Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4502/2021; УИД: 54RS0010-01-2021-006127-94 по иску Коновалова Сергея Васильевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочно страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 28 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коновалов С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области, просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бердске Новосибирской области N от 6 октября 2020 г. об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, обязать включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периоды работы: с 13 октября 1993 г. по 31 декабря 1994 г. в качестве стволового дозаторщика и с 1 января 1995 г. по 31 января 1997 г. в качестве крепильщика в ООО "Лениногорский полиметаллический комбинат", с 1 февраля 1997 г. по 19 марта 1997 г. в должности крепильщика и с 20 марта 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности горного мастера, с 23 июля 1999 г. по 7 января 2001 г. и с 28 января 2001 г. по 30 ноября 2003 г. в качестве начальника, с 1 декабря 2003 г. по 5 октября 2005 г. в должности заместителя механика в Ридерском горно-обогатительном комплексе ТОО "Казцинк", с 8 января 2001 г. по 27 января 2001 г. учебный отпуск, с 6 июля 1992 г. по 2 августа 1993 г. в должности респираторщика в 30-м Военизированном горноспасательном отряде.
Требования мотивированы тем, что в спорные периоды истец работал на должностях и выполнял трудовые функции, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 28 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 апреля 2022 г, постановлено:
Исковые требования Коновалова Сергея Васильевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочно страховой пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бердске Новосибирской области N от 6 октября 2020 г. об отказе в назначении досрочно страховой пенсии Коновалову Сергею Васильевичу. Включить в специальный стаж работы Коновалова Сергея Васильевича, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды:
- с 6 июля 1992 г. по 2 августа 1993 г. в должности респираторщика в 30-м Военизированном горноспасательном отряде, - с 13 октября 1993 г. по 31 декабря 1994 г. в должности стволового дозаторщика в ООО "Лениногорский полиметаллический комбинат", - с 1 января 1995 г. по 31 января 1997 г. в должности крепильщика в ООО "Лениногорский полиметаллический комбинат", -с 1 февраля 1997 г. по 19 марта 1997 г. в должности крепильщика в Риддерском горно-обогатительном комплексе ТОО "Казцинк", -с 20 марта 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности горного мастера в Риддерском горно-обогатительном комплексе ТОО "Казцинк", -с 1 января 1998 г. по 22 июля 1999 г. в должности горного мастера Риддерском горно-обогатительном комплексе ТОО "Казцинк", - с 23 июля 1999 г. по 7 января 2001 г. и с 28 января 2001 г. по 30 ноября 2003 г. в должности начальника в Риддерском горно-обогатительном комплексе ТОО "Казцинк", - с 1 декабря 2003 г. по 5 октября 2005 г. в должности заместителя главного механика в Риддерском горно-обогатительном комплексе ТОО "Казцинк", - с 8 января 2001 г. по 27 января 2001 г. учебный отпуск в должности начальника в Риддерском горно-обогатительном комплексе ТОО "Казцинк".
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области назначить Коновалову Сергею Васильевичу досрочно страховую пенсию по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 июля 2020г.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области в пользу Коновалова Сергея Васильевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 рублей".
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области Лемасова О.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска Коновалову С.В. в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Коновалова С.В. - Шахмаевым А.В. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Коновалов С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бердске Новосибирской области (в настоящее время Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области) 28 июня 2020 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N от 6 октября 2020 г. Коновалову С.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Согласно решению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бердске Новосибирской области от 6 октября 2020 г. специальный стаж Коновалова С.В. составляет 2 года 11 месяцев 28 дней, страховой стаж составляет 27 лет 1 день, индивидуальный пенсионный коэффициент составляет 98, 317.
При этом, в специальный стаж не были засчитаны периоды:
- с 13 октября 1993 г. по 31 декабря 1994 г. в должности стволового дозаторщика и с 1 января 1995 г. по 31 января 1997 г. в должности крепильщика в ООО "Лениногорский полиметаллический комбинат", поскольку документы об особых условиях труда на хранение в Риддерский филиал КГУ "Государственный архив" управления культуры архивов и документации ВКО не поступали, - с 1 февраля 1997 г. по 19 марта 1997 г. в должности крепильщика и с 20 марта 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности горного мастера в Риддерском горно-обогатительном комплексе ТОО "Казцинк", так как технологические документы за 1997 год отсутствуют, - с 1 января 1998 г. по 22 июля 1999 г. в должности горного мастера, с 23 июля 1999 г. по 7 января 2001 г, с 28 января 2001 г. по 30 ноября 2003 г. в должности начальника, с 1 декабря 2003 г. по 5 октября 2005 г. в должности заместителя главного механика в Риддерском горно-обогатительном комплексе ТОО "Казцинк", поскольку с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан отменено назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, - с 8 января 2001 г. по 27 января 2001 г. - учебный отпуск, так включение данного периода не предусмотрено, -с 6 июля 1992 г. по 2 августа 1993 г. в должности респираторщика в 3-м Военизированном горноспасательном отряде, так как отсутствуют документы, подтверждающие достоверность сведений, запрошенных в порядке части 9 статьи 21 Закона N 400-ФЗ.
Из трудовой книжки истца следует, что в спорные периоды Коновалов С.В. работал:
- с 6 июля 1992 г. по 2 августа 1993 г. в должности респираторщика в 30-м Военизированном горноспасательном отряде, - с 2 августа 1993 г. по 12 октября 1993 г. в должности ученика стволового дозаторщика на подземных работах с полным рабочим днем по 1 разряду на Тишинском руднике Лениногорского полиметаллического комбината, - с 13 октября 1993 г. по 31 декабря 1993 г. в должности стволового дозаторщика на подземных работах с полным рабочим днем на Тишинском руднике Лениногорского полиметаллического комбината, - с 1 января 1995 г. по 31 января 1997 г. в должности крепильщика на подземных работах с полным рабочим днем на Тишинском руднике Лениногорского полиметаллического комбината, - с 1 февраля 1997 г. по 19 марта 1997 г. в должности крепильщика на подземных работах с полным рабочим днем на Тишинском руднике Лениногорского горно-металлургического комплекса ОАО "Казцинк", - с 20 марта 1997 г. по 22 июля 1999 г. в должности горного мастера участка шахтного подъема N 10, занятого на подземных работах, полный рабочий день на Тишинском руднике Лениногорского горно-металлургического комплекса ОАО "Казцинк", - с 23 июля 1999 г. по 31 декабря 2002 г. в должности начальника участка шахтного подъема N 10, выполняющего работы в подземных условиях 50 % и более рабочего времени в году на Лениногорском горно-обогатительном комплексе, - с 1 января 2003 г. по 30 ноября 2003 г. в должности начальника участка шахтного подъема N 7, занятого на подземных работах 50 % и более рабочего времени в году в Риддерском горно-обогатительном комплексе ОАО "Казцинк", - с 1 декабря 2003 г. по 5 октября 2005 г. в должности заместителя главного механика, занятого на подземных работах 50 % и более рабочего времени в году в Риддерском горно-обогатительном комплексе АО "Казцинк".
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу, что в спорные периоды истец, исходя из представленных в материалы дела документов, работал в условиях, предусмотренных Списком N 1 от 26 января 1991г, необходимых для включения спорных периодов в подсчет специального стажа.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласилась с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 Соглашение от 13 марта 1992 г, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установлено, что подтверждению подлежат подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В абзаце 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Судом первой и апелляционной инстанций были учтены положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, в данном случае из Республики Казахстан.
Судами установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие у Коновалова С.В. подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Довод кассационной жалобы о необоснованном включении в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца с 6 июля 1992 г. по 2 августа 1993 г. в должности респираторщика в 30-м Военизированном горноспасательном отряде был предметом исследования и оценки судами первой и апелляционной инстанции и признан необоснованным.
Согласно справке, подтверждающей характер работы или условия труда филиала "Лениногорский военизированный горноспасательный отряд Республиканского государственного казенного предприятия "Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб" Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 сентября 2015 г, Коновалов С.В. в период с 6 июля 1992 г. по 2 августа 1993 г. работал полный рабочий день в должности респираторщика в 30-м Военизированном горноспасательном отряде, в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, что предусмотрено 1 разделом 5 подразделом подпунктами "а" и "б" Списка N 1.
Из справки уточняющей особый характер работы или условия труда от 7 ноября 2020 г. следует, что Коновалов С.В. с 6 июля 1992 г. по 2 августа 1993 г. работал в должности респираторщика на производстве в 30-м Военизированном горноспасательном отряде Тишинского взвода, полный рабочий день при полной рабочей недели в особых условиях труда.
Согласно пункту 1 Положения о военизированных горноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 16 января 1995 г. военизированные горноспасательные части по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности (далее именуются - ВГСЧ) являются государственными специализированными организациями, призванными осуществлять в установленном порядке горноспасательное обслуживание предприятий металлургической промышленности по добыче и переработке полезных ископаемых, предприятий по добыче и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и других предприятий любой формы собственности, ведущих горные работы или имеющих горные выработки.
В соответствии с пунктом 2 Положения основной задачей ВГСЧ является осуществление на обслуживаемых предприятиях (объектах) экстренных мер по спасению людей, застигнутых авариями, ликвидации этих аварий и их последствий, работ, при выполнении которых требуется применять средства защиты органов дыхания, специальную горноспасательную технику и оборудование.
Пунктом 5 Положения о военизированных горноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности установлено, что оперативные подразделения ВГСЧ состоят из отделений, пунктов, взводов, отрядов и частей.
Согласно пункта 9 данного Положения военизированный горноспасательный отряд (далее именуется - ВГСО) состоит из военизированных горноспасательных взводов и военизированных (подземных) горноспасательных пунктов и обеспечивает выполнение на обслуживаемых рудниках (шахтах) всего комплекса горноспасательных, профилактических и других инженерно - технических работ.
В состав ВГСО, кроме указанных взводов и пунктов, могут входить производственные мастерские по производству, ремонту и наладке горноспасательного и шахтного пожарного оборудования, группа специалистов депрессионных и тепловых съемок, канатно-испытательные станции и другие инженерные подразделения.
Отряд, не входящий в состав горноспасательной части, именуется отдельным военизированным горноспасательным отрядом на правах части.
Согласно Положения основной состав горноспасательной службы состоит из респираторщиков и командного состава.
Из сведений, размещенных в общем доступе следует, что Военизированная горноспасательная служба Республики Казахстан имеет сложную структуру и именуется Республиканское государственное казенное предприятие "Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб" Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, и в структуру данной организации входит Лениногорский военизированный горноспасательный отряд.
Из справки Республиканского государственного казенного предприятия "Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб" Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан следует, что 30-ый Военизированный горноспасательный отряд, 1 ноября 1997 г. переименован в казенное предприятие "Лениногорский военизированный горноспасательный отряд", который в свою очередь является филиалом Республиканского государственного казенного предприятия "Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб" Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о включении указанного периода в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа о том, что поскольку с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан отменен институт досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда, то не имеется оснований для назначения страховой пенсии досрочно в Российской Федерации, судебная коллегия суда кассационной инстанции отклоняет, как противоречащие Соглашению "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 28 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.