Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре судебного заседания Корюкиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-51/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Хакасия, действующего в интересах Мараховского Александра Сергеевича, о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации города Черногорска - Губановой Светланы Сергеевны на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 18 мая 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Скрипник М.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора Республики Хакасия в интересах Мараховского А.С. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000.
В обоснование заявленных требований указано, что вступившим в законную силу решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 10 июля 2018 года на администрацию города Черногорска Республики Хакасия возложена обязанность по предоставлению Мараховскому А.С. жилого помещения на территории муниципального образования город Черногорск Республики Хакасия. На основании исполнительного листа, выданного судом, возбуждено исполнительное производство, решение суда о предоставлении жилого помещения Мараховскому А.С. на момент обращения в суд с административным исковым заявлением не исполнено. Длительность исполнения решения суда составила более 3 лет, что привело к нарушению прав административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 18 мая 2022 года административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Хакасия, действующего в интересах Мараховского А.С, удовлетворено, с финансового управления администрации города Черногорска Республики Хакасия за счет казны муниципального образования город Черногорск Республики Хакасия в пользу Мараховского А.С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки в размере 60 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Черногорска просит вышеуказанное решение отменить, приняв новый судебный акт по данному административному делу. В обоснование своей позиции указывает, что администрация города Черногорска и финансовое управление города Черногорска являются ненадлежащими административными ответчиками по данному делу. Данная позиция подтверждается и практикой рассмотрения судами аналогичных административных дел, где указано, что надлежащим административным ответчиком по данной категории споров является Министерство финансов соответствующего субъекта Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционной жалобы заместителем прокурора Республики Хакасия Стонт Д.Л. поданы возражения, в которых обжалуемое решение просит оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции принимал участие прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Скрипник М.А, полагавшая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Скрипник М.А, судебная коллегия считает решение Верховного Суда Республики Хакасия обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Статьей 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11) право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Пункт 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 предусматривает, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно пункту 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Удовлетворяя требования административного истца, Верховный Суд Республики Хакасия исходил из того, что длительность исполнения судебного акта не соответствует требованию разумности, а действия государственных органов, на которые возложена обязанность по исполнению решения суда, нельзя признать достаточными и эффективными, что свидетельствует о наличии нарушения прав административного истца.
Из материалов административного дела следует, что решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 10 июля 2018 года исковые требования прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в интересах Мараховского А.С, удовлетворены, на администрацию города Черногорска Республики Хакасия возложена обязанность по предоставлению Мараховскому А.С. жилого помещения на территории муниципального образования город Черногорск Республики Хакасия. Указанное решение вступило в законную силу 17 августа 2018 года.
В целях принудительного исполнения решения Аскизского районного суда Республики Хакасия от 10 июля 2018 года выдан исполнительный лист серии ФС N, который был передан в службу судебных приставов 01 октября 2018 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия от 01 октября 2018 года возбуждено исполнительное производство N в отношении администрации города Черногорска.
На момент вынесения Верховным Судом Республики Хакасия решения о присуждении в пользу Мараховского А.С. компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 10 июля 2018 года не было исполнено.
Таким образом, на момент вынесения обжалуемого решения (18 мая 2022 года) продолжительность исполнения решения Аскизского районного суда Республики Хакасия от 10 июля 2018 года с момента поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (01 октября 2018 года) составила 3 года 7 месяцев 17 дней, общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения в законную силу (17 августа 2018 года) составил 3 года 9 месяцев 1 день.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, предпринятые административным ответчиком меры по исполнению решения суда нельзя признать достаточно эффективными, поскольку они не привели к своевременному исполнению судебного акта. Кроме того, согласно действующему законодательству, присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.
Обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении административного истца, которые бы повлияли на длительность исполнения решения суда, судебной коллегией также не установлено. В данном случае имеет место своевременное обращение с заявлением о возбуждении исполнительного производства и предъявление исполнительного листа к исполнению.
Размер присужденной административному истцу компенсации судом первой инстанции определен исходя из разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, с учетом принципов разумности и справедливости, а также объема нарушенных прав административного истца, претерпевшего негативные последствия, и значимости таких последствий.
Таким образом, Верховный Суд Республики Хакасия, учитывая приведенные обстоятельства, пришел к верному выводу о необходимости взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что апеллянт является ненадлежащим ответчиком, следовательно, суд первой инстанции необоснованно взыскал компенсацию с финансового управления администрации города Черногорска Республики Хакасия.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 КАС РФ, частью 3 статьи 222.8 АПК РФ суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта.
По смыслу приведенных выше норм, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, следует, что обязанность по исполнению судебного акта возложена на администрацию города Черногорска Республики Хакасия, а органом, осуществляющим организацию исполнения судебного акта, является финансовое управление администрации города Черногорска Республики Хакасия.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами являются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" устанавливает, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Согласно подпункту "а" пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, в целях применения части 5 статьи 253 КАС РФ, части 4 статьи 222.4 АПК РФ понимаются по искам к публично-правовому образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны соответствующего публично-правового образования, о присуждении компенсации за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок - Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований.
В данном случае финансовым органом муниципального образования выступает финансовое управление администрации города Черногорска Республики Хакасия, которое является органом местного самоуправления в системе исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципального образования город Черногорск Республики Хакасия, обеспечивающим проведение финансовой политики органов местного самоуправления на территории города Черногорска по управлению средствами бюджета города Черногорска Республики Хакасия, обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по исполнению бюджета города. Указанное подтверждается пунктом 1.1 Положения "О финансовом управлении администрации города Черногорска", утвержденного решением Совета депутатов города Черногорска от 8 мая 2008 года N 24.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о том, что администрация города Черногорска Республики Хакасия и финансовое управление города Черногорска Республики Хакассия являются ненадлежащими ответчиками, подлежит отклонению, поскольку финансовое управление города Черногорска является финансовым органом муниципального образования, следовательно, возложение обязанности исполнить решение суда о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит на указанный орган.
Ссылка апеллянта на практику рассмотрения аналогичных дел иными судами не является основанием для отмены верного по существу решения суда, поскольку при рассмотрении административного дела следует учитывать конкретные обстоятельства, установленные судом в ходе разрешения данного спора.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации города Черногорска - Губановой Светланы Сергеевны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Верховный Суд Республики Хакасия в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.