Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования Славянский район, департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 г. по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубрента" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кубрента" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - земельного участка кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", земельного участка кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" участка кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", земельного участка кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", Южная промзона по состоянию на 1 января 2020 года в размере их рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что значительное превышение оспариваемой кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости над их рыночной стоимостью приводит к завышенному размеру уплачиваемых налоговых и арендных платежей.
Решением Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 22 552 000 рублей, земельного участка кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2020 года - в размере 75 829 000 рублей, земельного участка кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2020 года - в размере 24 579 000 рублей, земельного участка кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2020 года - в размере 12 670 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования Славянский район, департамент имущественных отношений Краснодарского края, администрация муниципального образования город Краснодар подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда полностью, ссылаясь на то, что экспертное заключение, на основании которого суд первой инстанции вынес обжалуемое решение, является ненадлежащим доказательством.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года (далее - переходный период).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ или Федеральным законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ).
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, если государственная кадастровая оценка проведена после принятия указанного решения в соответствии с положениями Федерального закона N 237-ФЗ, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 8 апреля 2000 года.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", земельный участок кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", уч.3г, принадлежат истцу по праву собственности, земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", земельный участок с кадастровым номером N14, расположенный по адресу: "адрес", Южная промзона принадлежат административному истцу на праве аренды, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, договором аренды земельного участка N от 15 июля 2011 года.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости.
В силу положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций", административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, являющегося объектом налогообложения.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2020 года в размере 32 147 601, 08 рублей; кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N, определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2020 года в размере 108 608 743, 2 рублей; кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N, определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2020 года в размере 32 878 987, 19 рублей; кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N, определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2020 года в размере 16 182 072, 74 рублей.
По данным отчетов об оценке от 18 июня 2021 года N 212/01/21, N 212/02/21, N 212/03/21, N 212/04/21, выполненных ООО "Линия бизнеса", по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 17 555 104 рубля, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 62 874 286 рублей, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N, составляет 18 416 083 рубля, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 530 311 рублей.
Отчет должен соответствовать требованиям Закона Об оценочной деятельности в Российской Федерации, а также требованиям Федерального стандарта оценки (ФСО). В отчете должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов. К отчету должны быть приложены материалы, иллюстрирующие выводы оценщика.
Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО N 1).
В связи с тем, что в отчетах о результатах оценки рыночной стоимости спорных земельных участков суд первой инстанции усмотрел нарушения законодательства об оценочной деятельности, судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2020 года. Проведение судебной экспертизы поручено ООО "Центр экспертизы и оценки "Луч".
Перед экспертом поставлены вопросы об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению ООО "Центр экспертизы и оценки "Луч" по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 22 522 000 рубля, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 75 829 000 рублей, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N, составляет 24 579 000 рубля, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 12 670 000 рублей.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции вынес обжалуемое решение, указав на то, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
Из содержания заключения следует, что исследование проводилось с применением сравнительного подхода методом прямого сравнения продаж.
В соответствии с требованиями пунктов 10, 12 - 14 Федерального стандарта оценки ФСО N 1, пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", пунктов 22, 25 ФСО N 7 с учетом целей оценки на ретроспективную дату экспертом было произведено исследование рынка в сегменте, соответствующем фактическому, наиболее эффективному использованию и условиям рынка продажи земель соответствующего назначения.
Отбор объектов-аналогов соответствует требованиям подпункта "б" пункта 11 ФСО N 7.
В заключении приведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности). Анализ полученных результатов произведен в соответствии с пунктом 22 ФСО N 7.
Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дал подписку; последняя представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела; в заключении эксперт ответил на поставленный вопрос.
Доказательств о недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.
По доводам апелляционных жалоб экспертом Дзюба А.Д. представлены письменные пояснения, которые исследованы судом апелляционной инстанции и приобщены в материалы дела.
По мнению суда апелляционной инстанции, пояснения эксперта Дзюба А.Д. в полной мере опровергли доводы апелляционных жалоб в части замечаний к заключению судебной экспертизы и исключили необходимость назначения по делу повторной судебной экспертизы, в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 83 КАС РФ.
Учитывая изложенное, в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы сомнений в достоверности у суда апелляционной инстанции не вызывает.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения административного иска.
В остальном доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС, суд
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.