Судебная коллегия по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горенко В.А, судей Железнова Е.В, Резниченко Е.В, при ведении протокола секретарем Колесниковой Е.Н, с участием
прокурора Верхотиной В.В, адвоката Марынича Д.С, осужденного ФИО1, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Марынича Д.С. в защиту осужденного ФИО1 на приговор Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Амурского областного суда от 29 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Горенко В.А. об обстоятельствах уголовного дела, содержании судебных решений и доводах кассационной жалобы, выступления адвоката и осужденного об отмене приговора и апелляционного определения, прокурора, полагавшего необходимым кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
по приговору Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2021 года
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", ранее не судимый, осужден по:
ч. 3 ст. 290 УК РФ к 5 годам лишения свободы, с лишением права занимать должности федеральной государственной гражданской службы, связанные с осуществлением функций представителя власти в государственных органах на 3 года со штрафом в размере 600 000 рублей;
ч.1 ст. 285 УК РФ к 2 годам лишения свободы;
на основании чч. 3. 4 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 6 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности федеральной государственной гражданской службы, связанные с осуществлением функций представителя власти в государственных органах на 3 года со штрафом в размере 600 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Амурского областного суда от 29 апреля 2022 года приговор в части гражданского иска отменен, исковые требования прокурора оставлены без рассмотрения, с разъяснением права на обращение в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства, в остальном приговор оставлен без изменения.
ФИО1 осужден за:
получение в период с 16 декабря 2018 года по 15 июня 2019 года должностным лицом лично взятки в виде иного имущества за незаконное бездействие, в значительном размере;
использование в период с 14 ноября 2018 года по 15 июня 2019 года должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Преступления совершены в "адрес" при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе адвокат Марынич просит судебные решения отменить, в связи с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона.
Утверждает о том, что ФИО9 в качестве займа, передал ФИО1 топливную карту.
Обращает внимание на то, что свидетели обвинения не сообщили об обстоятельствах получения ФИО1 взятки от ФИО9 и не являлись очевидцами состоявшейся между ними договоренности использования ФИО1 своих должностных обязанностей вопреки интересам службы.
Настаивает на том, что в приговоре приведены лишь косвенные доказательства, которые подтверждают, что в неустановленное время, в интересах неустановленных лиц, ФИО1 обращался к своим коллегам, с целью содействия в проезде транспортных средств через стационарный пункт весогабаритного контроля, что по мнению адвоката, не свидетельствует о получении ФИО1 взятки.
Ссылается на то, что судом не дано оценки показаниям водителей, осуществляющих перевозку грузов, об отсутствии возможности беспрепятственного проезда при пересечении стационарного пункта весогабаритного контроля.
Полагает выводы суда о виновности ФИО1 предположительными и настаивает на том, что в приговоре не приведены мотивы, по которым приняты одни доказательства и отвергнуты другие.
Приводит стенограмму телефонных переговоров в подтверждение того, что ФИО1 не был осведомлен о нарушениях правил движения водителями тяжеловесных транспортных средств, поступившая информация о нарушениях, зафиксированных устройством динамического взвешивания, ему не передавалась, он не имел реальной возможности принять решение об остановке транспортных средств и принять меры по проверке их весовых и габаритных параметров.
Ссылается на то, что судом не приведено доказательств осведомленности ФИО1 о перемещении транспортных средств, принадлежащих ООО " ФИО11", через стационарный пункт весогабаритного контроля в инкриминируемый период.
Полагает выводы суда необоснованными и незаконными и дает собственную оценку доказательствам.
Указывает на то, что судом проигнорирован довод защиты о невозможности единолично выявить предварительное нарушение весовых параметров, зафиксированное устройством динамического взвешивания, и произвести остановку транспортного средства, поскольку необходимо участие не менее двух инспекторов.
Настаивает на недопустимости показаний ФИО9, в связи с наличием в них существенных противоречий, а также его пояснениями в судебном заседании о принуждении должностными лицами к оговору ФИО1.
Обращает внимание на то, что судом не указано, какие нормы нарушил ФИО1 путем злоупотребления должностными полномочиями.
Отмечает существенные нарушения при возбуждении уголовного дела, поскольку в числе документов по результатам проведения оперативно-розыскной деятельности, переданных следователю для осуществления проверки и принятия процессуального решения, отсутствовал рапорт об обнаружении признаков преступления от 22 апреля 2019 года, чему судами не дано оценки.
Проверив уголовное дело, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Однако таких нарушений судами не допущено.
Приговор в отношении ФИО1 соответствует ст.ст. 307, 309 УПК РФ, содержит описание места, времени, способа совершения доказанных преступлений и обстоятельств, отражающих объективные и субъективные стороны преступлений. Обстоятельства, установленные в ходе судебного следствия, указаны в приговоре.
Выводы суда о виновности ФИО1 в совершении инкриминируемых преступлений основаны на всесторонней оценке представленных доказательств, произведенной в соответствии с положениями ст.ст. 17, 87 и 88 УПК РФ, они мотивированы и не вызывают сомнений в обоснованности.
В судебном заседании были соблюдены права сторон на представление доказательств, судопроизводство по делу велось на основе состязательности сторон. Сторона защиты не была лишена возможности выяснять вопросы, относящиеся к установлению фактических обстоятельств, изложенных в обвинении, а также к их опровержению.
Вопреки доводам жалобы виновность ФИО1 в инкриминируемых преступлениях подтверждается совокупностью доказательств, которые приведены в приговоре.
Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в обоснование тех или иных выводов суда.
В приговоре отражено содержание показаний осужденного и свидетелей, положенных судом в основу. Каких-либо противоречий в приведенных доказательствах, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда, не имеется. Заинтересованности со стороны свидетелей в исходе дела и оснований для оговора ФИО1, как и оснований для признания перечисленных доказательств недопустимыми, судом не установлено.
Исследованная доказательственная база признана судом достаточной, чтобы прийти к выводам, изложенным в приговоре. В кассационной жалобе отсутствуют ссылки на иные доказательства, которые могли тем либо иным образом повлиять на правильность этих выводов.
Тот факт, что данная судом оценка собранных по делу доказательств не совпадает с позицией адвоката, не свидетельствует о нарушении судом требования ст. 88 УПК РФ и не является основанием для изменения или отмены состоявшихся по делу судебных решений.
Оспаривание виновности осужденного, установленной судом первой инстанции, сводится к собственной оценке автора жалобы доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, что не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных решений.
Оснований сомневаться в достоверности показаний свидетеля ФИО9, в ходе предварительного следствия по делу, у суда не имелось. Кроме того, его пояснения по фактическим обстоятельствам дела согласуются с иными доказательствами, исследованными судом и положенными в основу приговора.
Доводам защиты, оспаривавшим содержание показаний ФИО9, дана надлежащая оценка как судом первой так и апелляционной инстанций.
Доценков осужден по ч. 3 ст. 291 УК РФ, и приговор вступил в законную силу.
В приговоре суд привел мотивы, по которым принял одни доказательства и отверг другие. Правильность оценки доказательств как в отдельности, так и в их совокупности, сомнений не вызывает.
Несмотря на утверждение защиты об обратном, уголовное дело возбуждено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, при наличии повода и оснований, в том числе рапорта, составленного в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК РФ.
Вопреки доводам осужденного в суде кассационной инстанции, то обстоятельство, что суд назначил ФИО1 наказание больше, чем просил государственный обвинитель, не свидетельствует об обвинительном уклоне суда.
Действия ФИО1 квалифицированы правильно, в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами.
Верно установив обстоятельства совершенного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ судом приняты во внимание разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", согласно которым совершение должностным лицом за взятку бездействия, образующего самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных, в том числе ст. 290 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки и по соответствующей статье особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность, в том числе, за злоупотребление должностными полномочиями.
Поскольку существенность нарушения прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства не охватывается диспозицией ч. 3 ст. 290 УК РФ, при этом установлен специальный мотив использования полномочий осужденным вопреки интересам службы, они верно квалифицированы судом двумя составами преступлений. Взаимосвязь между бездействием ФИО1 и существенными нарушениями прав граждан и интересов общества и государства (не привлечение лиц к административной ответственности и иные) установлена судом. Конкретные полномочия осужденного, их использование вопреки интересам службы, отражены при описании деяний, признанных доказанными.
Обстоятельства передачи ФИО1 взятки судом установлены, как и сумма взятки, ее непосредственная передача, сведения о пополнении карты, договоренность о бездействии ФИО1, обусловленная условиями взятки.
При назначении наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности виновного, смягчающие обстоятельства, влияние наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Необходимость назначения наказания в виде реального лишения свободы в приговоре мотивирована.
Оснований к изменению категории преступлений на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ, а также к назначению наказания с применением правил, предусмотренных ст.ст. 64, 73 УК РФ, суд обоснованно не усмотрел.
Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные тем, которые были изложены в апелляционных жалобах адвокатом и осужденным оценены апелляционным судом, с приведением мотивов принятого решения.
Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, которые бы путем лишения или ограничения прав участников уголовного судопроизводства, или иным путем повлияли или могли повлиять на законность и обоснованность судебных решений, не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия, определила:
кассационную жалобу адвоката Марынича Д.С. в защиту осужденного ФИО1 на приговор Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Амурского областного суда от 29 апреля 2022 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Горенко
Судьи Е.В. Железнов
Е.В. Резниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.