Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, при ведении протокола помощником судьи Михайловой К.П, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-206/2022 по апелляционной жалобе Маркина С.Г. на решение Челябинского областного суда от 15 июля 2022 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года N13/426-7 "Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N25", обязании прописать механизм и способы восстановления его нарушенных избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного ответчика, Избирательной комиссии Челябинской области Кашновой В.В, участвующей в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части с прекращением производства по делу в этой части, в остальной части решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 9 июня 2022 года N12/388-7 на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 25.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года N13/426-7 утверждён календарный план мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N25 (далее календарный план).
Маркин С.Г, обладающий пассивным избирательным правом на территории Челябинской области, обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года N13/426-7 "Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N25", прописать механизм и способы восстановление его нарушенных прав.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что 6 июля 2022 года на сайте избирательной комиссии административный истец ознакомился с оспариваемым постановлением, при этом имел намерение реализовать своё пассивное избирательное право и представить в избирательную комиссию уведомление о самовыдвижении, однако оспариваемое постановление устанавливает срок для подачи уведомление о выдвижении до 4 июля 2022 года, т.е. в течение 20 дней со дня опубликование решения о назначении выборов, в то время, как федеральное законодательство устанавливает не менее 30 дней, в связи с чем полагает, что данное постановление противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с которыми федеральным законодателем региональной избирательной комиссии не делегировано право сокращать, делить или иным образом устанавливать дополнительные ограничения для избирателей и кандидатов.
Решением Челябинского областного суда от 15 июля 2022 года в удовлетворении административного иска Маркина С.Г. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации регламентированы в положениях пункта 10 статьи 23 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Так, указанной нормой установлено, что избирательная комиссия осуществляет на территории субъекта Российской федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции, осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации (подпункты "а", "в", "м").
Законом Челябинской области от 26 октября 2006 года N 70-30 "Об избирательных комиссиях в Челябинской области" (далее Закон об избирательных комиссиях в Челябинской области) регламентирована компетенция избирательной комиссии Челябинской области, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий, порядок их деятельности в течение срока полномочий, их полномочия при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, Губернатора Челябинской области, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также при решении иных вопросов, отнесённых федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами Челябинской области к компетенции избирательных комиссий.
Согласно частям 2, 3 статьи 6 Закона об избирательных комиссиях в Челябинской области избирательная комиссия Челябинской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Избирательная комиссия Челябинской области состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 14 ноября 2019 года N120/1026-6 утверждён Регламент Избирательной комиссии Челябинской области (далее Регламент Избирательной комиссии Челябинской области), в силу статьи 30 которого Избирательная комиссия Челябинской области вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в её компетенцию.
Избирательная комиссия Челябинской области является государственным органом Челябинской области, организующим подготовку и проведение выборов на территории Челябинской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, законами Челябинской области.
В соответствии с частью 7 статьи 53 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-30 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области" (далее Закон Челябинской области о выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области) в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе избирательная комиссия Челябинской области назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах.
Согласно части 1 статьи 8 Закона Челябинской области о выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, то есть не ранее 2 июня и не позднее 12 июня 2022 года.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 9 июня 2022 года N12/388-7, принятым в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва, избранного по Троицкому одномандатному округу N 25, в соответствии с пунктом 7 статьи 10, пунктом 8 статьи 71 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, частью 1 статьи 8, частью 7 статьи 53 Закона Челябинской области о выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N25 назначены на 11 сентября 2022 года.
Данное постановление опубликовано 14 июня 2022 года в газете "Южноуральская панорама" N 47 (4375) спецвыпуск N 7.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 224/1444-6 (пункт 1) утверждены Методические рекомендации по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации (далее Методические рекомендации).
В силу пункта 1.1 Методических рекомендаций, они разработаны в соответствии с подпунктом "е" пункта 9 статьи 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, иными избирательными комиссиями соответствующих норм законодательства Российской Федерации о выборах.
Разделом 2 Методических рекомендаций урегулированы вопросы порядка разработки и утверждения календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций, календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов разрабатывается в целях обеспечения единообразного применения кандидатами, избирательными объединениями, избирателями, избирательными комиссиями, органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также иными организациями законодательства, регулирующего проведение соответствующих выборов, в первую очередь в части сроков выполнения избирательных действий.
В силу пункта 2.2 Методических рекомендаций календарный план разрабатывается для каждой отдельно взятой избирательной кампании. В него включаются наиболее важные мероприятия, сроки проведения которых прямо определены как Федеральным законом, так и законом, регламентирующим проведение соответствующих выборов. В календарный план также могут включаться мероприятия, предусмотренные нормативными документами избирательных комиссий, например, документами, определяющими порядок составления и уточнения списков избирателей, инструкциями по вопросам использования технических средств подсчёта голосов и комплексов для электронного голосования. Включение в календарный план мероприятий, сроки выполнения которых не определены законами либо актами избирательных комиссий, нецелесообразно.
Пунктом 2.5 Методических рекомендаций установлено, что календарный план утверждается организующей выборы избирательной комиссией в возможно короткий срок после официального опубликования в средствах массовой информации решения о назначении выборов. Целесообразно разработать проект календарного плана заблаговременно, а после опубликования указанного решения внести необходимые уточнения относительно сроков проведения мероприятий.
С учётом положений статей 1, 4, 29, 30 Регламента Избирательной комиссии Челябинской области; проанализировав представленную выписку из протокола заседания Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года N13 (л.д.30), из которой следует, что на данном заседании присутствовало 13 членов комиссии с правом решающего голоса из 14 назначенных членов и обсуждался вопрос об утверждении указанного выше календарного плана, по результатам обсуждения которого за утверждение данного плана проголосовало 13 человек, против - 0, воздержались - 0; приняв во внимание положения статьи 7 Регламента о порядке опубликования принятых постановлений на официальном сайте Избирательной комиссии Челябинской области (http://www.chelyabinsk.izbirkom.ru/); установив, что оспариваемое постановление размещено на указанном сайте Избирательной комиссии Челябинской области (л.д.17); суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Избирательной комиссии Челябинской области с соблюдением процедуры его принятия и официального опубликования.
Административный истец в административном иске фактически выражает несогласие с пунктами 26, 27, 39 календарного плана, ссылаясь на установленные в этих пунктах сокращённые, по его мнению, периоды самовыдвижения кандидатов и представления соответствующих документов в окружную избирательную комиссию.
Разделом V календарного плана регламентированы сроки выдвижения и регистрации кандидатов, списка кандидатов.
Так, пунктом 26 календарного плана установлено:
содержание мероприятия: самовыдвижение кандидатов по одномандатному избирательному округу;
срок исполнения: с 14 июня 2022 года по 4 июля 2022 года до 18 часов по местному времени (со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени);
исполнители: граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом.
В пункте 27 календарного плана закреплено:
содержание мероприятия: представление в окружную избирательную комиссию письменных уведомлений о самовыдвижении кандидатов и прилагаемых к ним документов;
срок исполнения: с 14 июня по 4 июля 2022 года до 18 часов по местному времени (со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени);
исполнители: кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам (иные лица в случае, если кандидат болен или содержится в месте содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых).
Пунктом 39 календарного плана установлено:
содержание мероприятия: представление в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов;
срок исполнения: с 5 июля по 14 июля 2022 года до 18 часов по местному времени (не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов местного времени).
В силу пункта 9 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней. При этом временем окончания указанного периода на выборах в федеральные органы государственной власти является время, установленное федеральным законом, а на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - 18 часов по местному времени.
Частью 1 статьи 15 Закона Челябинской области о выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области установлено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
В силу части 8 этой же правовой нормы, выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам, списков кандидатов может производиться со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Документы, предусмотренные частями 2, 2-2, 3 и 3-1 настоящей статьи, представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени.
Таким образом, оспариваемое постановление, устанавливающее 20-дневный период для самовыдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам, исчисляемый со дня официального опубликования решения о назначении выборов (14 июня 2022 года) до 18 часов по местному времени заключительного дня указанного 20-дневного периода (4 июля 2022 года), а также 10-дневный период для представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов (с 5 июля по 14 июля 2022 года до 18 часов по местному времени (не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов местного времени), вопреки доводам административного истца, не противоречит приведённому выше правовому регулированию избирательного процесса.
Поскольку подтверждается принятие оспариваемого постановления уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой; постановление принято в целях обеспечения проведения дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N25; содержательная характеристика постановления в части установления срока для самовыдвижения кандидатов и предоставления ими документов в избирательную комиссию свидетельствует об отсутствии в нём норм, противоречащих федеральному и региональному законодательству в области избирательного процесса; в удовлетворении требований иска о признании незаконным постановления от 14 июня 2022 года N13/426-7 в части пунктов 26, 27, 39 календарного плана верно отказано.
Исходя из того, что не установлены основания для признания оспариваемого постановления в указанной части незаконным, требования истца об изложении и конкретизации механизма и способа восстановления его нарушенных избирательных прав, нарушение которых не нашло своего подтверждения, обоснованно отклонены судом.
Оснований ставить под сомнение обоснованность выводов суда в этой части не имеется.
Иных доводов, свидетельствующих о наличии правовых оснований для отмены оспариваемого постановления за исключением выше изложенных доводов о незаконности пунктов 26, 27, 39 календарного плана, административным истцом не приведено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, в административном иске не изложено.
Между тем, данное обстоятельство не учтено судом.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации декларировано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Аналогичные положения установлены пунктом 1 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
С учётом изложенного регулирования, не подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства требования о признании незаконными решений, действий (бездействия), принятых по вопросам, не касающимся административного истца, в случае, когда из содержания административного иска непосредственно усматривается, что оспариваемое решение (постановление) очевидно и бесспорно не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
Из административного иска следует, что нарушение своих прав административный истец связывает исключительно с сокращёнными, по его мнению, периодами самовыдвижения и представления документов в окружную избирательную комиссию, которые установлены в пунктах 26, 27, 39 оспариваемого календарного плана.
Административный истец в иске также указал на своё намерение подать письменное уведомление и документы о самовыдвижении кандидатом в депутаты по данному одномандатному избирательному округу.
Между тем, сведения о самовыдвижении истца кандидатом в депутаты в установленные законом сроки отсутствуют, равно, как и отсутствует письменное подтверждение избирательной комиссии о приёме документов от Маркина С.Г.
Таким образом, истец выдвинутым в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты не является; оспариваемое постановление в остальной части (за исключением пунктов 26, 27, 39 календарного плана) на административного истца не распространяется; сведения о применении к административному истцу оспариваемого постановления в остальной части (за исключением пунктов 26, 27, 39 календарного плана) отсутствуют; в связи с чем отсутствуют основания полагать, что указанным постановлением в этой части затрагиваются и нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.
Проверка судом законности нормативного акта региональной избирательной комиссии вне связи с защитой каких-либо субъективных прав гражданина, права и законные интересы которого очевидно не затронуты оспариваемым регулированием, в данном случае не могла быть осуществлена.
Наличие у административного истца нереализованного намерения на самовыдвижение также не обуславливает возникновение безусловного права на обжалование в судебном порядке принимаемых решений избирательной комиссией, в связи с чем он не вправе ставить вопрос о признании оспариваемого постановления, за исключением пунктов 26, 27, 39 календарного плана, незаконным.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 и части 3 статьи 194, пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этими актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, однако такое заявление принято к производству суда, суд прекращает производство по административному делу.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным оспариваемого постановления в части пунктов 26, 27, 39 календарного плана подлежит оставлению без изменения, а в остальной части решение суда подлежит отмене, а производство по делу в этой части подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 и части 3 статьи 194, пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изложенная в апелляционной жалобе просьба о повторном исследовании письменных и иных доказательств по делу не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в части отказа в удовлетворении иска о признании незаконными пунктов 26, 27, 39 календарного плана. Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 79 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным (частным) жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции.
Доводы иска фактически сводятся к оценке целесообразности принятия указанного выше постановления Избирательной комиссии Челябинской области. Однако вопросы оценки целесообразности принятия тех или иных постановлений, принимаемых избирательной комиссией субъекта, к компетенции суда не относятся.
Между тем, вопрос о целесообразности осуществления избирательной комиссией субъекта нормотворчества в данном случае, связанного с принятием постановления в целях обеспечения реализации избирательного процесса на территории субъекта федерации, эффективности его применения, не носит правового характера и не может служить основанием для признания такого постановления незаконным.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 15 июля 2022 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Маркина С.Г. о признании незаконным пунктов 26, 27, 39 Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N25, являющегося приложением к постановлению Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года N13/426-7 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Маркина Сергея Григорьевича - без удовлетворения.
В остальной части решение Челябинского областного суда от 15 июля 2022 года - отменить, производство по настоящему административному делу в этой части требований прекратить.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.