Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нусырова Закира Убалиевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об оспаривании отказа в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нусыров З.У. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) об оспаривании отказа в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, указав, что 18.09.2019 он обратился к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии. Решением от 01.10.2019 ему было отказано в назначении пенсии по п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.11.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в связи с обучением истца в ГОУ ВПО Кыргызско-Российском Славянском университете в г. Бишкек. Просил возложить на ответчика обязанность по назначению пенсии по случаю потери кормильца с 18.09.2019.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) возложена обязанность назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца Нусырову З.У. с 18.09.2019.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, указывает, что судом не принято во внимание, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособные граждане имеют право на социальную пенсию при условии постоянного проживания в Российской Федерации. Учитывая, что истец проходит обучение по очной форме в иностранном учебном заседании, следовательно, не относится к кругу лиц, имеющих право на социальную пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с указанным Федеральным законом, о чем имеется прямое указание в ст. 11 названного закона.
В письменных возражениях Нусыров З.У. выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) без изменения.
Нусыров З.У, представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истец проходит обучение в иностранном учебном заведении по очной форме обучения, тогда как право на социальную пенсию имеют граждане Российской Федерации, обучающиеся в образовательном учреждении на очной форме обучения и постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) не согласилась с выводами суда первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 11, 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установив, что Нусыров З.У. с 01.09.2018 по настоящее время является студентом высшего учебного заведения, не достиг возраста 23 лет, не работает, единственным источником его средств к существованию с момента смерти отца является только помощь матери, судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности исковых требований Нусырова З.У, в связи с чем решение суда первой инстанции отменила, приняв новое решение об удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены апелляционного определения отсутствуют.
Судом установлено, что 18.09.2019 Нусыров З.У. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) с заявлением об установлении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Решением УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) от 01.10.2019 N 11/19-10-01 ему отказано в назначении выплаты по случаю потери кормильца в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в связи с тем, что Нусыров З.У. проходит очное обучение в ГОУ ВПО Кыргызско-Российском Славянском университете в г. Бишкек и не проживает постоянно на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, установлено, что участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам (документ вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г.).
В Российской Федерации основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплены в ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к числу которых отнесено обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (пп. 2 и 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") установлено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе названы дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2017 г. N 36-П по делу о проверке конституционности п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с запросом Кузнецкого районного суда Пензенской области признан не соответствующим ст. 19 (чч. 1 и 2) и 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" в той мере, в какой он служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
По смыслу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации право на выплату пенсии по случаю потери кормильца имеют дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, независимо от способа поступления таких лиц в иностранные образовательные организации (самостоятельно либо по направлению в соответствии с международным договором Российской Федерации) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Из материалов дела следует, что Нусыров З.У. с 01.09.2018 является студентом ГОУ ВПО Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, что подтверждается справками N 1-20/248 от 18.05.2021, N 01-20/23 от 19.01.2022.
С 01.0.2010 по 16.06.2019 Нусырову З.У, 17.06.2001 года рождения, была назначена социальная пенсия по потере кормильца.
Судом установлено, что истец с момента достижения совершеннолетия и прекращения выплаты социальной пенсии по потере кормильца нигде не работал, продолжал обучение в ВУЗе.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потере кормильца до окончания или такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если после достижения совершеннолетия продолжали находится на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом суд обоснованно исходил из того, что право на выплату пенсии по случаю потери кормильца имеют дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, независимо от способа поступления таких лиц в иностранные образовательные организации.
Исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, судебная коллегия приходит к выводу, что правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения судом апелляционной инстанции применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение сомнений в его законности не вызывает, а доводы кассационной жалобы в соответствии со 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.