Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1286/2021 (УИД 75RS0027-01-2021-002018-34) по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Бурдинской Кристины Павловны, Федорова Сергея Анатольевича, Бурдинской Анны Николаевны, Бурдинского Степана Николаевича к администрации городского поселения "Шилкинское", администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шилкинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Бурдинской Кристины Павловны (далее Бурдинская К.П.), Федорова Сергея Анатольевича (Федорова С.А.), Бурдинской Анны Николаевны (далее - Бурдинской А.Н.), Бурдинского Степана Николаевича (далее - Бурдинский С.Н.) с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. По обращению Бурдинской К.П. прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Бурдинская К.П. с 26 июля 2020 г. фактически проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" совместно с сожителем Федоровым Сергеем Анатольевичем и детьми Бурдинскими Анной Николаевной и Степаном Николаевичем.
Факт проживания данных лиц в указанном помещении подтверждается: справками МОУ "Шилкинская СОШ N"; свидетельством о регистрации права от 15 октября 2009 г, согласно которому собственником помещения является Чебан A.Ю.; постановлением администрации муниципального района "Шилкински район" от 22 июня 2021 г. N, согласно которому дом включен в зону подтопления, справкой администрации городского поселения "Шилкинское", показаниям свидетелей, подтвердившими факт проживания истцов в жилом помещении.
22 июля 2021 г. в результате наводнения истцами по месту жительства полностью утрачено имущество первой необходимости. Однако истцы не были включены в списки на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в связи с отсутствием постоянной регистрации истцов в указанном жилом помещении.
Шилкинский межрайонный прокурор, действующий в интересах Бурдинской К.П, Федорова С.А, Бурдинской А.Н, Бурдинского С.Н. просил суд установить факт постоянного проживания Бурдинской К.П, Федорова С.А, Бурдинской А.Н, Бурдинского С.Н. по адресу: "адрес" для получения финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; признать за Бурдинской К.Н, Федоровым С.А, Бурдинской А.Н, Бурдинским С.Н. право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 руб. на человека в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; обязать администрацию городского поселения "Шилкинское" включить Бурдинскую К М, Федорова С.А, Бурдинскую А.Н, Бурдинского С.Н. в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Бурдинской К.П, Федорова С.А, Бурдинской А.Н, Бурдинского С.Н. финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере l00000 руб. на человека за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе, за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
Определением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 15 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чебан Анастасия Юрьевна.
Протокольным определением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 15 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чебан Юлия Владимировна.
Определением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 9 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 г. исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Бурдинской К.П, Федорова С.А, Бурдинской А.Н, Бурдинского С.Н. к администрации городского поселения "Шилкинское", администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 февраля 2022 г. решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 г. отменено, принято по делу новое решение.
Установлен факт постоянного проживания Бурдинской Кристины Павловны, Федорова Сергея Анатольевича, Бурдинской Анны Николаевны, Бурдинского Степана Николаевича в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" для получения финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Признано за Бурдинской Кристиной Павловной, Федоровым Сергеем Анатольевичем, Бурдинской Анной Николаевной, Бурдинским Степаном Николаевичем право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 руб. на человека в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
На Администрацию городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края возложена обязанность включить Бурдинскую Кристину Павловну, Федорова Сергея Анатольевича, Бурдинскую Анну Николаевну, Бурдинского Степана Николаевича в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости (в размере 100 000 рублей), в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
С Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Бурдинской Кристины Павловны, Федорова Сергея Анатольевича, Бурдинской Анны Николаевны, Бурдинского Степана Николаевича взыскана финансовая помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей на каждого за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В кассационной жалобе представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 февраля 2022 г.
В обоснование доводов жалобы указано на неправильное толкование и применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Так, один лишь факт постоянного проживания истцов на территории вошедшей в границы зоны чрезвычайной ситуации не является основанием для оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Стороной истца договора аренды не предоставлено, то есть нарушены требования ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так как жилое помещение предоставлено материальным истцам по устному договору. Указанный договор государственной регистрации не имеет, следовательно, в силу требований закона не может считаться заключенным (является недействительным).
По мнению заявителя, совокупность исследованных судом доказательств, свидетельствует о наличии неустранимых противоречий в части определения в действительности факта законного вселения и постоянного проживания истцов с июля 2020 года по 19 августа 2021 года, а так же, в том числе, на дату введения режима чрезвычайной ситуации по адресу: "адрес". Факт постоянного проживания гражданина является, согласно установленного выше Порядка, критерием отнесения его к категории "пострадавших граждан", наряду с их регистрацией по месту проживания.
Суд, основываясь только на объяснениях истцов и показаниях соседей установил, что истцы при вселении завезли свою мебель, тогда как при комиссионном обследовании утраченного имущества по адресу: "адрес" доме находился собственник данного жилого помещения, которая и получила финансовую помощь за утраченное имущество в размере 100000 рублей.
Учитывая, что у истцов отсутствует регистрация по адресу: "адрес", нет оснований для отнесения их к категории "пострадавших граждан" в результате чрезвычайной ситуации, критерий которых определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N1928, в связи с наличием неустранимых противоречий у истцов не возникло право на получение мер социальной поддержки в установленном законодательством размере и порядке.
Относительно доводов кассационной жалобы участвующим в деле прокурором Забайкальского края принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились материальные истцы Бурдинская К.П, Федоров С.А, Бурдинская А.Н, Бурдинский С.Н, представители ответчиков администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, администрации городского поселения "Шилкинское", третьи лица Чебан А.Ю, Чабан Ю.В, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судом апелляционной инстанции и они выразились в следующем.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истцы Бурдинская К.П, Федоров С.А. и несовершеннолетние Бурдинская А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бурдинский С.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле 2021 г. на территории Забайкальского края, проживали в жилом помещении по адресу: "адрес".
Данное жилое помещение, как следует из представленных в материалы дела документов с 17 сентября 2009 г. принадлежит на праве собственности Чебан Анастасии Юрьевне.
Сторонами не оспаривалось, что жилое помещение по адресу: "адрес" попало в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края.
Из материалов дела следует, что на момент чрезвычайной ситуации истцы не были зарегистрированы в спорном жилом помещении, истец Бурдинская К.П. была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", истец Федоров С.А. по адресу: "адрес".
В акте комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2021 года от 26 июля 2021 г, указано, что у пострадавшей Чебан А.Ю. и члена ее семьи (матери) Чебан Ю.В. по месту жительства: "адрес" полностью утрачено имущество первой необходимости.
При этом истцам Бурдинской К.П, Федорову С.А, Бурдинской А.Н, Бурдинскому С.Н. отказано во включении в список на оказание единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: "адрес".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку стороной истца не представлено доказательств того, что в жилом помещении, которое попало в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, находилось совместное имущество семьи Бурдинской К.П, в связи с чем, материальные истцы имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом, поскольку представленный в материалы дела акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории по адресу: "адрес"5 содержит сведения об утрате имущества первой необходимости пострадавшей Чебан А.Ю. и ее семьи Чебан Ю.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 февраля 2022 г. решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым установлен факт постоянного проживания Бурдинской Кристины Павловны, Федорова Сергея Анатольевича, Бурдинской Анны Николаевны, Бурдинского Степана Николаевича в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" для получения финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Признано за Бурдинской Кристиной Павловной, Федоровым Сергеем Анатольевичем, Бурдинской Анной Николаевной, Бурдинским Степаном Николаевичем право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 руб. на человека в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
На Администрацию городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края возложена обязанность включить Бурдинскую Кристину Павловну, Федорова Сергея Анатольевича, Бурдинскую Анну Николаевну, Бурдинского Степана Николаевича в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости (в размере 100 000 рублей), в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
С Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Бурдинской Кристины Павловны, Федорова Сергея Анатольевича, Бурдинской Анны Николаевны, Бурдинского Степана Николаевича взыскана сумма финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей на каждого за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе, за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неверном толковании норм материального права, выводы суда апелляционной инстанции постановлены при неполном исследовании всех имеющих значение для дела обстоятельств, что привело к принятию незаконного и необоснованного судебного постановления по делу.
В соответствии с п. 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее Правила от 8 декабря 2019 г. N1928).
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил от 28 декабря 2019 г. N1928 трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели; г) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).
Согласно п. п. 10, 11 Правил от 28 декабря 2019 г. N1928 предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях предусмотренных пунктами "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении условий: б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
- проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
А) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части имущества, находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
Б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии п. 14 Правил от 28 декабря 2019 года N1928 порядок и условия оказания соответствующих видов помощи гражданам и юридическим лицам устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно Постановления Правительства Забайкальского края от 13 июля 2021 г. N 253 "Об утверждении Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 г. N 248-ЗЗК "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях осуществления выплат гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, Правительство Забайкальского края утвердило Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. (далее Порядок от 13 июля 2021 г. N253)
Названный Порядок устанавливает условия оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее также - выплаты), пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории
Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее - чрезвычайная ситуация), гражданам Российской Федерации (далее - пострадавшие граждане).
В силу п.2 Порядка от 13 июля 2021 г. N253 в целях настоящего Порядка:
1) под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки);
2) под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка от 13 июля 2021 г. N253, критериями утраты имущества первой необходимости являются:
1) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части, находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
2) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с п.4 Порядка, пострадавшие граждане имеют право на:
1) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека;
2) финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека.
В соответствии с п.5 Порядка от 13 июля 2021 г. N253 предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:
1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка от 13 июля 2021 г. N253, проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).
В соответствии с п. 7 Порядка, формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 г. N 275.
В соответствии с п. 12 Порядка от13 июля 201 г. N253 финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе, резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 г. N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.
Постановлением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 22 июля 2021 г. N 262 на территории городского поселения "Шилкинское" введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 24 июля 2021 г. N 266 (с Постановлениями о внесении изменений от 26 июля 2021 г. N 267, N 270, от 29 июля 2021 г. N 271, от 2 августа 2021 г. N 272, от 7 августа 2021 г. N 278) определены границы зоны действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городском поселении "Шилкинское".
Из вышеприведенных норм права следует, что право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 3 октября 2014 г. N 2-4-87-24-7, предусмотрено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Учитывая данные рекомендации, следуя положениям ст. 2, 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П, необходимо отметить, что право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющим по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных зонах. При этом, выводы суда о наличии факта постоянного проживания лица в определенном жилом помещении должны быть представлены в судебном постановлении самым убедительным образом, со ссылками на доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам при разрешении данного спора с учетом доводов сторон относились установление факта постоянного проживания истцов в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", которое попало в зону подтопления и пострадало в результате чрезвычайной ситуации на день введения режима чрезвычайной ситуации, нарушение условий жизнедеятельности истцов в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, утрата частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Установив факт постоянного проживания истцов по вышеуказанному адресу на момент возникновения чрезвычайной ситуации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, предоставляемая гражданам единовременная материальная и финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества носит компенсационный характер, такие меры предоставляются лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в целях восстановления возможности нормальной жизнедеятельности пострадавших граждан.
Однако, судом апелляционной инстанции при определении нуждаемости истцов в мерах социальной поддержки с учетом регистрации истцов по иным адресам, не была дана оценка возможности проживания истцов по месту регистрации, нахождения по месту регистрации принадлежащего истцам имущества первой необходимости и возможности его использования.
Также суд апелляционной инстанции, в обоснование выводов о полной утрате истцами предметов первой необходимости сослался на акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, который был составлен межведомственной комиссией 26 июля 2021 г. на собственника жилого помещения Чебан А.Ю. и члена ее семьи (матери) Чебан Ю.В.
В судебном заседании в суде первой инстанции процессуальный истец пояснил, что акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории по адресу: "адрес" составлен на пострадавшую Чебан А.Ю, имущество которой не было утрачено, поскольку было утрачено имущество, принадлежащее материальным истцам, в связи с чем, в настоящее время прокуратурой проводится проверка.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции процессуальный истец - прокурор Арутюнов А.В. пояснил, что на момент проведения обследования в жилом помещении по адресу: "адрес" находилась собственник Чебан А.Ю, которая подтвердила, что все имущество принадлежит ей и она постоянно проживает в другом месте.
Таким образом, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы ответчика относительно того обстоятельства, что судом апелляционной инстанции не дана оценка факту утраты истцами имущества первой необходимости (полной или частичной утраты имущества) в соответствии с критериями, установленными действующим законодательством. В частности учитывая, что все имущество, которое находилось в доме на момент составления комиссионного акта обследования утраченного имущества первой необходимости от 26 июля 2021 года, отнесено комиссией к составу имущества семьи Чебан А.Ю, суду апелляционной инстанции необходимо было дать оценку указанному акту с позиции его достоверности и допустимости определения и отнесения части имущества, находившегося в доме по адресу "адрес" составу имущества семьи Бурдинской К.П, при отсутствии составленного в порядке п. 6 Порядка от 13 июля 2021 г. N253 акта комиссионного обследования относительно состава утраченного имущества семьи Бурдинской К.П.
Относя все имущество, отраженное в акте комиссионного обследования от 26 июля 2021 г. и устанавливая свидетельскими показаниями и письменными документами о приобретении части имущества семьей Бурдинской К.П, к составу имущества первой необходимости семьи Бурдинской К.П, суд апелляционной инстанции не учел то обстоятельство, что таким образом истцы, минуя установленный Порядком от 13 июля 2021 г. N253 порядок подтверждения факта утраты имущества первой необходимости, при отсутствии акта комиссионного обследования имущества семьи Бурдинской К.П, произвели определение состава пострадавшего в результате затопления имущества семьи Бурдинской К.П.
При этом, включенное в акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан от 26 июля 2021года имущество, отнесенное к имуществу семьи Чебан А. Ю, не разграничено судом апелляционной инстанции, в апелляционном определении не отражено какое фактически имущество было необоснованно включено и отнесено к имуществу семьи Чебан А.Ю. и какое из включенного в указанный акт имущество относится к имуществу Бурдинской К.П.
Также суд апелляционной инстанции не установилправомерность получения семьей Чебан А.Ю. социальных выплат в связи с признанием межведомственной комиссией утраченным имущества первой необходимости, расположенного в доме по адресу "адрес".
Суд кассационной инстанции полагает, что суду апелляционной инстанции следует проверить добросовестность поведения всех участников, претендующих на получение социальных выплат и дать оценку как действиям семьи Бурдинских К.П, так и Чебан Ю.А. и определить кто из указанных лиц фактически является обладателем имущества, включенного в акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости от 26 июля 2021 года и какая конкретно семья имеет право на получение социальных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019года N1928 и Постановлением Правительства Забайкальского края от 13 июля 2021г. N253 с отражением в судебном акте на правомерное или неправомерное получение указанной выплаты семьей Чебан А.Ю.
Также суду апелляционной инстанции необходимо установить обстоятельство невозможности оспаривания Бурдинской К.П. действий (решений) межведомственной комиссии по обследованию утраченного имущества первой необходимости, результат которой отражен в акте от 26 июля 2021года и правомерности действий по оспариванию результатов комиссионного осмотра имущества, отраженных в акте от 26 июля 2021года, минуя отдельный судебный порядок оспаривания результатов комиссионного осмотра имущества, утраченного в результате паводковых явлений.
Также суду апелляционной инстанции следует установить принадлежность жилых помещений, в которых зарегистрированы на момент затопления спорного помещения, Бурдинская К.П. ("адрес") и Федоров Сергей Анатольевич ("адрес"), установить вошли ли указанные помещения в зону затопления и было ли реализовано Бурдинской К.П. и Федоровым С.А. право на получение социальных выплат в отношении имущества первой необходимости расположенных в помещениях по месту регистрации Бурдинской К.П. и Федорова С.А, имеется ли у Бурдинской К.П. и Федорова С.А. имущество первой необходимости в помещениях по адресам их прописки.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определилвсе обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не установилэти обстоятельства, не оценил в совокупности имеющиеся по делу доказательства, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований истцов нельзя признать отвечающим требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Без устранения допущенных нарушений норм материального и процессуального права невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены апелляционного определения.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает подлежащим отмене апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 февраля 2022 г. и полагает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Забайкальский краевой суд.
При новом рассмотрении дела суду Забайкальского края необходимо выяснить обстоятельства, которые определены судом как значимые и подлежащие выяснению судом апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела и вынести судебное постановление с учетом всех обстоятельств дела и с учетом правильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 февраля 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Забайкальский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.