Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-12/2022, УИД: 75RS0028-01-2021-000302-85 по иску прокурора Шелопугинского района, в интересах Муратова Александра Алексеевича, к администрации муниципального района "Шелопугинский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании включить в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации и обязать произвести выплату на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе Муратова Александра Алексеевича на решение Шелопугинского районного суда Забайкальского края от 18 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 5 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В, поддержавшего доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Шелопугинского района в интересах Муратова А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района "Шелопугинский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании включить в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации и обязать произвести выплату на приобретение жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Муратов А.А. зарегистрирован по месту жительства в жилом доме по адресу: "адрес". Вышеуказанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шелопугинского района Забайкальского края в июне 2021 года. В результате наводнения дом был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию муниципального района "Шелопугинский район" о включении его в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району "Шелопугинский район", ему было отказано в связи с тем, что на момент наводнения собственниками жилого помещения являлись: М, приходящийся сыном Муратову А.А, О, несовершеннолетние внуки Муратова А.А. - К, К, С.
Прокурор полагает, что данным решением нарушаются право Муратова А.А. на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с его утратой в результате чрезвычайной ситуации, поскольку Муратов А.А. является членом семьи собственников.
Просил суд признать за Муратовым А.А. право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; обязать администрацию муниципального района "Шелопугинский район" включить Муратова А.А. в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Муратову А.А. выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями"; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Шелопугинского районного суда Забайкальского края от 18 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 5 апреля 2022 г, исковые требования прокурора Шелопугинского района, в интересах Муратова Александра Алексеевича, к администрации муниципального района "Шелопугинский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой вследствие чрезвычайной ситуации, обязании включить в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации и обязать произвести выплату на приобретение жилого помещения, приведения решения к немедленному исполнению оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Муратов А.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта.
Относительно доводов кассационной жалобы участвующим в деле прокурором прокуратуры Забайкальского края принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В, поддержавшего доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021г. N 46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями" в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021г. в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района "Шелопугинский район" Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (пункт 1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (пункт 3).
Постановлением главы муниципального района "Шелопугинский район" от 18 июня 2021 г. N (с изменениями) на территории муниципального района "Шелопугинский район", определены границы зоны действия режима функционирования "Чрезвычайная ситуация", территории поселений муниципального района, куда вошли жилые дома, в том числе жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Истец Муратов А.А. зарегистрирован с 3 сентября 1986 г. по адресу: "адрес".
Согласно уведомлению от 12 октября 2021 г. в ЕГРН отсутствует информация о правах Муратова А.А. на имеющиеся у него объекты недвижимости.
Муратов А.А. был уведомлен о том, что во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями в период 2021 года по муниципальному району "Шелопугинский район", ему отказано на основании подпунктов 1, 2 пункта 23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 (несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Правил).
Согласно выпискам из ЕГРН следует, что собственниками жилого помещения и земельного участка (общая долевая собственность) расположенного по адресу: "адрес", являются: К, К, Е, С, О. (договор купли-продажи земельного участка от 1 февраля 2019 г, договор купли - продажа квартиры с использованием материнского (семейного) капитала от 1 февраля 2019г.).
Заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 25 августа 2021 г. N, жилое помещение по адресу: "адрес", в результате воздействия паводка, произошедшего в июне 2021 года, на основании акта межведомственной комиссии N от 25 августа 2021 г. требует капитального ремонта, нужно обратиться в экспертную организацию для заключения состояния жилого дома.
Актом N от 17 сентября 2021 г. визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, жилой дом по адресу: "адрес", не пригоден для проживания, степень повреждения объекта 63%.
Уведомлением администрации муниципального района "Шелопугинский район" от 16 ноября 2021 г. Е, как законный представитель несовершеннолетних детей: К, К, С, был уведомлен о том, что распоряжением Администрации муниципального района "Шелопугинский район" от 15 ноября 2021 г. N, они включены в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями в период 2021 года по муниципальному району "Шелопугинский район".
Полагая нарушенными свои права на получение социальных выплат, истец обратился в суд, ссылаясь на то, что он проживает в жилом помещении как член семьи собственника по адресу: "адрес", которое он подарил в 2019 году семье сына М.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент наводнения и в настоящее время жилое помещение по адресу: "адрес", находится в собственности К, К, Е, С, О, в связи с чем, Муратов А.А. не подлежит включению в указанный Список, поскольку не является собственником спорного жилого помещения, им не было утрачено принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение. Также суд указал, что факт совместного проживания истца с собственниками жилого помещения своего подтверждения не нашел, в связи с чем истец не может быть признан членом семьи собственника жилого помещения в целях получения мер социальной поддержки.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласилась с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Пунктом 3 установлено, что настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки: 1) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений (далее - жилые помещения); 2) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на строительство ими жилых помещений; 3) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан; 4) предоставление жилых помещений, приобретенных Забайкальским краем или городскими поселениями, муниципальными и городскими округами, муниципальными районами (в отношении сельских поселений), на территории которых располагались утраченные жилые помещения (далее - муниципальное образование); 5) предоставление жилых помещений, построенных Забайкальским краем или муниципальными образованиями.
Согласно пункту 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации: 1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение,
пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г..N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение
отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г..N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
К членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации. К членам семей граждан, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан (пункт 5 Правил).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Муратов А.А. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес"; данное жилое помещение попало в зону подтопления; собственником указанного жилья истец не является и совместно с собственником в данном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации не проживал, суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, об отсутствии правовых оснований для включения истца в Список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы Муратова А.А. не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, являлись предметом правовой оценки судов, отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях, выражают исключительно несогласие истца с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шелопугинского районного суда Забайкальского края от 18 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 5 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Муратова Александра Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.