Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Старовойт Р.К, Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиневич Татьяны Викторовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным решения в части, возложении обязанности включить периоды в специальный стаж, назначении и выплате пенсии по старости, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Зиневич Татьяны Викторовны
на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от4 февраля 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зиневич Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае N 2 о признании решения незаконным в части, возложении обязанности включить периоды в специальный стаж, назначении и выплате пенсии по стрости, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указав, что 31.03.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за работу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением N от 08.04.2021 ей отказано в досрочном назначении пенсии, в связи с тем, что право на установление пенсии наступит 22.02.2022. С данным решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Полагает, что ответчик незаконно не включил в стаж работы период с 14.07.1989 по 13.08.1990, ссылаясь на то, что должность младшая медицинская сестра не предусмотрена Списком профессий и должностей работников, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Просила признать решение ответчика N от 08.04.2021 в части исключения спорного периода работы незаконным; включить указанный период в специальный стаж работы истца; признать за нею право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании подпункта 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ и назначить пенсию с 31.03.2021.
Протокольным определением суда от 07.10.2021 произведена замена ответчика Государственное учреждение Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае N 2 - его правопреемником Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 4 февраля 2022 года решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Зиневич Т.В. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, а именно подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665, Списки N 2, поскольку указанные документы применяются при досрочном назначении пенсии за работу с вредными, тяжелыми условиями труда, а истец никогда не работала на работах с вредными, тяжелыми, опасными условиями труда и не претендовала на назначение пенсии по основаниям работы в таких условиях. Считает, что при назначении пенсии за лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения подлежал применению иные подпункт "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации N 665. Ссылаясь на положения ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и подпункта "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665, полагает, что периоды работы, осуществляемой до вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, могут исчисляться по правилам, действующим при назначении пенсии в период осуществления такой работы, а именно порядок подсчета, установленный постановлением Совета Министров СССР от 18.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который не предусматривал условия о том, что в стаж работы засчитывается профессиональная деятельность, выполняемая медицинскими работниками в течение полного рабочего дня.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 4, 8, 11, 30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительством Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из отсутствия допустимых, достоверных доказательств, подтверждающих занятость истца на работах в определённых условиях, установленных Списками, в течение полного рабочего дня.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что имеющие значение для дела обстоятельства судом установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Между тем в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпункт "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предполагает, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - для учета соответствующей деятельности, имевшей место после 01 января 2002 года.
Ранее применялся Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее - Список N 1066).
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, (далее - Список N 464). При этом в соответствии с указанным Списком право на пенсию по выслуге лет предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических государственных и муниципальных учреждений Младший медицинский персонал в указанном Списке не поименован.
Таким образом, ни в одном из указанных Списков должность младшей медицинской сестры не поименована.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими Списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Также необходимым условием для включения оспариваемых периодов в стаж на соответствующих видах работ является занятость работника в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда, то есть не менее 80 процентов рабочего времени.
Судом установлено, что в спорный период с 14.07.1989 по 13.08.1990, истец работала в должности младшей медицинской сестры в войсковой части 63763- 302 военном госпитале, относящимся к учреждению здравоохранения.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Зиневич Т.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 11.05.1999.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку истец оспаривает период работы до регистрации в качестве застрахованного лица, данный период должен быть подтвержден документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Вместе с тем, согласно выписке из лицевого счета Зиневич Т.В. страхователем (работодателем) за спорный период предоставлены сведения о стаже работы без указания особых условий труда, за работу в нормальных условиях, не дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. В стаж работы дающий право на назначение досрочной пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ включены периоды с 14.08.1990 по 30.06.2019, с 03.07.2019 по 11.08.2019, с 17.08.2019 по 31.12.2020.
Учитывая, что должность младшей медицинской сестры в соответствующих Списках не поименована в качестве работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в ходе рассмотрения дела каких-либо документальных доказательств, подтверждающих занятость истца на работах в определённых условиях, установленных Списками, за работу в которых работодателем уплачивались страховые взносы как за работу в определенных условиях, истцом не представлено, суд пришел к верному выводу о том, что спорный период работы истца с 14.07.1989 по 13.08.1990 в должности младшей медицинской сестры 1 и 2 терапевтического отделения войсковой части 63763 - 302 военного госпиталя не подлежал включению в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8 п.п. 19-21 ч. 30 п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Правильно применив приведенные нормы права, с учетом фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу, что Зиневич Т.В. имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, право на которую возникло после 01.01.2019 (требуемый стаж 30 лет выработан 21.08.2020), с 22.02.2022 (21.08.2020+18 месяцев), а решение N от 08.04.2021 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости является законным и обоснованным, в связи с чем, исковые требования Зиневич Т.В. удовлетворению не подлежат.
Вывод суда первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции основан на установленных по делу обстоятельствах, представленных в деле доказательствах и нормах материального права, подлежащего применению к спорным отношениям.
Оснований сомневаться в правильности такого вывода не имеется.
Доводы заявителя жалобы, как основанные на неправильном применении положений пенсионного законодательства, не являются основанием для изменения или отмены судебных постановлений.
Ошибочное указание суда апелляционной инстанции на п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ не повлияло на правильность выводов об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы в должности младшей медицинской сестрой с 14.07.1989 по 13.08.1990 по основаниям предусмотренным п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, ввиду отсутствия такой должности в соответствующих Списках.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Принимая во внимание отсутствие предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения либо отмены принятых по делу судебных постановлений, кассационная жалоба Зиневич Т.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от4 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зиневич Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.