Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А, судей Анненковой К.К, Шамрай М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, признании права на страховую пенсию и обязании ответчика назначить пенсию, по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по Москве и Московской области - ФИО13 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 февраля 2022 года, заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кисловой Е.А, пояснения представителя ответчика ГУ - ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области - Афанасьевой Т.И, поддержавшей кассационную жалобу, представителя истца Здажинского Д.В. - ФИО15, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Здажинский Д.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России N 7 по Москве и Московской области (далее по тексту - ГУ - ГУПФР N 7 по Москве и Московской области) о признании незаконным решения от 24 января 2020 года об отказе в установлении страховой пенсии по старости в связи с наличием стажа работы в летном составе авиации, признании права на страховую пенсию и обязании ответчика назначить пенсию с 03 октября 2019 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 04 февраля 2019 года по месту жительства в Республике Узбекистан ему назначена пенсия на льготных основаниях в связи с наличием стажа работы в летном составе авиации. До сентября 2019 года он проживал и осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Узбекистан, гражданином которой являлся. С сентября 2019 года истец является гражданином России и проживает постоянно в "адрес".
03 октября 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии и 24 октября 2020 года ответчиком было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа в летном составе авиации, в том числе в связи с отсутствием документального подтверждения уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15 января 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2018 года.
Данное решение истец считает ошибочным, не основанным на законе.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 27 января 2021 года иск удовлетворен частично.
Признано незаконным решение ГУ-ГУПФР N 7 по Москве и Московской области от 24 января 2020 года об отказе Здажинскому Д.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части исключения периода работы с 01 января 2013 года по 31 декабря 2018 года из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 июня 2021 года решение Преображенского районного суда г. Москвы от 27 января 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Здажинского Д.В. об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В отмененной части принято новое решение, которым признан незаконным отказ ГУ - ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости Здажинскому Д.В. по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На ответчика возложена обязанность назначить Здажинскому Д.В. досрочную страховую пенсию по старости с 03 октября 2019 года. В остальной части решение оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 октября 2021 года апелляционное определение Московского городского суда от 02 июня 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 февраля 2022 года решение Преображенского районного суда г. Москвы от 27 января 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Здажинского Д.В. об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, в указанной части принято новое решение, которым признан незаконным отказ ГУ - ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости Здажинскому Д.В. по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На ГУ - ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области возложена обязанность назначить Здажинскому Д.В. досрочную страховую пенсию по старости с 03 октября 2019 года.
В остальной части решение Преображенского районного суда г. Москвы от 27 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение в части назначения пенсии с 03 октября 2019 года и принять новое судебное постановление.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, кассационный суд приходит к следующему:
При рассмотрении дела установлено, что 03 октября 2019 года Здажинский Д.В. обратился к ГУ- ГУПФР N 7 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУПФР N 7 по Москве и Московской области от 24 января 2020 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в гражданской авиации.
Согласно данному решению пенсионного органа, при обращении в пенсионный орган Здажинским Д.В, кроме прочего, была представлена справка-аттестат с нотариально удостоверенным переводом, архивное дело.
Из указанного решения следует, что в стаж гражданской авиации, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком в бесспорном порядке включены следующие периоды: в ГУП "Летный комплекс" Национальной авиакомпании "Узбекистан Хаво Йуллари" в должности штурмана ТУ- 154 с 01 января 2001 года по 16 января 2006 года, в должности штурмана-инструктора самолетов ИЛ-114-100 летного отряда RJ-85 с 17 января 2006 года по 31 марта 2010 года, в должности штурмана- инструктора самолетов ВС ИЛ-114-100 с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2012 года.
В подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены следующие периоды: в ГУП "Летный комплекс" национальной авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари" в должности штурмана-инструктора самолетов ВС ИЛ-114-100 с 01 января 2013 года по 31 декабря 2018 года (6 лет 1 день), так как уплата страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 01 января 2013 года по 31 декабря 2018 года документально не подтверждена.
На дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости (03 октября 2019 года) страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 14 лет 10 месяцев 5 дней.
Согласно расчету стажа, работа истца в названные периоды учитывалась ответчиком по налету часов, исходя из 20 часов налета за один месяц.
Здажинский Д.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации 16 сентября 2019 года. Согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица Здажинского Д.В, ИПК за период до 2015 года отсутствует, за период с 2015 до 2021 год ИПК 8, 643.
Установлено, что истец являлся получателем пенсии на территории Республики Узбекистан с 04 февраля 2019 года бессрочно. Согласно листку убытия, Здажинский Д.В. убыл 01 августа 2019 года в связи с переездом на другое место жительство. В настоящее время истец является гражданином Российской Федерации. Факт работы истца в составе экипажа воздушных судов гражданской авиации подтверждается трудовой книжкой и летной книжкой.
Исследовав представленные доказательства, руководствуясь положениями Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования Здажинского Д.В. и признал незаконным решение пенсионного органа в части исключения периода работы с 01 января 2013 года по 31 декабря 2018 года из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при этом суд исходил из того, что отсутствие начислений дополнительного тарифа для страховых взносов по льготной профессии само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ, поскольку указанное обстоятельство не может нарушать право истца на включение периодов его работы в специальный трудовой стаж.
Кроме того, суд отметил, что ответчиком период работы истца в должности штурмана-инструктора самолетов ВС ИЛ-114-100 с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2012 года включен в бесспорном порядке в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при этом доказательств того, что трудовая функция в период работы в ГУП "Летный комплекс" национальной авиакомпании "Узбекистан Хаво Йуллари" в должности штурмана-инструктора самолетов ВС ИЛ-114-100 с 01 января 2013 года по 31 декабря 2018 года изменилась по сравнению с работой, период в которой ответчиком учтен, не представлено, работодателем за указанный спорный период начислялась и выплачивалась заработная плата, в том числе производились выплаты страховых взносов.
Суд первой инстанции отказал в части требований истца об обязании назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду того, что при учете спорного периода продолжительностью 6 лет 1 день с ранее учтенным периодом продолжительностью 14 лет 10 месяцев 5 дней, стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, составит 20 лет 10 месяцев 6 дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по основаниям пункта 13 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях", так как менее 25 лет. Суд первой инстанции фактически согласился с позицией пенсионного органа о том, что исчисление стажа должно производиться исходя из учета каждые 20 часов налета на самолетах - за один месяц.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение Преображенского районного суда г. Москвы от 27 января 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Здажинского Д.В. об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, принял во внимание сведения из трудовой и летной книжек истца, из которых следует, что истец в период с 01 января 2001 года по 16 января 2006 года имел налет в должности штурмана ТУ-154 ГУП "Летный комплекс" национальной авиакомпании "Узбекистан Хаво Йуллари", т.е. в должности, относящейся к членам летного экипажа, предусмотренной Списком - 1660, 41 час, что при исчислении по пп. "а" п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава составляет 6 лет 11 мес, в период с 17 января 2006 года по 31 декабря 2012 года имел налет в должности штурмана-инструктора самолетов ИЛ-114-100 летного отряда RJ-85, штурмана-инструктора самолетов ВС ИЛ-114-100 ГУП "Летный комплекс" национальной авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари", т.е. в должности, относящейся к членам летно-инструкторского состава, предусмотренной Списком- 3361, 62 час, что при исчислении по пп. "б" п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава составляет 23 года 3 мес.
Указав, что при применении льготного исчисления выслуги за период с 17 января 2006 года по 31 декабря 2012 года в должности штурмана-инструктора исходя из налета часов, указанного в летной книжке истца из расчета 12 часов за 1 месяц, как работнику летно-инструкторского состава в соответствии с пп. "б" п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а не из расчета 20 часов за 1 месяц выслуги, как производил расчет суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец на день обращения в пенсионный орган имел необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", а именно 30 лет 2 месяца.
Установив наличие требуемой продолжительности летного стажа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований об обязании назначить Здажинскому Д.В. пенсию у суда не имелось. Указанные выводы послужили поводом для отмены решения суда Преображенского районного суда г. Москвы от 27 января 2021 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Здажинского Д.В. об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Отменяя апелляционное определение и направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в определении от 14 октября 2021 года указала, что выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Здажинским Д.В. исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии с 03 октября 2019 г. являются преждевременными, сделанными без учета всех обстоятельств, имеющих значения для дела.
Суд кассационной инстанции указал, что согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (переходные положения) предусмотрено, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
С учетом переходных положений, для назначения страховой пенсии по старости в 2019 году истцу Здажинскому Д.В. необходимо иметь индивидуальный коэффициент не ниже 16, 2, в то время, как из доводов пенсионного органа следует, что величина ИПК по состоянию на момент обращения в пенсионный орган составила 5, 054.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента зависит от пенсионных прав, приобретенных на день назначения пенсии, а именно от продолжительности страхового стажа и среднемесячного заработка, величины страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете и определяется по формуле в соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Каких-либо допустимых доказательств тому, что величина индивидуального пенсионного коэффициента истца составила требуемую продолжительность на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, в нарушение положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск о назначении пенсии, в нарушение изложенных норм материального права совокупность условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, а именно наличие соответствующего размера величины индивидуального пенсионного коэффициента, не устанавливал и не проверял.
При новом рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции указал, что истец Здажинский Д.В. на день обращения в пенсионный орган имел необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно 30 лет 2 месяца.
Поскольку выплата пенсии истцу по прежнему месту жительства в Республике Узбекистан была прекращена 30 августа 2019 года, учитывая правовую позицию, содержащуюся в решении Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 года N 01-1/2-07 о толковании применения положений статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, согласно которым при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство у участника Соглашения пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина, а также наличие у органа необходимых сведений о пенсионном обеспечении истца на дату его обращения в пенсионный орган 03 октября 2019 года, в том числе, справки-аттестата о назначении и выплате истцу пенсии на территории Республики Узбекистан и архивного дела, суд признал требования истца о выплате пенсии на территории Российской Федерации с учетом даты обращения истца за ее назначением 03 октября 2019 года обоснованными.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, в указанном составе гражданской авиации.
Правительством Российской Федерации 18 июля 2002 года принято Постановление N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 537 от 18 июля 2002 года, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б"-"г" настоящего пункта) - за 1 календарный месяц;
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения; в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации, - за 1 календарный месяц.
С 01 января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно -Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, предусмотрен перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации.
К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов (пункт 1), летно - инструкторский состав (пункт 2), командно - летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата (пункт 3), парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно - спасательных, поисково - спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно - десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров (пункт 4).
Согласно пункту 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:
каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги (подпункт "а");
каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно - летного и летно - инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги (подпункт "б").
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 года N 139, установлено, что полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа (подпункт "а" пункта 66).
Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Согласно пункту 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 года N 275, к летному составу относятся летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с РЛЭ.
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР 08 апреля 1985 года N 77 (действовавшего с 01 декабря 1985 года и утратившего силу с 09 ноября 2009 года в связи с изданием Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 06 ноября 2009 года N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА.
Таким образом, с учетом вышеприведенных нормативных положений, штурман относится к членам летного экипажа.
Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, не раскрывает конкретные наименования должностей членов экипажей воздушных судов и должностей летно-инструкторского состава, однако в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов должности штурмана и штурмана-инструктора являются самостоятельными должностями; согласно пункту 26 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации проверяющий (инструктор) по специальности (кроме летчика) производит проверку или обучение членов экипажа в полете и подчиняется командиру экипажа. Из чего следует, что штурман-инструктор относится к должностям летно-инструкторского состава.
В соответствии с вышеприведенными требованиями закона Здажинский Д.В. представил пенсионному органу и суду, как трудовую книжку, так и летную книжку, которые являются основными документами, подтверждающими трудовой стаж и налет часов, и из которых следует, что истец в период с 01 января 2001 года по 16 января 2006 года имел налет в должности штурмана ТУ-154 ГУП "Летный комплекс" национальной авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари", то есть в должности, относящейся к членам летного экипажа, предусмотренной Списком - 1660, 41 час, что при исчислении по подпункту "а" пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава составляет 6 лет 11 мес. (1660, 41:20час.:12мес.).
В период с 17 января 2006 года по 31 декабря 2012 года имел налет в должности штурмана-инструктора самолетов ИЛ-114-100 летного отряда RJ-85, штурмана-инструктора самолетов ВС ИЛ-114-100 ГУП "Летный комплекс" национальной авиакомпании "Узбекистон Хаво Иуллари", то есть в должности, относящейся к членам летно-инструкторского состава, предусмотренной Списком- 3361, 62 час, что при исчислении по подпункту "б" пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава составляет 23 года 3 мес. (3361, 62:12час.:12мес.).
Таким образом, при применении льготного исчисления выслуги за период с 17 января 2006 года по 31 декабря 2012 года в должности штурмана-инструктора исходя из налета часов, указанного в летной книжке истца из расчета 12 часов за 1 месяц, как работнику летноинструкторского состава в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, истец на день обращения в пенсионный орган имел необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно 30 лет 2 месяца.
В этой части с доводами кассационной жалобы пенсионного органа согласиться нельзя.
В кассационной жалобе представитель ответчика также приводит доводы о том, что у Здажинского Д.В. не возникло право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду того, что на момент обращения величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 5, 054 ? при необходимом 16, 2.
Также кассатор указывает на неверное применение судом апелляционной инстанции правовой позиции, содержащейся в решении Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 года N 01-1/2-07, ввиду противоречия действующему пенсионному законодательству, поскольку указанное решение было принято в момент действия на территории Российской Федерации закона, отличного от действующего в настоящий момент, а именно, Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не содержал требования о величине индивидуального пенсионного коэффиииента для назначения пенсии по старости (в том числе досрочной), такое положение было закреплено лишь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующим с 01 января 2015 года.
Указанные доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
В соответствии с частью 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Из данной нормы, а также положений статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что осуществляя толкование норм материального права, кассационный суд общей юрисдикции указывает, в частности, какие обстоятельства с учетом характера спорного материального правоотношения имеют значение для дела, какой из сторон они должны доказываться, какие доказательства являются допустимыми.
В случае отмены постановления суда первой или апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение указания суда кассационной инстанции о применении и толковании норм материального права и норм процессуального права являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Этим требованиям закона апелляционное определение от 08 февраля 2022 года не соответствует, поскольку судом апелляционной инстанции в нарушение статей 56, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все обстоятельства, связанные с наличием права истца на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента) не исследовались, им не дана соответствующая правовая оценка.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", на которое имеется ссылка в апелляционном определении, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (статья 7 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Узбекистан является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Из пункта 5 Распоряжения Правления Пенсионного Фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" следует, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а также расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, который установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых как страховой стаж, так и индивидуальный пенсионный коэффициент.
С учетом переходных положений, для назначения страховой пенсии по старости в 2019 году истцу Здажинскому Д.В. необходимо иметь индивидуальный коэффициент не ниже 16, 2. Из доводов пенсионного органа следует, что величина ИПК по состоянию на момент обращения в пенсионный орган составила 5, 054, однако оценка данным доводам судом апелляционной инстанции не дана.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание положения, указанные в решении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 26 марта 2008 года N 01-1/2-07 о толковании применения статьи 7 указанного выше Соглашения от 13 марта 1992 года, указал, что при переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются, условия назначения пенсии не пересматриваются.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не приняты во внимание иные положения указанного решения, согласно которым действие Соглашения от 13 марта 1992 года распространяется на граждан, которые приобрели право на пенсию в соответствии с законодательством Союза ССР и реализовали его по месту жительства; а также граждан, у которых право на первичное назначение пенсии возникло после вступления указанного Соглашения в силу. При этом в соответствии со статьей 6 Соглашения назначение пенсии осуществляется по месту постоянного жительства с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, исчисление размера пенсии производится исходя из заработка (дохода) за периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, с учетом его адаптации к национальной валюте государства. В качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. При этом согласно части второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
В исковом заявлении Здажинским Д.В. поставлен вопрос о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости с 03 октября 2019 года в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В силу части 3 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду следует принять решение по заявленным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, учитывая допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 февраля 2022 года не может быть признано законным, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 февраля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский городской суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.