Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б.
судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2226/2021 (38RS0030-01-2021-003321-92) по иску Игнатова В.А. к Государственному учреждению- Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N14 Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Иркутское региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2021 г, дополнительное решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 3 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Игнатов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N14 Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
Исковые требования мотивированы тем, что истец имеет право на санаторно-курортное лечение ежегодно по обязательному социальному страхованию. В 2020 году ему не была предоставлена путевка в связи с пандемией. В апреле 2021 года предоставлена путевка в счет текущего года. На его заявление о предоставлении путевки за 2020 год на осень 2021 года он получил отказ со ссылкой на то, что путевка предоставляется не чаще 1 раза в год.
Истец просил суд обязать ответчика выделить путевку на санаторно-курортное лечение в 2021-2022г.г. в счет 2020 г, и не лишать плановой путевки в 2022 году.
Определением от 22 октября 2021 г. в качестве надлежащего ответчика к участию в деле привлечено Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2021 г, дополнительным решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 3 декабря 2021 г, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 февраля 2022 г, исковые требования Игнатова В.А. к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, к Филиалу N14 Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение удовлетворены.
На Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность предоставить Игнатову В.А. путевку на санаторно- курортное лечение за 2020 год, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления; взысканы с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Игнатова В.А. судебные расходы - государственная пошлина 300 рублей, оплата заказного письма 105 рублей, а всего 405 рублей.
Дополнительным решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 3 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований Игнатова В.А. к Филиалу N14 Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путёвку на санаторно-курортное лечение отказано.
Государственным учреждением - Иркутское региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2021 г, дополнительное решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 3 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 февраля 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Игнатов В.А. состоит на регистрационном учете в филиале N 14 Иркутского регионального отделения ФСС РФ как застрахованное лицо, в отношении которого было установлено профессиональное заболевание. В 2020 г. в отношении истца разработана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, карта N к акту освидетельствования N от 28 апреля 2020 г. В данной программе предусмотрено санаторно-курортное лечение в сроки с 1 мая 2020 г. по 1 ноября 2020 г, рекомендовано санаторно-курортное лечение.
Заявление о предоставлении государственной услуги в виде оплаты расходов на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, подано Игнатовым В.А. 10 июня 2020 г.
Решением филиала N 14 ГУ ИРО ФСС РФ от 15 июня 2020 г. N Игнатову В.А. сообщено о принятии решения о предоставлении государственной услуги в виде оплаты дополнительных расходов на санаторно-курортное лечение в рамках программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, карта N к акту освидетельствования от 28 апреля 2020 г.
Как следует из ответа ГУ ИРО ФСС РФ от 22 сентября 2021 г. на обращение Игнатова В.А. о предоставлении путевки за 2020 год, в 2020 году Игнатов В.А. включен в реестр застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих санаторно-курортному лечению в ФБУ ЦР ФСС РФ "Ключи" с датой заезда 22 октября 2020 г. на 21 день. Выдача путевок была приостановлена в связи с закрытием ФБУ ЦР ФСС РФ "Ключи". Заезд не состоялся.
Прекращение приема пострадавших в ФБУ ЦР ФСС РФ "Ключи" с 5 октября 2020 г. по 2 ноября 2021 г. произведено в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции, что подтверждено письмами директора ФБУ ЦР ФСС РФ "Ключи" от 5 октября 2020 г. и 28 октября 2020 г.
Согласно ответу ФКУ "ГБМСЭ по Иркутской области" Минтруда России от 11 ноября 2021 г. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2020 г. N 511 и от 24 октября 2020 г. N 1730 разработка программы реабилитации пострадавшего осуществлялась путем продления ранее составленной ПРП с сохранением в ней всех рекомендованных реабилитационных мероприятий на срок шесть месяцев с даты окончания действия предыдущей ПРП. Пострадавший Игнатов В.А. нуждается в проведении санаторно-курортного лечения 1 раз в год.
Фактически санаторно-курортная путевка Игнатову В.А. в 2020 году не предоставлена, что ответчиком не оспаривается.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г..N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктов 5, 9, 10, 29, 31 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г..N286, Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 14 мая 2019 г..N252, исходя из того, что положительное решение о предоставлении государственной услуги в виде оплаты дополнительных расходов на санаторно-курортное лечение влечет обязанность по предоставлению соответствующей путевки в санаторно-курортную организацию, иначе государственная услуга не считается предоставленной; территориальный орган ФСС России принял решение о предоставлении государственной услуги в виде оплаты дополнительных расходов на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции пришел к выводу, что начатая реализация государственной услуги должна быть завершена путем фактического предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, и указанное право сохраняется за застрахованным лицом до момента получения путевки и прохождения лечения, либо до момента отказа от государственной услуги, и, следовательно, исковые требования о возложении обязанности предоставить путевку на
санаторно-курортное лечение за 2020 г, подлежат удовлетворению.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных названным Федеральным законом случаях, осуществляется путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Данный Федеральный закон в числе основных видов обеспечения по страхованию называет санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно (абзац шестой подпункта 3 пункта 1 статьи 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года N286 утверждено Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее по тексту - Положение), в соответствии с пунктом 5 которого решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме.
В соответствии с пунктом 9 Положения оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица приостанавливается или прекращается по решению страховщика в случае: а) если застрахованное лицо не прошло переосвидетельствование в установленные бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы сроки; б) отказа застрахованного лица (его доверенного лица) от выполнения рекомендованных в программе реабилитации пострадавшего мероприятий; в) смерти застрахованного лица.
Согласно пункту 31 Положения оплата расходов на санаторно-курортное лечение застрахованного лица в санаторно-курортных организациях осуществляется в соответствии со сроками и периодичностью санаторно-курортного лечения, рекомендованными застрахованному лицу программой реабилитации пострадавшего, но не чаще 1 раза в течение календарного года.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, утвержденного Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 14 мая 2019 г. N252 (далее по тексту - Административный регламент), оплата расходов на санаторно-курортное лечение заявителя, включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание заявителя, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, в расположенных на территории Российской Федерации медицинских (санаторно-курортных) организациях, находящихся в ведении страховщика и оказывающих услуги (выполняющих работы) в соответствии с утвержденными государственными заданиями, а также в расположенных на территории Российской Федерации медицинских (санаторно-курортных) организациях, отобранных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 29 Административного регламента основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
Согласно пункту 30 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: а) отсутствие переосвидетельствования в установленные бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы сроки; б) отказ заявителя от выполнения рекомендованных в программе реабилитации пострадавшего мероприятий; в) смерть заявителя; г) непредставление заявителем (представителем) документов, указанных в уведомлении о необходимости предоставления документов (далее - уведомление), направленном в соответствии с пунктом 66 настоящего Регламента, в сроки, установленные в уведомлении.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, установив, что территориальный орган ФСС России принял решение о предоставлении государственной услуги в виде оплаты дополнительных расходов на санаторно-курортное лечение, решение о приостановлении государственной услуги или о ее прекращении не принято, отказ от выполнения мероприятий, рекомендованных соответствующей программой реабилитации пострадавшего истец не заявлял, на момент открытия ФБУ ЦР ФСС РФ "Ключи" программа реабилитации пострадавшего истекла, вместе с тем, государственная услуга не была выполнена, и меры к ее выполнению приняты не были, исходя из того, что начатая реализация государственной услуги должна быть завершена предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности предоставить Игнатову В.А. путевку на санаторно- курортное лечение за 2020 год, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Доводы кассатора о том, что рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации должны выполняться в сроки, установленные программой реабилитации, на момент возобновления деятельности ФБУ ЦР ФСС РФ "Ключи" период времени действия программы реабилитации пострадавшего Игнатова В.А. истек, суд фактически расширил период действия программы реабилитации, оплата расходов на санаторно-курортное лечение застрахованного лица осуществляется не чаще одного раза в год, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, указанные доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из того, что решение о предоставлении государственной услуги принято территориальным органом ФСС РФ, внесены сведения в соответствующий реестр застрахованных лиц, денежные средства на эти цели запланированы, однако путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не была, решение о приостановлении, прекращении государственной услуги не выносилось, пункт 31 Положения сам по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами, пришли к правильному выводу о сохранении истцом права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение на основании решения филиала N 14 ГУ ИРО ФСС РФ от 15 июня 2020 г. N 249.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судебных инстанций, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, отклонены как несостоятельные с изложением мотивов отклонения, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях или неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции с учетом апелляционного определения и апелляционного определения кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции с учетом апелляционного определения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2021 г, дополнительное решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 3 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.