Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1452/2021; УИД: 75RS0027-01-2021-002374-33 по иску Золотухиной Ирины Леонидовны, Золотухина Виталия Михайловича к администрации городского поселения "Шилкинское", администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, включении в список, обязании произвести выплату, по кассационной жалобе Золотухиной Ирины Леонидовны, Золотухина Виталия Михайловича на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 13 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Золотухина И.Л, Золотухин В.М. обратились в суд с иском к администрации городского поселения "Шилкинское", администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, включении в список, обязании произвести выплату.
Требования мотивированы тем, что они фактически проживают в жилом помещении по адресу: "адрес", иного жилья в собственности не имеют.
В июле 2021 г. указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в связи с выпадением значительного количества осадков и повышением уровня воды в реке Кия. Комиссией дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Во включении в списки граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021г, истцам было отказано в связи с тем, что на момент наводнения они не являлись собственниками жилого помещения, при этом, собственник Золотухин А.М. имеет иное пригодное для проживания жилое помещение.
Не согласившись с указанным решением, просили суд признать за ними право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; обязать администрацию муниципального района "Шилкинский район", администрацию городского поселения "Шилкинское" включить их в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести истцам выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021г. N 362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями"; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 13 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 марта 2022 г, с учетом исправленных описок определением судьи Шилкинского районного суда Забайкальского края от 13 января 2022 г, в удовлетворении требований Золотухиной Ирины Леонидовны, Золотухина Виталия Михайловича о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, включении в список, обязании произвести выплату - отказано.
В кассационной жалобе истцы Золотухина И.Л, Золотухин В.М. просят об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ими исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 22 июля 2021 г. N на территории городского поселения "Шилкинское" введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 24 июля 2021 г. N, (с постановлениями о внесении изменений от 26 июля 2021 г. N, N, 29 июля 2021 г. N, 2 августа 2021 г. N, 7 августа 2021 г. N, 27 сентября 2021 г. N), определены границы зоны действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городском поселении "Шилкинское".
Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", находился в зоне затопления 22 июля 2021г.
Постановлением администрации городского поселения "Шилкинское" от 23 сентября 2021 г. N назначена межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения "Шилкинское".
Заключением межведомственной комиссии N от 15 октября 2021 г, составленного на основании актов обследования помещения, экспертного исследования N от 11 августа 2021 г, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания.
Также установлено, что истец Золотухина И.Л. является матерью истца Золотухина В.М... Они проживают с 2001 года по адресу: "адрес".
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности старшему сыну истца - Золотухину А.М, которому также принадлежит на праве собственности пригодное для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Отметкой в паспорте Золотухина А.М. подтверждается, что "данные изъяты" 2018 г. между ним и М. (после брака - М.) М.В, заключен брак.
Согласно выписке из ЕГРН от 1 марта 2022 г, у М. с 1 марта 2019 г. в собственности имеется жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на квартиру установлено ограничение права- ипотека в силу закона.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истцов правовых оснований для получения мер социальной поддержки. При этом суд исходил из того, что истцы на момент чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, не являлись, жилое помещение принадлежит Золотухину А.М, у которого на момент возникновения чрезвычайной ситуации имелось иное пригодное для проживания помещение, а истец Золотухин В.М. членом семьи собственника жилого помещения не является.
С указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не являются.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы 1, 2, 7, 8 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно пункту "л" части 1 статьи 11 названного Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 (далее по тексту также постановление 14 сентября 2021 г. N 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее по тексту также Правила).
Из подпункта 1 пункта 3 Правил следует, что мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подпунктах 1-3 и 5 пункта 4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно подпунктам 1-3 и 5 пункта 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (далее - граждане):
- граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
- граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
- граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
- граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 г.), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Согласно пункту 5 Правил к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.
К членам семей граждан, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан.
Как следует из пункта 9 Правил условием оказания мер социальной поддержки гражданам, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 4 настоящих Правил, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями) собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам. Отчуждение указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится в том числе: несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Правил; непредставления документов, указанных в пунктах 19, 20 Правил.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, суд первой инстанции установив, что истцы собственниками спорного жилого помещения на момент возникновения чрезвычайной ситуации не являлись, а у собственника жилого помещения на момент возникновения чрезвычайной ситуации имелось иное пригодное для проживания помещение, обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что истцы фактически проживали и пользовались спорным жилым помещением как собственники, что отсутствие правоустанавливающих документов не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, что утраченное жилое помещение являлось для истцов единственным жильем, в целом повторяют позицию кассаторов, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителей кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 13 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Золотухиной Ирины Леонидовны, Золотухина Виталия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.