Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков администрации города Владимира и Управления земельными ресурсами администрации города Владимира по доверенностям Татаркиной Ирины Борисовны (направленную почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в суд кассационной инстанции с делом - ДД.ММ.ГГГГ) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 17 марта 2022 года, вынесенное по административному делу N по административному исковому заявлению Алексеевой Н.В. к администрации г. Владимира и Управлению земельными ресурсами администрации г. Владимира о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алексеева Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным отказа Управления земельными ресурсами администрации г. Владимира в предварительном согласовании предоставления в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ N, возложении обязанности по утверждению схемы расположения названного земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленную по заказу Алексеевой Н.В, обеспечению опубликования извещения о предоставлении спорного земельного участка в аренду в целях ИЖС, и принятию положительного решения о предоставлении вышеуказанного земельного участка, а также взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что имея намерение приобрести в аренду для индивидуального жилищного строительств земельный участок, Алексеева Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес административного ответчика за получением предварительного согласования предоставления земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, в районе "адрес", приложив необходимые для этого документы. Однако ДД.ММ.ГГГГ получила отказ Управления земельными ресурсами администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ исх.
N в предварительном согласовании предоставления в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка, в обоснование которого, указано, что администрацией г. Владимира принято решение о включении данного земельного участка в перечень для предоставления гражданам в собственность бесплатно, доказательств тому не представлено. Алексеева Н.В. полагала решение неправомерным, нарушающим её права, ссылаясь на то, что имеет право на приобретение спорного земельного участка в аренду, в то время как доказательств выделения земельного участка для передачи его многодетным семьям не имеется.
Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 25 ноября 2021 года заявленные административные исковые требования Алексеевой Н.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 17 марта 2022 года решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 25 ноября 2021 года отменено. Названным определением признан незаконным отказ Управления земельными ресурсами администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ N в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, в районе "адрес" на кадастровом плане территории; на Управление земельными ресурсами администрации города Владимира возложена обязанность по рассмотрению заявление Алексеевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в установленном законом порядке.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административных ответчиков администрации г. Владимира и Управления земельными ресурсами администрации г. Владимира по доверенностям Татаркина И.Б. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 17 марта 2022 года.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении дела таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Так, в соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Согласно п.п. 15 п. 2 указанной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 названного Кодекса.
В соответствии с п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности определены в статье 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 указанной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
В целях реализация полномочий органов государственной власти Владимирской области в сфере регулирования земельных отношений 25 февраля 2015 года принят Закон Владимирской области N 10-03 "О регулировании земельный отношений на территории Владимирской области".
Статьей 3 названного закона определен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, в частности п. 1 предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, установленных статьей 2 данного Закона, в собственность бесплатно однократно осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Гражданам, обладающим правом на предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 - 4-1, 7 части 1 статьи 2 названного закона Владимирской оббласти, земельные участки предоставляются в границах муниципального образования, на территории которого они проживают, за исключением случаев, установленных данным Законом (п.2 указанной статьи).
В соответствии с п.п. 3-5 названной статьи, решение о предоставлении земельного участка принимается органами местного самоуправления в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет. Формирование земельных участков, предназначенных для предоставления в соответствии с настоящей статьей, осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.Перечни сформированных земельных участков для предоставления в соответствии с пунктами 1-4-2 или пунктами 5 - 7 части 1 статьи 2 настоящего Закона (далее - перечни) утверждаются органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления. Внесение изменений в перечни осуществляется не позднее двух недель со дня формирования земельных участков или предоставления земельных участков из перечней в соответствии с настоящей статьей.
Заявление о предоставлении земельного участка регистрируется органами местного самоуправления в день подачи гражданином документов, предусмотренных частями 6-7-4 указанной статьи, в полном объеме (п. 8 ст. 3 Закона N 10-03).
Согласно п.п. 10, 12 ст. 3 Закона N 10-03 земельные участки предоставляются по выбору заявителя из утвержденных перечней (в зависимости от категории граждан, к которой относится заявитель) в порядке очередности регистрации заявлений об их предоставлении. При отсутствии сформированных земельных участков на дату регистрации заявления либо в случае, когда количество заявлений превышает количество сформированных земельных участков, решение о предоставлении земельного участка принимается в течение 30 дней после формирования земельного участка.
Исходя из системного анализа вышеприведенных норм, предоставление земельных участков в порядке, предусмотренном Законом Владимирской области N 10-03, осуществляется в приоритетном порядке по отношению к другим категориям граждан лишь в случае формирования земельного участка, включении его в перечень сформированных земельных участков для таких целей.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации г. Владимира от 27 февраля 2015 года N 733 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
В соответствии с п. 1.4. административного регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией г. Владимира. Исполнителем муниципальной услуги является управление земельными ресурсами администрации г. Владимира с участием муниципального казенного учреждения "Служба сопровождения муниципальных реестров и оказания муниципальных услуг" (далее - МКУ "ССМРиМУ").
Срок предоставления муниципальной услуги - 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 2.4. Административного регламента).
В соответствии с пунктами 3.4.2 - 3.4.4. Административного регламента ответственный исполнитель управления рассматривает поступившее заявление и документы и устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, в частности: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в п. 11 ст. 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п.п. 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п.п. 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ. При наличии оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка ответственный исполнитель управления готовит сообщение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Начальник управления подписывает сообщение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ответственный специалист управления регистрирует и отправляет его заявителю.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Алексеева Н.В. имея намерение приобрести земельный участок в аренду под строительство индивидуального жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м. на основании ст. 39.18 ЗК РФ на праве аренды для индивидуального жилищного строительства.
К заявлению Алексеевой Н.В. приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой испрашиваемый земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. имеет условный N относится к категории земель - земли населенных пунктов, расположен к территориальной зоне Ж-1 зона застройки индивидуальными жилыми домами.
По результатам рассмотрения заявления управлением земельными ресурсами администрации г. Владимира со ссылкой на п. 1 ст. 39.16, п. 4 ст. 39.17, п.п. 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, п.п. 3, 4 ст. 3 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года N 10-03 "О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области" принято решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ N.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что администрацией г. Владимира принято решение о включении указанного земельного участка в перечень для предоставления гражданам в собственность бесплатно в соответствии с п.п. 1, 3, 4, 4-1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года N 10-03 "О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области" и предоставлении в порядке очередности гражданам, имеющим трех и более детей. В управление земельными ресурсами администрации г. Владимира ранее поступили заявления данной категории граждан о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно. В настоящее время в очереди на предоставление земельных участков состоит более 130 многодетных семей. В соответствии с п. 4 ст. 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Разрешая возникший административный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение об отказе в предоставлении административному истцу в аренду испрашиваемого земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий. Оспариваемый отказ прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку испрашиваемый земельный участок сформирован и передан для предоставления многодетным семьям, отсутствие сведений о земельном участке в перечне свободных для предоставления данной категории граждан не является основанием для отказа в его предоставлении.
С данными выводами суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда, указав, что Алексеева Н.В. обратилась в администрацию г. Владимира с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами администрации г. Владимира произведен осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого установлено, что земельный участок огорожен, свободен от строений, составлен соответствующий акт обследования.
Постановлением администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения земельного участка с условным N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", на кадастровом плане территории в целях его предоставления в соответствии со ст. 3 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года N 10-03 "О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области".
Земельный участок для его дальнейшего представления в целях реализации Закона Владимирской области N 10-03 сформирован лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 3 месяцев после принятия оспариваемого Алексеевой Н.В. решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что ссылки в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ на принятое решение о включении испрашиваемого земельного участка в перечень для предоставления гражданам в собственность в соответствии с Законом Владимирской области N10-03 и предоставление его в порядке очередности гражданам, имеющим трех и более детей, на п. 4 ст. 39.17, и п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ являлись безосновательными.
Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории оспариваемое решение не содержало.
В этой связи судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда пришла к правильному выводу, что отказ Управления земельными ресурсами администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ N в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, в районе дома N по "адрес" на кадастровом плане территории является незаконным, в связи с чем в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ на управление земельными ресурсами администрации г. Владимира следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Алексеевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выше выводами суда апелляционной инстанции, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом второй инстанции норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения им административного спора, указывали бы на незаконность или необоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом апелляционном определении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 17 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административных ответчиков администрации города Владимира и Управления земельными ресурсами администрации города Владимира по доверенностям Татаркиной Ирины Борисовны - без удовлетворения.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 10 августа 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.