Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бойко В.Н, судей Ветровой Н.П, Репринцевой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N04RS0014-01-2021-001426-06 по иску прокурора Кяхтинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ "Кяхтинская центральная районная больница" об обязании обеспечить недостающим оснащением учреждение, в соответствии с установленными стандартами, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 1 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Репринцевой Н.Ю, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации- Самойлова Андрея Анатольевича, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ "Кяхтинская центральная районная больница", прокурор Кяхтинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений просил обязать ГБУЗ "Кяхтинская центральная районная больница" в срок до 01 августа 2022 года обеспечить оснащенность на ФАПах населенных пунктов Кяхтинского района оборудование и обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению недостающего оснащения ГБУЗ "Кяхтинская ЦРБ".
Требования мотивированы тем, что в результате прокурорской проверки установлено, что в нарушение п.4 ст. 10 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", Приказа Минздравсоцразвития России по 15 мая 2012 г..N 542н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" на ФАПах населенных пунктов Кяхтинского района отсутствует следующее оборудование: электрокардиограф портативный, автоматический дефибриллятор, анализатор уровня сахара крови портативный стест- полосками, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, одеяло с подогревом. Кроме того установлено, что фельдшеры, оказывающие медицинскую помощь гражданам на ФАПах, используют платные средства связи за свой счет (мобильные телефоны с личным СИМ-картами). Так, в нарушение пункта 8 статьи 10 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" не предоставлена возможность беспрепятственного и бесплатного использования средств связи медицинскими работниками на ФАПах с. Бурдуны, к. Киран, с. Киран, с. Малая Кудара, с. Анагустай, с. Семеновка, с. Дурены, с. Хилгантуй, с. Шарагол, с. Холой, с. Цаган Челутай, с. Калинишна. Также проверкой установлено, что в нарушение Приказа Минздрава России от 7 марта 2018 г..N 92н, утвердившего Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, устанавливающего стандарты оснащения прививочных кабинетов детского поликлинического отделения, прививочный кабинет в детской поликлинике ЦРБ не оснащен, в том числе, кушеткой медицинской по причине невозможности технически разместить инвентарь из-за малой площади прививочного кабинета (фактическая площадь 9 кв.м).
Прокурор просил учесть, что 20 ноября 2019 г, 15 июня 2020 г..прокуратурой района в адрес ГБУЗ "Кяхтинская ЦРБ" внесены представления, однако до настоящего времени указанные выше нарушения не устранены. В соответствии с Уставом ГБУЗ "Кяхтинская ЦРБ" Учреждение создано для осуществления в соответствии с государственным заданием деятельности для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства здравоохранения Республики Бурятия. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени РБ осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Определением суда принят отказ прокурора от исковых требований в части обеспечения оснащения на ФАПах населенных пунктов Кяхтинского района анализатором уровня сахара крови портативный с тест-полосками, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, и в части возложения обязанности на ГБУЗ "Кяхтинская центральная районная больница" по обеспечению возможности бесплатного использования средств связи медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь гражданам на ФАПах с. Бурдуны, к. Киран, с. Киран, с. Малая Кудара, с. Анагустай, с. Семеновка, с. Дурены, с. Хилгантуй, с. Шарагол, с. Холой, с. ЦаганЧелутай, с. Калинишна в связи с добровольным исполнением ответчиком исковых требований в период рассмотрения иска. Производство по гражданскому делу по иску прокурора в названной части прекращено в соответствии с абз. 4 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 1 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2022 г, исковые требования удовлетворены. Суд постановилобязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кяхтинская центральная районная больница" в срок до 01 августа 2022 года обеспечить оснащенность на ФАПах населенных пунктов Кяхтинского района следующим оборудованием: электрокардиограф портативный - с. Бурдуны, к. Киран, с. Дунгуй, с. Уладый, с. Анагустай, с. Новодесятниково, с. Убур-Киреть, с. Семеновка, с. Чикой, с. Дурены, с. Первомайское, с. Субуктуй, с. Ара-Алцагат, с. Хилгантуй, с. Шазага, с. Ивановка, с. Хутор, с. Шарагол, с. Холой, с. Энхэ- Тала, с. Усть-Киран, с. ЦаганЧелутай, с. Калинишна, с. Полканово; автоматический дефибриллятор - с. Бурдуны, к. Киран, с. Киран, с. Мурочи, с. Дунгуй, с. Уладый, с. Малая Кудара, с. Анагустай, с. Новодесятниково, с. Убур-Киреть, с. Семеновка, с. Чикой, с. Дурены, с. Первомайское, с. Субуктуй, с. Ара-Алцагат, с. Хилгантуй, с. Шазага, с. Ивановка, с. Хутор, с. Шарагол, с. Холой, с. Энхэ-Тала, с. Усть-Киран, с. ЦаганЧелутай, с. Калинишна, с. Полканово; одеяло с подогревом - с. Бурдуны, к. Киран, с. Киран, с. Мурочи, с. Дунгуй, с. Уладый, с. Малая Кудара, с. Анагустай, с. Новодесятниково, с. Убур-Киреть, с. Семеновка, с. Унгуркуй, с. Чикой, с. Дурены, с. Первомайское, с. Субуктуй, с. Ара-Алцагат, с. Хилгантуй, с. Шазага, с. Ивановка, с. Хутор, с. Шарагол, с. Холой, с. Энхэ-Тала, с. Большая Кудара, с. Усть-Киран, с. ЦаганЧелутай, с. Калинишна, с. Полканово. Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кяхтинская центральная районная больница" в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить оснащенность прививочного кабинета в детской поликлинике ЦРБ кушеткой медицинской.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению недостающего оснащения ГБУЗ "Кяхтинская ЦРБ".
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Бурятия просит отменить обжалуемые судебные постановления в части требований к Министерству здравоохранению, принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Минздраву Республики Бурятия полностью.
В обосновании кассационной жалобы указала, что что вывод суда о том, что имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Минздрав как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения здравоохранения республики является незаконным и необоснованным, так как фактически указанным решением Министерство привлекается к субсидиарной ответственности с ГБУЗ "Кяхтинская ЦРБ". Выражает также несогласие с установленными судом сроками, которые считает неразумными.
От прокурора Кяхтинского района Республики Бурятия поступили письменные возражения относительно кассационной жалобы.
Прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации- Самойлов А.А. против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой проверки выявлено отсутствие в больнице и на ФАПах медицинского оборудования, необходимого для оказания медицинской помощи, с учетом стандарта оснащения медицинской организации. Отсутствие такого оборудования нарушает порядок оказания медицинской помощи, утвержденный Минздравом России. В связи с выявленными нарушениями 20 ноября 2019 г, 15 июня 2020 г. прокуратурой района в адрес ГБУЗ "Кяхтинская ЦРБ" внесены представления.
В нарушение Приказа Минздрава России от 7 июня 2018 г. N 92н, утвердившего Положение об организации оказания первичной медико- санитарной помощи детям, устанавливающего стандарты оснащения прививочных кабинетов детского поликлинического отделения (Приложение N 6), прививочный кабинет в детской поликлинике ЦРБ не оснащен кушеткой медицинской, а также, в нарушение п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (Приложение N 14 Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта), на ФАПах населенных пунктов Кяхтинского района, указанных в иске прокурора, отсутствует оборудование: электрокардиограф портативный, автоматический дефибриллятор, одеяло с подогревом.
Как следует из Устава ГБУЗ "Кяхтинская ЦРБ", утвержденного приказом Минздрава РБ от 24 декабря 2012 г, предметом и целью деятельности 4 Учреждения является оказание квалифицированной медицинской помощи на территории Кяхтинского района, сохранение и восстановление здоровья населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Учреждение создано для осуществления в соответствии с государственным заданием деятельности для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства здравоохранения РБ. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, участвующим на территории Республики Бурятия в государственной политике в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Министерство здравоохранения Республики Бурятия, как главный распорядитель и получатель средств бюджета, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об удовлетворении иска прокурора путем возложения обязанности на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кяхтинская центральная районная больница" в срок до 01 августа 2022 года обеспечить оснащенность на ФАПах населенных пунктов Кяхтинского района электрокардиографом портативным, автоматическим дефибриллятором, одеялом с подогревом; возложения обязанности на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кяхтинская центральная районная больница" в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить оснащенность прививочного кабинета в детской поликлинике ЦРБ кушеткой медицинской, и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению недостающего оснащения ГБУЗ "Кяхтинская ЦРБ" пришел к выводу, что такая обязанность императивно предусмотрена Приказом Минздрава России от 07 марта 2018г. N 92н, утвердившего Положение об организации оказания первичной медико- санитарной помощи детям, устанавливающего стандарты оснащения прививочных кабинетов детского поликлинического отделения (Приложение N 6), п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (Приложение N 14 Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта).
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, они повторяют процессуальную позицию ответчика в нижестоящих судах.
Стандарты оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, содержащие исчерпывающий перечень строго определенных медицинских изделий и иного оборудования, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, влекущих в любом случае отмену судебных постановлений, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 1 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Бойко
Судьи Н.П. Ветрова
Н.Ю. Репринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.