Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николенко Дмитрия Александровича к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смидовичскому району Еврейской автономной области о возложении обязанности произвести перерасчет денежного довольствия, по кассационной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смидовичскому району Еврейской автономной области
на решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от28 января 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смидовичскому району Еврейской автономной области Руденко Ю.В, принявшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, обеспеченной Смидовичским районным судом Еврейской автономной области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николенко Д.А. обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смидовичскому району (далее ОМВД России по Смидовичскому району) о возложении обязанности произвести перерасчет денежного довольствия. Указал, что приказом УМВД России по ЕАО Nл/с от 03.08.2020 он был назначен на должность инспектора отделения ГИБДД ОМВД России по Смидовичскому району по контракту сроком на 5 лет с 03.08.2020. Исполнение служебных обязанностей по указанной должности он осуществлял на рабочем месте в пос. Николаевка Смидовичского района ЕАО. В дальнейшем на основании приказа врио начальника ОМВД России по Смидовичскому району Nл/с от 14.09.2020 был переведен на должность оперуполномоченного по контролю за оборотом наркотиков отделения полиции ОМВД России по Смидовичскому району с 10.09.2020. С 01.06.2021 для дальнейшего прохождения службы переведен в распоряжение УМВД России по Амурской области. При ознакомлении со сведениями, изложенными в денежном аттестате, им было установлено, что ответчиком в период с 03.08.2020 по 31.05.2021 денежное довольствие выплачивалось с учетом районного коэффициента в размере 1, 2. С указанным размером районного коэффициента он не согласен, так как согласно кадастровой карте пос. Николаевка находится в 30-ти километровой приграничной зоне области, в связи с чем ответчик при начислении ему денежного довольствия должен был применять районный коэффициент 1, 3.
Просил обязать ответчика произвести перерасчет денежного довольствия за период с 03.08.2020 по 31.05.2021 и выплатить не начисленное денежное довольствие с учетом указанного коэффициента.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Еврейской автономной области.
Решением Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 21 октября 2021 года исковые требования удовлетворены в части.
На отдел Министерства внутренних дел России по Смидовичскому району возложена обязанность произвести Николенко Дмитрию Александровичу перерасчет и выплату денежного довольствия с применением районного коэффициента 1, 3 с 10.09.2020 по 31.05.2021.
Исковые требования Николенко Дмитрия Александровича к Управлению Министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области о возложении обязанности произвести перерасчет денежного довольствия оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Еврейской автономной области от 28 января 2022 года решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 21 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОМВД России по Смидовичскому району просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая, что в соответствии с п. 9 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок, порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих службы по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также других местностях в неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" сотрудникам ОМВД России по Смидовичскому району выплачивается денежное довольствие с применением районного коэффициента 1, 2. Повторяя доводы апелляционной жалобы, указывает, что поселок Смидович, расположенный на территории Еврейской автономной области отнесен к поселкам городского типа (городским населенным пунктам) и является административным центром городского поселения. Также отмечает, что трудовые отношения с Николенко Д.А. прекращены 31.05.2021, однако с исковыми требованиями истец обратился только в июле 2021 года.
Представитель ОМВД России по Смидовичскому району Руденко Ю.В. в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы.
Николенко Д.А, представитель УМВД России по Еврейской автономной области в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по настоящему делу установлены.
В соответствии с частью 15 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Размеры, порядок и условия применения районных коэффициентов урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчёта денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях".
В соответствии с пунктом 9 приложения к постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237 в Еврейской автономной области применяется районный коэффициент 1, 2.
Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237 к районам, где предусмотрена выплата районного коэффициента 1, 3 в Амурской области отнесены - Зейский, Селемджинский и Тындинский районы, г. Зея и Тында, территории поселковых и сельских администраций, расположенные в 30-километровой приграничной зоне области, за исключением территорий, указанных в пункте 6 настоящего приложения.
Судом установлено, что Николенко Д.А. на основании приказа УМВД России по ЕАО от 03.08.2020 N л/с принят на должность инспектора по исполнению административного законодательства отделения ГИБДД ОМВД России по Смидовичскому району по контракту сроком на 5 лет. С 10.09.2020 он на основании приказа начальника ОМВД России по Смидовичскому району от 14.09.2020 N л/с переведен на должность оперуполномоченного направления по контролю за оборотом наркотиков отделения полиции (дислокация п. Николаевка) ОМВД России по Смидовичскому району. С 01.06.2021 на основании приказа от 25.04.2021 N л/с переведен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение УМВД России по Амурской области.
В указанный период выплата денежного довольствия Николенко Д.А. осуществлялась с учетом районного коэффициента 1, 2.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагал, что имеет право на применение к его денежному довольствию районного коэффициента 1, 3.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о взыскании перерасчета с августа 2020 года по май 2021 года суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, признал доказанным факт нахождения рабочего места Николенко Д.А. в пос. Николаевка, который расположен в 30-километровой приграничной зоне Еврейской автономной области, исходил из права истца на перерасчет районного коэффициента поскольку, несмотря на то, что пос. Николаевка с 2011 года относится к городскому населенному пункту (поселок городского типа), он расположен в сельской местности.
С таким выводом суда судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может.
Постановлением Совета Министров СССР от 08 декабря 1977 года N1067-347 предусмотрена выплата повышенного районного коэффициента (1, 3) к заработной плате работников предприятия и учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках, расположенных в приграничной 30-километровой зоне, за исключением поселков городского типа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1237 для расчёта денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти введено аналогичное положение с указанием административно-территориальных единиц - территории поселковых и сельских администраций.
Приведенные судом выводы со ссылкой на административно-территориальное устройство, регламентированное законом Еврейской автономной области от 26.02.1997 N 2-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Еврейской автономной области", Реестром административно-территориального устройства области (приложение к закону ЕАО от 26.02.1997 N 2-ОЗ), согласно которым в указанный период пос. Николаевка относился к рабочему поселку, не имеют правого значения, поскольку указанные правовые акты утратили силу и не имеют отношения к спорному периоду времени.
В соответствии со ст. 1 Закона Еврейской автономной области от 20.07.2011 N 982-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Еврейской автономной области" территориальной единицей области являются населенные пункты, наделенные в соответствии с настоящим законом статусом городского или сельского населенного пункта.
Согласно Приложению к указанному Закону Еврейской автономной области от 20.07.2011 N 982-ОЗ "Перечень территориальных единиц ЕАО" пос. Смидовичи и пос. Николаевка отнесены к поселкам городского типа, им присвоен статус "городских населенных пунктов".
В соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОК 019-95), утверждённым постановлением Росстата и Госстандарта России от 31.0.7.1995 N 413, посёлки Смидович и Николаевка отнесены к посёлкам городского типа.
16 января 2020 года постановлением Правительства Еврейской автономной области N 7-пп утвержден Перечень сельских населённых пунктов и рабочих посёлков, входящих в состав городских округов (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр Еврейской автономной области), городских поселений, относящихся к сельским территориям, расположенных на территории Еврейской автономной области.
В соответствии с указанным постановлением пос. Николаевка Николаевского городского поселения отнесен к городскому населенному пункту, расположенному на сельской территории.
Суд апелляционной инстанции, полагая решение законным исходил из того, что несмотря на изменение статуса поселка Николаевка на поселок городского типа, он по-прежнему расположен в сельской территории, в связи с чем указанный населенный пункт возможно отнести к территориям поселковых администраций, предусмотренных абзацем 16 пункта 7 раздела I приложения к постановлению от 30.12.2011 N 1237, в то время как размещение поселения городского типа на сельской земле не изменяет его статус, а примененное судом постановления Правительства ЕАО N7-пп от 16 января 2020 года не имеет отношение к 2019 году.
Между тем административно-территориальное устройство области представляет собой законодательно устанавливаемую систему территориальной организации области, обеспечивающую исполнение на территории области полномочий органов государственной власти Российской Федерации и области (часть 1 статьи 1 закона ЕАО от 20.07.2011 N 982-03).
При определении повышенного районного коэффициента в приграничной зоне основными критериями являлись не только месторасположение населенного пункта (не более 30 км от границы), но и его административные характеристики (численность населения, преимущественная сфера занятости населения, наличие производственной и социальной инфраструктуры и пр.), на основании которых определяется статус административно-территориального образования.
Судом не принято во внимание, что в отношении размера районных коэффициентов за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, в нормативных актах поименованы территории, на которые распространяется районный коэффициент, в то время как применение районного коэффициента в 30-километровой приграничной полосе зависит не только от места нахождения территории, но и административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в связи с чем юридически значимым в настоящем споре являлось определение совокупности условий - местонахождения населенного пункта и его правового статуса в спорный период в соответствии с административно-территориальным устройством.
Вопреки требованиям ст. 327.1 ГПК РФ судом апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не были устранены.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и рассмотреть дело на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 28 января 2022 года отменить, направить гражданское дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.