Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Панфиловой Л.Ю.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах Карпушевой Анастасии Николаевны к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
по кассационной жалобе администрации Надеждинского муниципального района Приморского края
на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения представителя ответчика администрации Надеждинского муниципального района Приморского края Осиповой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд в интересах Карпушевой А.Н. к администрации Надеждинского муниципального района с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указав, что результатами проверки прокуратурой Надеждинского района установлено, что Карпушева А.Н, 15.08.2000 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району, Карпушева А.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. По состоянию на 15.09.2021, Карпушева А.Н. состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Приморского края по Надеждинскому муниципальному району, порядковый номер в очереди 23. Жилое помещение истцу не предоставлено.
Просил возложить на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность предоставить Карпушевой А.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 20 декабря 2021 года, исковые требования прокурора Надеждинского района в интересах Карпушевой А.Н. удовлетворены. На администрацию Надеждинского муниципального района возложена обязанность предоставить Карпушевой А.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 22 февраля 2022 года, решение Надеждинского районного суда Приморского края от 20 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Надеждинского муниципального района Приморского края просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, повторяя доводы апелляционной жалобы, указывает, что осуществление органом местного самоуправления государственных полномочий производится за счет субвенций в объеме средств, распределенных органам местного самоуправления на основании закона о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. С целью исполнения государственных полномочий, между администрацией Надеждинского муниципального района и Министерством образования Приморского края ежегодно заключается соглашение о предоставлении субвенций из краевого бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Субвенции предоставляются органу местного самоуправления в соответствии с порядком расходования субвенций, установленным постановлением Правительства Приморского края от 06.05.2020 N400-пп. Указанным порядком определено, что предоставление субвенций осуществляется Министерством образования Приморского края в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств. Полагает, что при таких обстоятельствах, обязанность должна возлагаться не только на орган местного самоуправления, но и на ведомство, которое непосредственно исполняет обязанности по доведению субвенций, поскольку при отсутствии доведенных лимитов решение суда будет фактически неисполнимым. Кроме того, ответчик полагает, что заявляя требования о внеочередном обеспечении Карпушевой А.Н. жилым помещением, прокурор нарушает права граждан, ранее истца включенных в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В письменных возражениях прокурор Приморского края полагал судебные постановления законными и обоснованными.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в судебном заседании настаивала на доводах кассационной жалобы.
Прокурор в судебном заседании полагал принятые судебные постановления законными обоснованными.
Карпушева А.Н. в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
В соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз.2).
На территории Приморского края отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Приморского края, на обеспечение жилыми помещениями с 01.01.2019 регулируются Законом Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и Законом Приморского края от 24.12.2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь указанными нормативно-правовыми актами, исходил из того, что имеются основания для предоставления истцу жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку Карпушева А.Н, 15 августа 2000 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла 18-летнего возраста, прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации не имеет, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на обеспечение специализированным жилым помещением, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Так как распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району N 6-р от 16.01.2015 Карпушева А.Н. принята на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированного жилого помещения, включена в список лиц, принятых на специализированный жилищный учет лиц, имеющих право на получение жилых помещений, то обязанность по обеспечению истца жилым помещением лежит на администрации Надеждинского муниципального района в соответствии с Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года N433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Довод жалобы о том, что требования должны предъявляться не только к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края несостоятелен, поскольку возлагая на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность по предоставлению жилого помещения, суд обоснованно исходил из того, что в силу Закона Приморского края от 06.12.2018 N412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", Закона Приморского края от 24.12.2018 N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" обязанность по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для лиц указанной категории, включенных в список, а также по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма возложена на орган местного самоуправления.
Недостаточность выделения субъектом Российской Федерации финансовых средств для приобретения муниципальных специализированных жилых помещений для детей-сирот, не освобождают орган местного самоуправления от своевременного исполнения обязанности, возложенной законом по предоставлению жилых помещений детям-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из требований статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточность средств выделяемых на эти цели из краевого бюджета и от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке в связи с отсутствием такого права, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, так как обязанность уполномоченных органов предоставить жилье лицам, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возникает с момента достижения ими 18 лет.
Доводы кассационной жалобы заявителя повторяют доводы апелляционной жалобы, и позицию заявителя при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции. Указанным доводам судами дана правовая оценка, они мотивированно отклонены, кроме того, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу полномочий суда кассационной инстанции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судами первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Надеждинского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.