Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Бурлаковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-60/2022 по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании в части Лесохозяйственного регламента Нижнетамбовского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года N 919П
с апелляционной жалобой министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 28 марта 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года N 919П утвержден лесохозяйственный регламент Нижнетамбовского лесничества (далее также - Регламент).
В силу пункта 1.1.7 Регламента на территории Нижнетамбовского лесничества расположен государственный природный заказник краевого значения "Горинский", памятник природы "Скальные обнажения Шаман", памятник природы краевого значения "Роща кедра корейского".
Государственный природный заказник краевого значения "Горинский" находится на территории Халбинского участкового лесничества в части кварталов 51, 60, 69, 82, 83, 93.
Памятник природы "Скальные обнажения Шаман" находится на территории Нижнетамбовского участкового лесничества в части кварталов 64, 65, 66, 67, 68.
Памятник природы краевого значения "Роща кедра корейского" находится на территории Нижнетамбовского участкового лесничества в части кварталов 92, 93 (таблица 5 Перечень особо охраняемых природных территорий).
В таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" к категории эксплуатационных лесов отнесены следующие лесные участки государственного природного заказника краевого значения "Горинский" в кварталах 51-55, 60, 68-78, 82-91, 93-101 Халбинского участкового лесничества.
К категории эксплуатационных лесов отнесены лесные участки памятника природы "Скальные обнажения Шаман" в кварталах 63-82 Нижнетамбовского участкового лесничества.
К категории эксплуатационных лесов отнесены лесные участки памятника природы краевого значения "Роща кедра корейского" в кварталах 94-98 Нижнетамбовского участкового лесничества.
В таблице 7 пункта 1.2 Регламента "Виды разрешенного использования лесов" на территории особо охраняемых природных территориях установлены виды разрешенного использования лесов:
-заготовка древесины в кварталах:
1-19, 21-22, 24-25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-63, 69-91, 94-221, части кварталов 64-68, 92, 93 Нижнетамбовского участкового лесничества; 1-50, 52 -59, 61-68, 70-81, 84-91, 97-103, 105-109, 111-118, 120-124, 126-128, 130-133, 135, части кварталов 51, 60, 69, 82, 83, 92-96, 104, 110, 119, 125, 129, 134, 136 Халбинского участкового лесничества;
-выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в кварталах:
1-19, 21-22, 24-25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-62, 63, 69-91, 94-221, части кварталов 64-68, 92, 93 Нижнетамбовского участкового лесничества; 1-50, 52-59, 61-68, 70-81, 84-91, 97-103, 105-109, 111-118, 120-124, 126-128, 130-133, 135, части кварталов 51, 60, 69, 82, 83, 92-96, 104, 110, 119, 125, 129, 134, 136;
- строительство и эксплуатация водоохранных и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов" в кварталах:
1-19, 21-22, 24-25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-63, 69-91, 94-221, части кварталов 64-68, 92, 93 Нижнетамбовского участкового лесничества; 1-50, 52-59, 61-68, 70-81, 84-91, 97-103, 105-109, 111-118, 120-124, 126-128, 130-133, 135, части кварталов 51, 60, 69, 82, 83, 92-96, 104, 110, 119, 125, 129, 134, 136;
Регламент опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края https://les.khabkrai.ru в разделе "лесохозяйственные регламенты лесничества", официальном портале нормативных правовых актов Хабаровского края https://laws.khy.gov.ru в разделе "Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Хабаровского края" за 2018 год.
Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия Регламента в части отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника краевого значения "Горинский", памятника природы "Скальные обнажения Шаман", памятника природы краевого значения "Роща кедра корейского" к эксплуатационным лесам согласно таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента и установления видов разрешенного использования на особо охраняемых природных территориях согласно таблице 7 пункта 1.2 Регламента.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что отнесение лесных кварталов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий. Данные нарушения законодательства, как указал прокурор, напрямую затрагивают интересы Российской Федерации как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают в Хабаровском крае, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Решением Хабаровского краевого суда от 28 марта 2022 года административные исковые требования заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворены.
С апелляционной жалобой в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции обратилось министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению административного ответчика, суд не учел, что распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов на территории Хабаровского края выполнено в соответствии с приказом Рослесхоза. Таким образом, отнесение лесов к защитным лесам не входит в полномочия Министерства. Полагает, что нормативный правовой акт соответствует федеральному законодательству, поскольку Лесной кодекс Российской Федерации на территории заказников вводит запрет на проведение только сплошных рубок лесных насаждений, к которым заготовка древесины не относится, при том, что заготовка древесины допускается не на всей площади квартала.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд, сославшись на положения статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, правильно указал, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, и в этой связи пришел к обоснованному выводу о превышении административным ответчиком, утвердившим оспариваемый в части Регламент, предоставленных ему полномочий.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, определено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр (в редакции на дату утверждения Регламента), Управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Нижнетамбовского лесничества расположен государственный природный заказник краевого значения "Горинский", памятник природы "Скальные обнажения Шаман", памятник природы краевого значения "Роща кедра корейского".
Таким образом, управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти автономного округа, утверждая Регламент, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территориях, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что явилось основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Кроме того, разрешая дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения Регламента в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника краевого значения "Горинский", памятника природы "Скальные обнажения Шаман", памятника природы краевого значения "Роща кедра корейского" к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 102 и 103 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.
В соответствии со статьями 21, 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, лесные участки государственного природного заказника краевого значения "Горинский" в кварталах 51-55, 60, 68-78, 82-91, 93-101 Халбинского участкового лесничества, лесные участки памятника природы "Скальные обнажения Шаман" в кварталах 63-82 Нижнетамбовского участкового лесничества и лесные участки памятника природы краевого значения "Роща кедра корейского" в кварталах 94-98 Нижнетамбовского участкового лесничества отнесены к категории эксплуатационных лесов.
Кроме того, в таблице 7 пункта 1.2 "Виды разрешенного использования лесов" на территории заказника установлены виды разрешенного использования лесов:
-заготовка древесины в кварталах:
1-19, 21-22, 24-25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-63, 69-91, 94-221, части кварталов 64-68, 92, 93 Нижнетамбовского участкового лесничества; 1-50, 52 -59, 61-68, 70-81, 84-91, 97-103, 105-109, 111-118, 120-124, 126-128, 130-133, 135, части кварталов 51, 60, 69, 82, 83, 92-96, 104, 110, 119, 125, 129, 134, 136 Халбинского участкового лесничества;
-выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в кварталах:
1-19, 21-22, 24-25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-62, 63, 69-91, 94-221, части кварталов 64-68, 92, 93 Нижнетамбовского участкового лесничества; 1-50, 52-59, 61-68, 70-81, 84-91, 97-103, 105-109, 111-118, 120-124, 126-128, 130-133, 135, части кварталов 51, 60, 69, 82, 83, 92-96, 104, 110, 119, 125, 129, 134, 136;
- строительство и эксплуатация водоохранных и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов" в кварталах:
1-19, 21-22, 24-25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-63, 69-91, 94-221, части кварталов 64-68, 92, 93 Нижнетамбовского участкового лесничества; 1-50, 52-59, 61-68, 70-81, 84-91, 97-103, 105-109, 111-118, 120-124, 126-128, 130-133, 135, части кварталов 51, 60, 69, 82, 83, 92-96, 104, 110, 119, 125, 129, 134, 136.
Таким образом, в результате отнесения оспариваемым Регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам в границах названных особо охраняемых природных территорий, и установление для них соответствующих видов разрешенного использования фактически допускает сплошную рубку лесов для целей заготовки древесины, размещения лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что противоречит целям создания заказника и памятников природы и нарушает права лиц, проживающих на территории Хабаровского края, на сохранение благоприятной окружающей среды.
При таких обстоятельствах, утверждения административного ответчика о том, что действующее федеральное законодательство допускает на территории заказников и памятников природы заготовку древесины, является не состоятельными.
Кроме того, нормами Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Горинский", утвержденного решением исполкома Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18 октября 1990 года N 256, Положения о памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26 мая 2011 года N 154-р, любая хозяйственная деятельность, в том числе, заготовка древесины на территории указанных особо охраняемых природных территориях не допускается.
Доводам административного ответчика о том, что оспариваемый Регламент принят во исполнение приказа Рослесхоза от 18 декабря 2009 года N 517 "Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ", которым установлена принадлежность лесных участков, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у судебной коллегии не имеется, поскольку судом установлено противоречие оспариваемых норм Регламента федеральным законам.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно признал его не действующим с указанного в решении суда времени.
Суд принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании, его выводы подробно мотивированы.
Другие доводы апелляционных жалоб основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда они не опровергают, в связи с чем, не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от 28 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Хабаровский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.