Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Ненашевой Е.Н.
при секретаре Бурлаковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело N 3а-37/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" о признании не действующими в части нормативных правовых актов
с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" на решение Красноярского краевого суда от 30 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, возражения представителей министерства тарифной политики Красноярского края Ленивцевой О.А, общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" Александровой М.Д, общества с ограниченной ответственностью "Песчанка Энерго" Чайка С.В, публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Зининой В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства тарифной политики Красноярского края (далее также - Министерство, орган регулирования) от 29 декабря 2020 года N 67-э внесены изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2011 N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края (далее - Приказ N 67-э), пунктом 4 приложения N 2 которого для общества с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" утверждена необходимая валовая выручка на 2021 год в размере 7 978, 97 тыс. руб.
Приказ N 67-э опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года N 66-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Приказ N 66-э) утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края.
Приказ N 66-э опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 20 января 2021 года в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" N 3.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2021 года N 4-э "Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 66-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Приказ N 4-э) в Приказ N 66-э внесены изменения.
Пунктами 25, 26, 61, 62, 65, 66, 187, 188, 189, 190 приложения к Приказу N 4-э (приложение N 8 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п) на 2021-2025 годы установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края: с одной стороны обществом с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири", с другой стороны - обществом с ограниченной ответственностью "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" (пункты 25-26), обществом с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" (пункты 61-62), муниципальным предприятием электрических сетей города Зеленогорска (пункты 65-66), филиалом "Красноярскэнерго" публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (пункты 187-188), акционерным обществом "Красноярская региональная энергетическая компания" (пункты 189-190).
Приказ N 4-э опубликован 2 февраля 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 10 февраля 2021 года в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" N 9.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года N 65-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 406-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей" (далее - Приказ N 65-э) на период 2021-2025 годы установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Приказ N 65-э опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 20 января 2021 года в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" N 3.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2021 года N 2-э "Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 65-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 406-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей" в Приказ N 65-э внесены изменения.
Приказ N 2-э опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru 2 февраля 2021 года и 10 февраля 2021 года в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" N 9.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 3 апреля 2018 года N 232-р "О реорганизации органа исполнительной власти Красноярского края" постановлено преобразовать Региональную энергетическую комиссию Красноярского края в министерство тарифной политики Красноярского края.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" (далее также - ООО "Энергия Сибири", Общество) обратилось с административным исковым заявлением в Красноярский краевой суд и с учетом уточненных требований просило признать не действующими в части указанные нормативные правовые акты, ссылаясь на их несоответствие Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э.
Требования мотивированы тем, что органом регулирования приняты в экономически необоснованном размере расходы по статьям затрат "Подконтрольные расходы", "Плата за аренду имущества и лизинг", "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов со знаком "плюс" или незапланированного избытка со знаком "минус"", неверно определены плановые объемы отпуска электроэнергии. В результате неправомерного уменьшения расходов и неверного определения объема отпуска электроэнергии была уменьшена необходимая валовая выручка ООО "Энергия Сибири", что повлекло установление котловых и индивидуальных тарифов в экономически необоснованном размере.
Решением Красноярского краевого суда от 30 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" обратилось в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Административный истец не согласен с выводом суда об обоснованном уменьшении органом регулирования условных единиц до 997, 44 относительно предлагаемых Обществом -1 234, 64. Судом не приведены правовые основания непринятия договоров аренды от 21 ноября 2017 года и 7 июля 2020 года, которые являются действующими, а последующее заключение договоров аренды с другими юридическими лицами не влечет их недействительность. Органом регулирования не учтено, что договоры аренды оборудования не подлежат государственной регистрации, тогда как именно по этим основаниям указанные договоры не были приняты при расчете. Принимая решение и соглашаясь с органом регулирования в части расчета затрат по статье "Плата за аренду имущества и лизинг", суд не указал, по каким договорам неверно произведен расчет остаточной стоимости объектов электросетевого хозяйства и расчет амортизации по налогу на имущество. Суд неверно определилразмер предложений Общества по статье "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), не применил пункт 7 Основ ценообразования. В части исключения из НВВ расходов в размере 15 939, 56 тыс. руб. вывод суда противоречит выводам проведенной судебной экспертизы. Кроме того, судом допущены нарушения процессуальных норм, выразившихся в рассмотрении дела в отсутствие административного истца, не извещенного о судебном заседании, назначенном на 30 марта 2022 года.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвовавшем в деле, Министерством тарифной политики Красноярского края представлены возражения, ООО "РСК сети" представлен отзыв.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На основании пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания является безусловным основанием для отмены решения суда (пункт 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судом первой инстанции.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 статьи 140 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.
По смыслу приведенной выше правовой нормы и требований статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд обязан обеспечить сторонам равные права на участие в судебном заседании и представлении доказательств, в связи с чем, стороны должны быть извещены надлежащим образом о судебном заседании.
Таким образом, судебное заседание является не только процессуальной формой проведения судебного разбирательства, но и гарантией соблюдения конституционного права лиц, участвующих в деле, на судебную защиту.
Согласно части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из взаимосвязанных положений части 2 статьи 96, статей 182, 201 КАС РФ независимо от способа извещения о времени и месте проведения судебных заседаний по административному делу (например, заказным письмом с уведомлением о вручении, путем отправки СМС-сообщения) лицам, участвующим в деле, направляются копии судебных актов по административному делу, в том числе копии определений о принятии административного искового заявления к производству, о подготовке административного дела к судебному разбирательству, о возобновлении производства по административному делу.
Из материалов дела следует, что после проведения судебной бухгалтерской и финансово-экономической экспертизы по настоящему административному делу судебное заседание назначено на 22 марта 2022 года на 14 часов, о чем сторонам 25 февраля 2022 года направлено извещение (л.д.172 т. 5). Извещение получено административным истцом 3 марта 2022 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 20 т. 6).
В протоколе судебного заседания от 22 марта 2022 года указано, что в судебное заседание административный истец не явился, причины неявки суду не известны.
Кроме того, согласно данному протоколу в судебном заседании, в связи с ходатайством прокурора, участвовавшего в деле, объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 30 марта 2022 года.
30 марта 2022 года административное дело рассмотрено по существу в отсутствие административного истца, не принимавшего участие в судебном заседании.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в ходе рассмотрения административного дела может быть объявлен перерыв в судебном заседании. В период объявленного перерыва не исключается возможность рассмотрения судом других дел (часть 4 статьи 2 КАС РФ, статья 163 АПК РФ).
В силу части 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
При этом, поскольку Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не регламентирован порядок объявления перерыва в судебном заседании при его объявлении в соответствии с частью 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права) возможно применить положения статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на что также обращено внимание в пункте 7 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Так, на основании части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыв в судебном заседании возможен по ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе суда.
Согласно положениям части 2 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыв в судебном заседании может быть объявлен на срок, не превышающий пяти дней.
На основании части 5 этой же статьи Кодекса лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что административный истец ООО "Энергия Сибири" не присутствовал в судебном заседании 22 марта 2022 года, о времени проведения судебного заседания после окончания перерыва 30 марта 2022 года каким-либо способом извещен не был (доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют), судебная коллегия приходит к выводу о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие административного истца, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона является существенным, поскольку оно не позволило гарантировать соблюдение одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в части 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда, так как истец был лишен возможности реализовывать свои права, предусмотренные статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, привести свои возражения, представить доказательства, то есть фактически лишен права на судебную защиту, в связи с чем обжалуемое решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене, административное дело - направлению на новое рассмотрение.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, иные доводы апелляционной жалобы не подлежат правовой оценке.
При новом рассмотрении суду надлежит принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, дать оценку представленным сторонами доказательствам, всем доводам участвующих в деле лиц.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 30 марта 2022 года отменить, направить административное дело N 3а-37/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" о признании не действующими в части нормативных правовых актов на новое рассмотрение в Красноярский краевой суд.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационная жалоба, представление через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.