Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 мая 2022 года, принятые по административному делу N 2а-98/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Хабаровска в интересах Губашевой О.А, Манаковой Н.В, Сергеева С.А, Деминой Л.В, Сердюковой Л.Г, Спирчагова А.А, Саяновой (Воробьевой) В.А, Христуся В.Л, Магера Л.Г, Тычкиной Е.С, Манаковой О.Д. к Комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите, Правительство Хабаровского края о признании незаконным отказа в выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета для оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, обязании выделить денежные средства.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите Красинской А.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Хабаровска в интересах Губашевой О.А, Манаковой Н.В, Сергеева С.А, Деминой Л.В, Сердюковой Л.Г, Спирчагова А.А, Саяновой (Воробьевой) В.А, Христуся В.Л, Магера Л.Г, Тычкиной Е.С, Манаковой О.Д. обратился в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением к комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите, Правительству Хабаровского края, администрации города Хабаровска о признании незаконным отказа в выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета для оказания финансовой помощи гражданам Губашевой О.А, Манаковой Н.В, Сергееву С.А, Деминой Л.В, Сердюковой Л.Г, Спирчагову А.А, Саяновой (Воробьевой) В.А, Христуся В.Л, Магера Л.Г, Тычкиной Е.С, Манаковой О.Д, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (обрушение многоквартирного "адрес" в "адрес"), обязать комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите выделить администрации города Хабаровска денежные средства в размере по 100 000 рублей для оказания финансовой помощи Губашевой О.А, Манаковой Н.В, Сергееву С.А, Деминой Л.В, Сердюковой Л.Г, Спирчагову А.А, Саяновой (Воробьевой) В.А, Христусь В.Л, Магера Л.Г, Тычкиной Е.С, Манаковой О.Д.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой города по обращению граждан Губашевой О.А, Манаковой Н.В, Сергеева С.А, Деминой Л.В, Сердюковой Л.Г, Спирчагова А.А, Саяновой (Воробьевой) В.А, Христуся В.Л, Магера Л.Г, Тычкиной Е.С, Манаковой О.Д, пострадавших в связи с чрезвычайной ситуацией, связанной с обрушением строительных конструкций многоквартирного "адрес" в "адрес" (далее - МКД N) проведена проверка. В ходе проверки установлено, что Комиссией по обследованию утраченного имущества принято решение о невозможности проведения обследования утраченного имущества первой необходимости, выплате пострадавшим гражданам финансовой помощи в размере 100 000 рублей на каждого гражданина, постоянно проживающего и зарегистрированного на момент возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку имеется обрушение дома и нахождение в нем вызывает угрозу жизни и здоровья людей.
Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом 6 мая 2020 года в комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите (далее - Комитет Правительства края по ГЗ) направлены документы для выделения бюджетных ассигнований из краевого бюджета. Согласно ответу председателя комитета Правительства края по ГЗ от 7 мая 2020 года в предоставлении финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, отказано, поскольку факт разрушения жилого дома не установлен, фактический осмотр жилых помещений, в которых находилось имущество граждан, не произведен. Полагает отказ председателя комитета Правительства края по ГЗ незаконным.
Определениями судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 2 сентября 2021 года, от 20 октября 2021 года административные дела по административным искам в интересах указанных лиц объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Хабаровского края, в качестве заинтересованного лица Министерство финансов Хабаровского края.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу по административному иску прокурора г. Хабаровска, действующего в интересах ФИО18 прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в связи со смертью ФИО18
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 13 января 2022 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 мая 2022 года административные исковые требования прокурора города Хабаровска удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ в выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета для оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (обрушение многоквартирного "адрес" в г. Хабаровске). На Правительство Хабаровского края возложена обязанность принять решение о выделении администрации г. Хабаровска из краевого бюджета ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края на оказание финансовой помощи в связи полной утратой имущества первой необходимости ФИО1 в размере 100 000 рублей, ФИО2 в размере 100 000 рублей, ФИО3 в размере 100 000 рублей, ФИО4 в размере 100 000 рублей, ФИО5 в размере 100 000 рублей, ФИО6 в размере 100 000 рублей, ФИО7 в размере 100 000 рублей, ФИО8 в размере 100 000 рублей, ФИО9 в размере 100 000 рублей, ФИО10 в размере 100 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
1 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Правительства Хабаровского края, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 17 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта на том основании, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, нарушены требования бюджетного законодательства.
Заявитель полагает, что суд необоснованно пришел к выводу о возможности перечисления бюджетных средств в отсутствие доказательств обследования жилых помещений. Считают, что судами при принятии решения не учтены требования бюджетного законодательства, суды необоснованно исходили из факта разрушения многоквартирного жилого "адрес". Между тем материалы дела не подтверждают факт полного разрушения дома, квартир истцов, а подтверждают лишь техническое состояние дома, которое привело его к аварийному состоянию. Указывают, что обрушение дома носило неслучайный характер и связано с длительным непринятием мер администрацией города Хабаровска для расселения жильцов дома в связи с его ветхостью, что не подпадает под признаки техногенной чрезвычайной ситуации. Между тем факт признания дома аварийным и подлежащим сносу влечет иные правовые последствия. Административным ответчиком был представлен пакет документов, не представляющий возможность предоставить финансовую помощь (межбюджетный трансфер). Кроме того, обращают внимание на то, что в связи с обрушением строительных конструкций в многоквартирном доме был введен режим чрезвычайной ситуации местного уровня реагирования, а не межмуниципального и регионального характера, в связи с чем предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа является расходным обязательством муниципального образования.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба "адрес" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились участники процесса, за исключением прокурора и представителя административного ответчика Комитета "адрес" по гражданской защите, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав доводы административного истца прокурора, представителя административного ответчика, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании донесения об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование МКД N по "адрес".
Актом визуального обследования МКД N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по состоянию на 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ обрушены перекрытия первого и второго этажей, а также перекрытие между 1-ым этажом и подвалом в правой части дома, обрушены межкомнатные перегородки, в подвешенном состоянии находятся часть балок перекрытий, а также элементы деревянной конструкции крыши, разрушены 4 квартиры в правой части дома, балки вышли из креплений. Принято решение о возможности до 0:00 часов текущего дня забрать жильцам левой части дома документов, легкой бытовой техники, личных вещей, запрещено забирать мебель, тяжелую бытовую технику. В правую часть дома вход жильцам для целей изъятия личных вещей запрещен.
Согласно акту повторного визуального обследования от ДД.ММ.ГГГГ МКД N по "адрес", составленного по факту обрушения строительных конструкций в жилом доме, установлено, что за прошедшие 2 суток с момента первичного визуального обследования обнаружено появление новых трещин по перекрытиям на лестничной клетке, выдавливание дверной коробки входной двери в подъезд, периодическое осыпание штукатурки с чердачного перекрытия, что свидетельствует о продолжении процессов разрушения штукатурного слоя, наблюдается появление щелей между лестничным маршем и стенами, раскрытие ранее выявленных трещин и щелей на перекрытиях в местах общего пользования, в левой (неразрушенной) части дома на втором этаже в санузле выявлено опускание перекрытия с образованием щели. Принято решение о невозможности изъятия личных вещей из здания, в связи с возможностью его обрушения.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10 апреля 2020 года N 11 "О ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера" ситуация, связанная с аварийным состоянием жилого "адрес" после обрушения строительных конструкций, которая представляет угрозу жизни и здоровью населению города, классифицирована как чрезвычайная ситуация муниципального характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N введён режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном "адрес".
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N определены границы зоны чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном "адрес" определены на расстоянии 20 м от многоквартирного "адрес".
Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно актам N, N, N, N, N от ДД.ММ.ГГГГ обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций МКД по "адрес", пострадавшими, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении, где в результате чрезвычайной ситуации утрачено имущество первой необходимости, признаны: Губашева О.А, Манакова Н.В, Манакова О.Д, Сергеев С.А, Спирчагов А.А, Демина Л.В, Сердюкова Л.Г, Саянова (Воробьева) В.А, Христусь В.Л, Магера Л.Г, Тычкина Е.С.
Из указанных актов следует, что ввиду невозможности проведения обследования в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, нахождение в здании представляет угрозу здоровью и безопасности членов комиссии, принято решение о полной утрате имущества административных истцов, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости пострадавшим составил 100 000 рублей.
Согласно списку граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций МКД N по "адрес", администрацией города Хабаровска Губашева О.А, Манакова Н.В, Манакова О.Д, Сергеев С.А, Демина Л.В, Сердюкова Л.Г, Спирчагов А.А, Саянова (Воробьева) В.А, Христусь В.Л, Магера Л.Г, Тычкина Е.С. внесены в данный список в качестве пострадавших.
30 апреля 2020 года администрацией г. Хабаровска в адрес председателя комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите направлен пакет документов на оказание финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций спорного многоквартирного дома.
Ответом комитета "адрес" по ГЗ от ДД.ММ.ГГГГ органу местного самоуправления отказано в осуществлении запрошенных выплат из средств краевого бюджета ввиду непредоставления полного комплекта документов, предусмотренного пунктами 1.2, 9.10 Порядка, в частности акта обследования утраченного имущества первой необходимости комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления, заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, составленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, подтверждающего факт разрушения многоквартирного дома, а также фотоматериалов.
Удовлетворяя частично административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что факт обрушения строительных конструкций в многоквартирном доме подтверждается материалами дела и согласуется с понятием чрезвычайной ситуации, проведение в установленном порядке комиссионного обследования жилых помещений дома и оценки степени утраты имущества первой необходимости пострадавших граждан было невозможно, поскольку существовал риск обрушения строительных конструкций, что создает угрозу жизни, здоровья находящихся в таком доме и поблизости лиц, администрацией города Хабаровска обоснованно принято решение о невозможности составления акта об утрате имущества по результатам осмотра жилых помещений, расположенных в МКД N, факт утраты гражданами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации и отсутствие предусмотренных п. 16 Правил оснований для отказа в выделении бюджетных ассигнований подтверждается материалами дела, в связи с чем, отказ комитета "адрес" по гражданской защите в выделении администрации г. Хабаровска денежных средств для оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций многоквартирного дома по "адрес", является незаконным, а требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с соответствующим выводом нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии с абз. 1, 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определены ключевые понятия аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, наличие которых могут образовать чрезвычайную ситуацию.
Так, согласно статье 2 указанного Федерального закона авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде; техногенные воздействия - опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории.
Статьей 2 указанного Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68- ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Органы местного самоуправления самостоятельно: принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Согласно пунктам "л", "м" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно абзацу 7 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68- ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статья 18).
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 318-пр "О создании и об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края" утверждены Правила предоставления бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, и методика их распределения, а также Порядок оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее -Порядок).
Согласно пункту "д" части 3 Правил бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выделяются органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края (городских округов и муниципальных районов) (далее - органы местного самоуправления) для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - до 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - до 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пункту 9.2. Порядка финансовая помощь выплачивается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на дату введения режима ЧС в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансовая помощь предоставляется при условии составления акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате ЧС (приложение N 10 к настоящему Порядку) (пункт 9.9 Порядка).
Конкретный размер финансовой помощи и степень утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате ЧС, определяются на основании проведенного обследования утраченного имущества первой необходимости комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления
В случае невозможности проведения комиссией обследования утраченного имущества первой необходимости в связи с разрушением жилого помещения (жилого дома, квартиры), многоквартирного дома граждан, пострадавших в результате ЧС, в акте обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате ЧС, делается об этом отметка, а размер финансовой помощи составляет 100 тыс. рублей на человека (пункт 9.10 Порядка).
С учетом установленных по делу обстоятельств, указанных выше положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы Правительства Хабаровского края об отсутствии доказательств разрушения многоквартирного жилого дома, возможности изъятия вещей, документов, подлежат отклонению. Материалами дела подтверждается, что провести в установленном порядке комиссионное обследование жилых помещений дома и оценить степень утраты имущества первой необходимости пострадавших граждан не представилось возможным, в том числе и в связи с тем, что постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном "адрес"" границы зоны чрезвычайной ситуации определены: придомовая территория на расстоянии 20 м от "адрес".
При этом подпунктом "б" пункта 4 Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, определено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону.
При таких обстоятельствах, суды верно пришли к выводу об обоснованности принятого администрацией города Хабаровска решения о невозможности обследования утраченного имущества граждан по результатам осмотра жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в связи с введением чрезвычайной ситуации и наличием угрозы жизни и здоровью.
Факт разрушения жилого дома подтверждается материалами дела: заключением о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ N, актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями донесением об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом отсутствие в заключении от ДД.ММ.ГГГГ N формулировки о том, что дом признан разрушенным, не свидетельствует об обратном.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что судами при разрешении спора не учтено, что обрушение дома произошло в связи с длительным непринятием администрацией города Хабаровска мер по расселению указанного дома в связи с его ветхостью, аварийностью, а не в связи с разрушением дома, как предусмотрено пунктом 9.10 Правил, являются несостоятельными, поскольку в данном случае основанием для выделения бюджетных ассигнований является факт утраты гражданами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, что подтверждается материалами дела, а возможная же неправомерность действий со стороны администрации города Хабаровска по своевременному расселению многоквартирного дома не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим и утратившим свое имущество в результате чрезвычайной ситуации.
Принимая решение по делу, судами давалась оценка состоянию бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, послуживших основанием для обращения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации за выделением бюджетных ассигнований из средств краевого бюджета. Доказательств достаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ответчиком не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм процессуального права. С учетом того, что административный иск заявлен прокурором в интересах граждан, проживающих в доме, который обрушился, данный спор на основании статьи 17 Кодекса административного судопроизводства РФ подлежит рассмотрению судами общей юрисдикции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, судами им дана надлежащая правовая оценка, несогласие ответчика с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Учитывая, что судами не допущены существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, выводы, изложенные в принятых по делу судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.