Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Зюлина М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Навального Алексея Анатольевича по доверенности Соловьева Леонида Алексеевича на решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 октября 2021 года (дело N 2а-1009/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 01 марта 2022 года (дело N 33а-923/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Навального Алексея Анатольевича о признании незаконными решений и действий (бездействия) Роскомнадзора, Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя Навального А.А. по доверенности адвоката Соловьева Л.А, поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя Роскомнадзора по доверенности Цуркана А.А. и представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации по доверенности Половниковой А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
на основании требования заместителя Генерального прокурора Российской Федерации N 27-31-2021/Ид6832-21 от 15 июня 2021 года, уведомлениями Роскомнадзора, ограничен доступ к информационным ресурсам, на которых размещена информация, распространяемая с нарушением закона, идентификатор записи N 448479-НВ и N 448477-НВ, Считая требование прокурора и уведомления Роскомнадзора незаконными, Навальный А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что ограничение доступа к сайтам, является произвольным вмешательством в его право на свободное распространение и выражение мнения. Блокировка интернет-ресурсов нарушает его права гарантированные статьёй 29 Конституции Российской Федерации, статьёй 6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и статьёй 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 11 октября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 01 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Навального А.А. по доверенности Соловьева Л.A - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Навального А.А. по доверенности Соловьев Л.A просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, нарушение норм процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителей административных ответчиков, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушения судами обеих инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомиадзор) направлено требование N 27-31-2021/Ид6832-21 от 15 июня 2021 года о принятии мер по ограничению доступа на территории Российской Федерации к интернет-ресурсам:
https://fbk.info;
https://shtab.navalny.com/;
https://union.navalny.com, https://navalny.livejournal.com;
https://www.youtube.com/channel/UCgxTPTFbIbC...
https://votesmart.appspot.com;
https://free.navalny.com/;
https:// rosyama.ru/;
https://roszkh.ru;
https://www.facebook.com/teamnavalny;
https ://t.me/navalnylivechanne;
https: //twitter. com/teanmavalny;
https ://www. instagram. com /teamnavalny;
https://vk.com/teamnavalny;... в соответствии с частью 1 статьи 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В требовании указано, что на данных информационных ресурсах размещаются призывы к осуществлению экстремисткой деятельности, массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также призывы оказать финансовую поддержку ФБК, ФЗПГ и региональным "Штабам Навального" путём перечисления денежных средств на счета, реквизиты которых указаны на сайтах. Решением Московского городского суда от 09 июня 2021 года, обращенным к немедленному исполнению в части прекращения деятельности, ФБК и ФЗПГ ликвидированы, а деятельность движения "Штабы Навального" запрещена в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
На основании требования Генеральной прокуратуры Роскомнадзор ограничил доступ к перечисленным выше информационным ресурсам.
26 июля 2021 года Роскомнадзором на адреса электронной почты abuse@cloudflare.com, press@navalnv.com, navalnv.blog@gmail.com направлено уведомление об ограничении доступа к информационному ресурсу navalny.com, на котором размещена информация, распространяемая с нарушением закона.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые требование Генеральной прокуратуры и решения Роскомнадзора основаны на законе, приняты в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому оснований, с соблюдением требований действующего законодательства к процедуре ограничения доступа к информационному ресурсу, без нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, признав их верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и состоятельными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, с соблюдением норм процессуального права.
Доказательствам, подтверждающим, что на заблокированных интернет-ресурсах размещалась информация и материалы, которые, в силу части 1 статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", являются информацией, распространяемой с нарушением закона, судом дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что административными ответчиками не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для ограничения доступа к информационным ресурсам, не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в распространяемой информации содержались призывы к осуществлению экстремистской деятельности, не соблюдена процедура уведомления о нарушении порядка распространения информации, были предметом судебных разбирательств в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно признаны судами несостоятельными с приведением мотивов в судебных актах.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
Согласно статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 статьи 10 названного Федерального закона установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьёй 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию (часть 1).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 - 1.4 настоящей статьи, незамедлительно:
-направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию;
-определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация;
-направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;
-фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе (часть 2).
Порядок направления уведомления регламентирован пунктом 41 Порядка функционирования Информационной системы взаимодействия, утверждённого приказом Роскомнадзора от 12.08.2013 N 912 (зарегистрирован Минюстом России 26.11.2013, регистрационный N 30454).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, является Роскомнадзор.
Пунктом 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) предусмотрено, что Роскомнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
Приказом Роскомнадзора от 12.03.2021 N 25 утверждено Положение об Управлении контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций (далее - Управление).
В соответствии с пунктом 3.5 названного Положения, Управление осуществляет взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках реализации статьи 15.3 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 3.9 Положения организует взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов в сети "Интернет", а также иными лицами, обеспечивающими размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет" информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствии с положениями статей 10.1, 10.5, 10.6, 15.1, 15.1-1-15.3, 15.8, 15.9 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ.
Оснований полагать, что вышеприведенные нормы права применены судами неверно, не имеется.
Доводы кассационной жалобы, по существу, повторяют доводы, которыми обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций при исследовании доказательств в ходе судебных разбирательств, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Навального А.А. по доверенности Соловьева Л.A - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.