Селенга, озера Байкал, гибели водных биоресурсов, собственником которых является государство. Указанное бездействие допущено административным ответчиком, на котором в силу закона лежат соответствующие обязанности, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц и Российской Федерации как собственника имущества, установленные статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Кошелев А.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации Гунин В.В. иск не признал.
Представители заинтересованных лиц Администрации МО "Кяхтинский район" Злыгостев А.В, Администрации МО ГП "Наушкинское" Семенова Е.С, административный иск поддержали.
Решением Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 19 октября 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации, выразившееся в неосуществлении мероприятий по инженерной защите от затопления водами реки Селенга в поселке Наушки Кяхтинского района Республики Бурятия. На Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации возложена обязанность осуществить мероприятия по инженерной защите от затопления водами реки Селенга в поселке Наушки Кяхтинского района Республики Бурятия в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 3 марта 2022 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы Росводресурсов, Минприроды России - без удовлетворения.
Росводресурсы 31 мая 2022 г. обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 16 июня 2022г.
Минприроды России 7 июля 2022 г. обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 28 июля 2022 г.
В кассационной жалобе Росводресурсы просят обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе Минприроды России просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуроры содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационных жалоб - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факты незаконного бездействия административного ответчика Росводресурсов, нарушений требований законодательства, интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также прав граждан на благополучную окружающую среду нашли свое подтверждение.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, признав их соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм права.
В кассационной жалобе заявители выражают несогласие с выводами судов, полагая, что обязанность осуществить мероприятия по инженерной защите от затопления водами реки Селенга возложена на Росводресурсы незаконно, поскольку данная обязанность реализуется органами власти субъекта Российской Федерации - Республики Бурятия за счет субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
С доводами заявителей, изложенными в кассационных жалобах, согласиться нельзя исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность представления суду доказательств, подтверждающих законность оспариваемых действий, возложена на административного ответчика.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Приказом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов N 100 от 24 июня 2014 г. утверждена Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Селенга (СКИОВО). Срок действия СКИОВО составляет не менее 10 лет с момента разработки. Данная Схема является общедоступной и размещена в сети "Интернет".
Пунктом 143 подраздела 6.1.4. (структурные мероприятия по строительству и реконструкции сооружений) раздела 6.1 книги N 6 СКИОВО предусмотрено строительство в период с 2015 по 2018 годы инженерной защиты от затопления водами реки Селенга в поселке Наушки Кяхтинского района протяженностью 4 км. предотвращаемый ущерб - 196, 56 млн.руб. защита населения - 406 чел, 136 домов, объектов инфраструктуры и экономики. На необходимость строительства дамбы указано также в разделе 4 книги N 3 СКИОВО.
В заключении Енисейского БВУ по мероприятию "Инженерная защита пгт. Наушки от негативного воздействия реки Селенга Кяхтинского района Республики Бурятия" от 28.02.2019 N 1077, предлагаемому к финансированию за счет средств федерального бюджета по направлениям деятельности Росводресурсов на 2020 год и плановый 2021 год, указано, что мероприятия соответствуют полномочиям Росводресурсов (осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации). В этом же заключении приведена уточненная площадь защищаемой территории - 447300 кв.м и численность защищаемого населения - 2017 человек.
По сообщению администрации МО "Кяхтинский район" в зону подтопления в п. Наушки в августе-сентябре 2021 года попало 156 домов и 330 участков, ущерб, причиненный в результате наводнения, устанавливается. В списке граждан, пострадавших в результате подтопления в п. Наушки по состоянию на 14 октября 2021 года значатся 320 человек. По сведениям администрации МО ГП "Наушкинское" в 1993 году в зоне подтопления было около 2000 домов; в 2016 году подтоплено 4 приусадебных участка; в 2019 году в связи с повышением уровня воды в р. Селенга в п.Наушки частично подтоплено 23 частных двора.
Оценив указанные доказательства, суд пришел к выводу о подтверждении необходимости осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в пгт. Наушки.
Доказательства реализации мероприятий, предусмотренных СКИОВО, административным ответчиком не представлены, в связи с чем суд пришел к выводу о незаконном бездействии Росводресурсов, выразившемся в непринятии необходимых и исчерпывающих мер по инженерной защите от затопления водами реки Селенга в поселке Наушки Кяхтинского района Республики Бурятия.
Доводы заявителей о том, что указанные действия не относятся к полномочиям Росводресурсов, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и были обоснованно отклонены.
Согласно части 5 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.
Пунктом 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Учитывая включение возложенных на Росводресурсы мероприятий в СКИОВО, принимая во внимание признаки чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением пгт. Наушки водами реки Селенги и статус данного водного объекта как объекта, по которому проходит Государственная граница Российской Федерации, следует признать, что положения Водного кодекса Российской Федерации применены судами правильно.
Ссылки заявителей на положения статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в подтверждение довода о том, что возложенные на Росводресурсы обязанности лежат на Республике Бурятия не могут быть признаны состоятельными, поскольку с учетом всех вышеприведенных обстоятельств полномочия по осуществлению мероприятий по инженерной защите от затопления водами реки Селенга в поселке Наушки Кяхтинского района Республики Бурятия не подлежат передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предметом оценки по настоящему делу является наличие у Росводресурсов соответствующих полномочий в силу положений федерального законодательства, в связи с чем ссылки заявителей на фактическое выполнение мероприятий по инженерной защите органами власти субъекта Российской Федерации не имеют правового значения, поскольку законность действий (бездействия) данных органов прокурором не оспаривалась.
Доводы заявителей о наличии процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, не нашли свое подтверждение, в том числе по вопросу привлечения к участию в деле Правительства Республики Бурятия.
В деле принимал участие Департамент природных ресурсов Республики Бурятия, который с судебными актами согласился и доводы заявителей относительно полномочий и обязанности Республики Бурятия не поддержал.
Доводы о пропуске срока обращения в суд были правильно отклонены судами, поскольку обязанность по осуществлению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в силу закона возложена на административного ответчика. Кроме того, нарушение предусмотренных СКИОВО сроков проведения мероприятий не освобождает от необходимости их выполнения.
Доводы кассационных жалоб повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, однако оснований для несогласия с выводами судов не имеется.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 19 октября 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 3 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 12 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.