Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гусева Д.А, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5899/2021 (УИД 55RS0001-01-2021-009688-48) по иску Седельниковой Олеси Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Омской области о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Омской области на решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 16 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Омской области Шмелевой Н.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя истца Седельниковой О.Н. - Положенцевой С.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Седельникова Олеся Николаевна (далее - Седельникова О.Н, истец) обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Омской области (далее - МИФНС России N8 по Омской области, ответчик) о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывала на то, что 10 июля 2000 г. Седельникова О.Н. была принята на государственную гражданскую службу в ИФНС России по Азовскому району Омской области, которая впоследствии была реорганизована в Межрайонную ИФНС N 12 по Омской области, затем в Межрайонную ИФНС N 6 по Омской области, затем в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омск и переименована в МИФНС России N8 по Омской области.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС N 6 по Омской области от 24 июня 2021 г. N 01-07/092 Седельникова О.Н. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
При увольнении Седельниковой О.Н. произведена выплата, причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе, в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 90 957, 96 руб, а также выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (26, 16 календарных дней) в размере 25 945, 49 руб.
Вместе с тем, при расчете оплаты неиспользованных дней отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также на размер компенсации за неиспользованный отпуск. Кроме того, начисление и выплата работодателем отпускных за 2019, 2020 годы произведены в меньшем размере, без учета сумм материального стимулирования.
Седельникова О.Н. просила суд взыскать с МИФНС России N 8 по Омской области в свою пользу недоплаченную компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 93 891, 68 руб. за вычетом НДФЛ в размере 12 205, 83 руб.; задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за 2019, 2020 годы в размере 30 198, 39 руб. за вычетом НДФЛ в размере 3 925, 74 руб.; компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 13 163, 97 руб.; компенсацию за задержку причитающихся ей при увольнении выплат в размере 3 614, 82 руб, компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.; обязать МИФНС России N 8 по Омской области самостоятельно рассчитать и выплатить ей компенсацию за задержку выплат недополученных сумм, начиная с 1 января 2018 г. по день фактического расчета включительно в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.
Определением Кировского районного суда г. Омска Омской Области от 23 ноября 2021 г. производство по гражданскому делу N 2-5899/2021 (УИД 55RS0001-01-2021-009688-48) прекращено в части требований истца о возложении на ответчика обязанности самостоятельно рассчитать и выплатить ей компенсацию за задержку выплат недополученных сумм, начиная с 1 января 2018 г. по день фактического расчета включительно в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России в связи с отказом истца от иска в этой части.
Решением Кировского районного суда г. Омска Омской области от 16 декабря 2021 г. (с учетом определения судьи Кировского районного суда г. Омска Омской области от 21 января 2022 г. об исправлении описки) исковые требования Седельниковой О.Н. удовлетворены частично. С МИФНС России N8 по Омской области в пользу Седельниковой О.Н. взыскана недоплаченная компенсация при сокращении с государственной гражданской службы в размере 57 774, 36 руб. (без учета вычета НДФЛ в размере 1 878 руб.), компенсация за неиспользованный отпуск в размере 12 895, 83 руб. (без учета вычета НДФЛ в размере 1 676 руб.), а также компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 марта 2022 г. решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 16 декабря 2021 г. (с учетом определения судьи Кировского районного суда г. Омска Омской области от 21 января 2022 г. об исправлении описки) оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИФНС России N8 по Омской области просит об отмене судебных актов как незаконных.
Представителем истца Седельниковой О.Н. - Положенцевой С.Ю. поданы возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Седельникова (ранее - Казакова) О.Н. с 10 июля 2000 г. проходила государственную гражданскую службу в различных должностях в ИФНС России по Азовскому району Омской области, которая впоследствии была реорганизована в Межрайонную ИФНС N 6 по Омской области.
15 августа 2005 г. Седельникова О.Н. назначена на государственную гражданскую службу государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок, с 1 января 2013 г. переведена и назначена на должность старшего государственного налогового инспектора отдела контрольной работы Межрайонной ИФНС N 6 по Омской области.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС N 6 по Омской области от 24 июня 2021 г. N 01-07/092 Седельникова О.Н. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
В связи с увольнением по данному основанию Седельниковой О.Н. выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в размере четырехмесячного денежного содержания - 90 957, 96 руб, а также компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (26, 16 календарных дней) в размере 25 945, 49 руб.
При исчислении среднего заработка для выплаты Седельниковой О.Н. указанных компенсаций ответчиком не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 14, частью 10 статьи 46, статьями 50, 51, 70, Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьями 1, 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 5, пункте 56 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, выплачиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила N 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Согласно информационных писем Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) от 3 апреля 2018 г, 8 апреля 2019 г, 17 марта 2020 г, 6 августа 2020 г, 12 апреля 2021 г, адресованных управлениям Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы России (в целом аналогичного содержания), из которым следует, что в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда (на 2018-2021 годы) ФНС России в пределах полномочий главного распорядителя бюджетных средств выделяет в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов, межрегиональных инспекций ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
Указанная информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России была доведена в свою очередь Управления ФНС России по Омской области до сведения ФНС России по административным округам г. Омска, межрайонных ФНС России по Омской области, им поручено под персональную ответственность принять действенные меры по обеспечению их использования
Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России ежеквартально (в 2018-2021 годах) утверждалось распределение бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе федеральных государственных гражданских служащих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (приказы ФНС России о материальном симулировании от 9 июля 2018 г. - за 1 квартал 2018 г, 17 сентября 2018 г. - за второй квартал 2018 г, 5 декабря 2018 г. - за 3 квартал 2018 г, 16 апреля 2019 г. - за 4 квартал 2018 г, от 3 июля 2019 г. - за 1 квартал 2019 г, от 25 сентября 2019 г. - за 2 квартал 2019 г, от 3 декабря 2019 г. - за 3 квартал 2019 г, от 6 апреля 2020 г. - за 4 квартал 2019 г, от 25 июня 2020 г. - за 1 квартал 2019 г, от 18 сентября 2020 г. - за 2 квартал 2020 г, от 4 декабря 2020 г. - за 3 квартал 2020 г, от 14 апреля 2021 г. - за 4 квартал 2020 г.).
Пунктом 4 названных приказов руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России поручено рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах бюджетных ассигнований.
Во исполнение названных приказов Комиссией УФНС России по Омской области по оценке эффективности деятельности территориальных инспекций и аппарата Управления ФНС России по Омской области в 2018-2021 годах ежеквартально утверждались: общий рейтинговый бал территориальных инспекций УФНС России по Омской области; распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по Омской области (приказы УФНС России по Омской области от 16 июля 2018 г, от 24 сентября 2018 г, от 7 декабря 2018 г, от 22 апреля 2019 г, от 8 июня 2019 г, от 26 сентября 2019 г, от 5 декабря 2019 г, от 8 апреля 2020 г, от 29 июня 2020 г, от 22 сентября 2020 г, от 8 декабря 2020 г, от 15 апреля 2021 г.).
Начальникам территориальных инспекций УФНС России по Омской области также было поручено утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных инспекций (пункт 4 приказов УФНС России по Омской области).
Приказами Межрайонной ИФНС России N 6 по Омской области от 18 июля 2018 г, от 24 сентября 2018 г, от 14 декабря 2018 г, от 24 апреля 2019 г, от 16 июля 2019 г, от 27 сентября 2019 г, от 16 декабря 2019 г, от 15 апреля 2020 г, от 29 июня 2020 г, от 24 сентября 2020 г, от 10 декабря 2020 г, от 21 апреля 2021 г. во исполнение данного поручения утверждены коэффициенты приоритетности направления работ для указанной инспекции и установлены размеры стимулирования ее отделов, а также сотрудников за 1-4 кварталы 2018, 2019, 2020 годов.
Во исполнение и на основании указанных выше правовых актов приказами Межрайонной ИФНС России N 6 по Омской области от 19 декабря 2018 г.N 01-09/238, от 29 апреля 2019 г. N 01-07/079, от 25 июня 2019 г. N 01-07/144, от 5 ноября 2019 г.N 01-07/232, от 20 декабря 2019 г.N 01-07/251, от 26 марта 2020 г.N 01-07/051, от 28 апреля 2020 г. N 01-07/063, от 28 мая 2020 г. N 01-07/082, от 26 сентября 2020 г. N 01-07/133, от 23 ноября 2020 г. N 01-07/170, от 24 декабря 2020 г. N 01-07/192, от 24 мая 2021 г. N 01-07/066, от 22 июня 2021 г. N 01-07/086 и осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим МИФНС России N 6 по Омской области за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности за 2018-2021 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих
В связи с чем, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что МИФНС России N 6 по Омской области ежеквартально производила начисление гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на указанные цели.
Истцу в течении 12 месяцев, предшествующих увольнению, было начислено в счет материального стимулирования в июне 2020 г. - 18 780 руб, в сентябре 2020 г. - 50 850 руб, в ноябре 2020 г. - 14 773 руб, в декабре 2020 г. - 30 000 руб, в апреле 2021 г. - 15 000 руб, после увольнения было также начислено в июле 2021 г. - 15000 руб, в сентябре 2021 г. - 17 767 руб.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом приведенных приказов, свидетельствующих о том, что ФНС России и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), имеющих цель материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых ФНС России именно на оплату труда, а потому подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истцу за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что средства материального стимулирования в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, являются единовременным поощрением, которое в систему оплаты труда не входят, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании компенсации морального вреда являются необоснованными, поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истцов, что является основанием для компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом, законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. Компенсация морального вреда должна возместить потерпевшему понесённые им физические и нравственные страдания. Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, судом апелляционной инстанции указанные условия соблюдены.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений в данной части (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Доводы кассационной жалобы тождественны доводам апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективном толковании норм материального права, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 16 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Гусев
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.