Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы административных истцов Дам О.Н. и Цветковой Е.Н. (направленные почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступившие в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в суд кассационной инстанции с делом - ДД.ММ.ГГГГ) на решение Заволжского районного суда города Ярославля от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 9 ноября 2021 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Дам О.Н, ФИО60 и Цветковой Е.Н. к Департаменту строительства Ярославской области, мэрия города Ярославля и Департаменту градостроительства мэрии города Ярославля о признании недействительными постановления, градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), к административным ответчикам о признании недействительным постановления мэрии г. Ярославля от 10 сентября 2018 года N 1215 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в районе Хуторской в Заволжском районе г. Ярославля" и утвержденные им проект планировки и проект межевания территории в районе ул. Хуторской в Заволжском районе г. Ярославля; признании недействительными градостроительных планов земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ N и N, выданные департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля.; признании недействительными разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ N (застройщик - ООО "СЗ СК Партнер") и от ДД.ММ.ГГГГ N (застройщик - ООО "СЗ СК Гарант"), выданные департаментом строительства Ярославской области.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что утвержденные проектом планировки территории границы перспективной застройки, не соответствуют действующему законодательству. Разрешения на строительство выданы при наличии существенных нарушений правил противопожарной защиты. Оспариваемые ненормативные правовые акты существенно нарушают законные права административных истцов, как лиц, проживающих в непосредственной близости от незаконно размещаемых объектов, на благоприятную среду жизнедеятельности, безопасность жизни и здоровья и сохранность частной собственности.
Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 29 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 9 ноября 2021 года, административным истцам отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В поданных во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационных жалобах административные истцы Дам О.Н. и Цветкова Е.Н. ставят вопрос об отмене решения Заволжского районного суда г. Ярославля от 29 июня 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 9 ноября 2021 года, с принятием по административному делу судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационных жалоб ими приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Представители административного ответчика Департамента строительства Ярославской области по доверенности Волкова Л.В, заинтересованных лиц ООО "Специализированный застройщик Строительная компания Партнер", ООО "Специализированный застройщик Строительная компания Гарант" по доверенности Смирнова Н.Е. и Платоновой А.С. по доверенности Андреева И.Л. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Участвующий в рассмотрении дела прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационных жалоб, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Так, согласно ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в ч.ч. 2 - 4.3. и 5.2 ст. 45 данного Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 ст. 45 названного Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
В соответствии с ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В силу ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с положениями п.п. 9 и 10 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ информация об ограничениях использования земельного участка, а также о границах зон с особыми условиями использования территории включаются в градостроительный план в случае, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон.
В соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4.10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 указанной статьи документов. Основания к отказу в выдаче разрешений на строительство установлены ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 данной статьи.
По смыслу положений ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения, установленные для зоны с особыми условиями использования территории, распространяются на земельные участки и иные объекты, расположенные в границах данной зоны.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, решение о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, в районе ул. Хуторской в Заволжском районе города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N было принято мэрией г. Ярославля на основании заявления с предложением о подготовке документации по планировке указанной территории, поступившего от ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ, с учетом решения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Ярославля (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N), и опубликовано в газете "Городские новости" от ДД.ММ.ГГГГ N (N).
В соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в городе Ярославле, утв. решением муниципалитета от 24 октября 2005 года N 135, постановлением мэра г. Ярославля от 16 сентября 2016 года N 1419 "О проведении публичных слушаний по проекту постановления мэрии города Ярославля "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в районе ул. Хуторской в Заволжском районе города Ярославля" (опубликовано в газете "Городские новости" от ДД.ММ.ГГГГ N (N) ДД.ММ.ГГГГ в актовом зале территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля были проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории в районе ул. Хуторской в Заволжском районе города Ярославля, по результатам которых подготовлен протокол публичных слушаний и заключение о проведении публичных слушаний.
Учитывая результаты публичных слушаний, мэром г. Ярославля было принято решение об отклонении документации по планировке территории и направлении ее на доработку (постановление мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N).
По результатам доработки проекта документация по планировке территории по ул. Хуторской в Заволжском районе г. Ярославля была утверждена постановлением мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N (опубликовано в газете "Городские новости" от ДД.ММ.ГГГГ N (N).
Документацией по планировке территории предусмотрено размещение малоэтажных жилых домов. В комплекс застройки входит размещение двух 4-х этажных многоквартирных жилых домов, одного индивидуального жилого дома, трансформаторной подстанции, шкафного газораспределительного пункта.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявлений ООО "СЗ СК Партнер" департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля подготовлены и выданы градостроительные планы земельного участка с кадастровым N, земельного участка с кадастровым N.
Проектная документация по строительству многоквартирных домов прошла экспертизу в ГАУ "Яргосстройэкспертиза", застройщиками были получены положительные заключения от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "СЗ СК Партнер" департаментом строительства Ярославской области выдано разрешение на строительство N; ДД.ММ.ГГГГ ООО "СЗ СК Гарант" выдано разрешение на строительство N.
При этом согласно выпискам из ЕГРН, земельные участки с кадастровыми N, на которых застройщиками осуществляется строительство многоквартирных домов, и которые согласно сведениям ЕГРН принадлежат застройщикам на праве собственности, расположены в черте г. Ярославля, в Заволжском районе, в районе улицы Хуторская, и относятся к землям населенных пунктов. Эти земельные участки расположены в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж 3).
Согласно положениям ст. 38 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N, основным видом разрешенного использования земельных участков указанной территориальной зоны является, в том числе, малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Земельные участки с кадастровыми N граничат с землями лесного фонда, а именно, с лесным кварталом N Яковлевского участкового лесничества ПСУ ЯО "Ярославское лесничество", который входит в земельный участок с кадастровым N, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, однако в зону с особыми условиями использования территории, сведения о которой вынесены в ЕГРН на основании Приказа Рослесхоза от 8 октября 2018 года N 827, земельные участки с кадастровыми N не входят.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административных истцов, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление мэрии г. Ярославля от 10 сентября 2018 года
N 1215 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в районе ул. Хуторской в Заволжском районе г. Ярославля" принято в пределах имеющихся у названного органа местного самоуправления полномочий и с соблюдением установленного порядка принятия. Градостроительные планы земельных участков разработаны и утверждены департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля в полном соответствии с действующим законодательством и содержат все необходимые сведения, а строительство соответствующих многоквартирных домов производится застройщиками в соответствии с требованиями разрешительных документов. Какое-либо нарушение прав и законных интересов административных истцов либо угроза их нарушения отсутствует.
В частности, отказывая в удовлетворении требований административных истцов о признании недействительным постановления мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N и утвержденных им проекта планировки и проекта межевания территории в районе ул. Хуторской в Заволжском районе г. Ярославля, суд первой инстанции исходил из того, что документация по планировке территории разработана на основании: Генерального плана г. Ярославля, согласно которому рассматриваемая территория проектирования расположена в жилой функциональной зоне, Правил землепользования и застройки г. Ярославля, в соответствии с которыми рассматриваемая территория проектирования расположена в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж 3), в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий.
Также, указывая на отсутствие нарушений прав административных истцов действиями административных ответчиков и оспариваемыми ими в рамках настоящего административного дела актами, суд первой инстанции руководствовался заключением специалиста ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого, все градостроительные нормативы, нормы пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические нормативы при строительстве многоквартирных жилых домов по ул. Хуторская по отношению к индивидуальным жилым домам административных истцов соблюдены, негативного влияния строительство многоквартирных жилых домов на указанные индивидуальные жилые дома не оказывается.
С выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований в целом согласилась судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда, правомерно указав при этом, что необходимость соблюдения требований пожарной безопасности при проектировании и строительстве указанных многоквартирных домов (строения N и строения N) по ул. Хуторской в г. Ярославле направлена на защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, которые являются либо будут являться собственниками помещений в указанных строениях, а также имущества самого застройщика, жизни, здоровья, имущества иных лиц, выполняющих работы по строительству объектов. Соответственно, вопрос о нарушении либо отсутствии нарушения требований пожарной безопасности затрагивает права указанных лиц, а не лиц, являющихся собственниками индивидуальных жилых домов в "адрес" и постоянно проживающих в таких жилых домах.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции о пропуске административными истцами предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока обращения в суд с требованиями об оспаривании градостроительных планов земельных участков и постановления мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N, судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда обоснованно посчитала, что ошибочность данного вывода не повлияла на правильность выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Указанные выводы судов являются верными, так как основаны на правильном применении приведенных положений действующего законодательства, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора.
Нарушений норм процессуального права и их неправильного применения, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не допущено.
Приведенные в обоснование кассационной жалобы доводы аналогичны правовой позиции стороны административных истцов в судах первой и апелляционной инстанций, им судами дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заволжского районного суда города Ярославля от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 9 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Дам О.Н. и Цветковой Е.Н. - без удовлетворения.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 июля 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.