Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А, судей Анненковой К.К, Шамрай М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы, по кассационной жалобе ФИО3 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кисловой Е.А,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы.
В обоснование требований истец указал, что решением Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в "адрес" и "адрес") от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ - 30 лет, так как на момент обращения ФИО3 его стаж на соответствующих видах работ составлял 19 лет 4 месяца 3 дня.
ГУ УПФ РФ в "адрес" и "адрес" в стаж на соответствующих видах работ не засчитаны периоды работы с 19 июля 1991 года по 23 сентября 2002 года (11 лет 2 мес 5 дн) в должности врача-стоматолога в оздоровительном центре здоровья, здравпункте Тамбовского завода "Электроприбор", так как учреждение не поименовано в Правилах, сведения персонифицированного учета не подтверждают работу, дающую право на досрочное назначение пенсии, кроме того, в указанный период имеется 63 календарных дня без оплаты; с 18 апреля 2013 года по 19 апреля 2013 года (2 дн) - период выполнения государственных обязанностей в качестве народных заседателей, с 24 июля 2014 года по 31 июля 2014 года (8 дн.) - отпуск без сохранения заработной платы, с 24 июля 2015 года по 25 июля 2015 года (2 дн.), с 11 марта 2017 года по 13 марта 2017 года (3 дн.) - командировки, так как включение указанных периодов не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Общая продолжительность периодов, не засчитанных в стаж на соответствующих видах работ, - 11 лет 2 месяца 20 дней.
Не засчитаны в страховой стаж периоды с 17 августа 1983 года по 26 ноября 1984 года (1 г 3 мес 10 дн) в качестве водителя колхоза им. "адрес", так как относительно указанного периода нарушена хронология записей в трудовой книжке, согласно архивной справке в лицевых счетах колхозников ФИО3 не значится; с 24 июля 2014 года по 31 июля 2014 года (8 дн) - отпуск без сохранения заработной платы, так как не уплачивались страховые взносы.
Общая продолжительность периодов, не засчитанных в страховой стаж - 1 год 3 месяца 18 дней.
Не соглашаясь с решением Пенсионного фонда, ФИО3 просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 19 июля 1991 года по 23 сентября 2002 года в должности врача-стоматолога в здравпункте Тамбовского завода "Электроприбор" (с 10 ноября 1992 года АООТ Тамбовский завод "Электроприбор"; с 01 февраля 1999 года ОАО Тамбовский завод "Электроприбор"), за исключением 63 календарных дней без оплаты, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от 01 декабря 2021 года исковые требования ФИО3 удовлетворены.
ФИО3 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включен период трудовой деятельности с 19 июля 1991 года по 23 сентября 2002 года в качестве врача-стоматолога здравпункта Тамбовского завода "Электроприбор" (с 10 ноября 1992 года АООТ Тамбовский завод "Электроприбор", с 01 февраля 1999 года ОАО "Электроприбор"), за исключением дней без оплаты труда - 3 дня без сохранения зарплаты в мае 1993 года, 3 дня без содержания в январе 1995 года, 3 дня без оплаты в январе 1996 года, 1 день без оплаты в сентябре, 1 день без оплаты в октябре, 3 дня без оплаты в ноябре, 3 дня без оплаты в декабре 1997 года, 5 дней без оплаты в апреле, 31 день без оплаты в мае, 27 дней без оплаты в июне 1999 года.
С ОПФР по "адрес" взысканы в пользу ФИО3 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 28 февраля 2022 года решение Ленинского районного суда "адрес" от 01 декабря 2021 гола отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО3 к ГУ ОПФР по "адрес" о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода трудовой деятельности с 19 июля 1991 года по 23 сентября 2002 года в качестве врача-стоматолога здравпункта Тамбовского завода "Электроприбор" (с 10 ноября 1992 года - АООТ Тамбовский завод "Электроприбор", с 01 февраля 1999 года ОАО "Электроприбор"), за исключением дней без оплаты труда - 3 дня без сохранения зарплаты в мае 1993 года, 3 дня без содержания в январе 1995 года, 3 дня без оплаты в январе 1996 года, 1 день без оплаты в сентябре, 1 день без оплаты в октябре, 3 дня без оплаты в ноябре, 3 дня без оплаты в декабре 1997 года, 5 дней без оплаты в апреле, 31 день без оплаты в мае, 27 дней без оплаты в июне 1999 года и о взыскании с ГУ ОПФР по "адрес" в пользу ФИО3 расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение в полном объеме.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО3 с 19 июля 1991 года был принят на должность врача- стоматолога в оздоровительный центр Тамбовского завода "Электроприбор".
На основании приказа N 256 от 04 сентября 1995 года "Об изменении наименования объектов соцкульта" для правильного наименования объектов соцкультбыта в соответствии с осуществляемыми ими видами хозяйственной деятельности по классификатору отраслей народного хозяйства изменено наименование "оздоровительный центр" на "здравпункт".
Согласно записям в трудовой книжке, ФИО3 с 19 июля 1991 года работал врачом-стоматологом оздоровительного центра завода "Электроприбор", а с 14 ноября 1995 года врачом-стоматологом здравпункта.
Приказом N к-534 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен с должности врача-стоматолога здравпункта с 23 сентября 2002 года.
Решением ГУ УПФ РФ в "адрес" и "адрес" от 29 июня 2021 года ФИО3 не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с 19 июля 1991 года по 23 сентября 2002 года в должности врача-стоматолога здравпункта ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" (с 10 ноября 1992 года - АООТ Тамбовский завод "Электроприбор", с 01 февраля 1999 года - ОАО "Электроприбор), так как оздоровительный центр здоровья, здравпункт не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N; за указанный период имеются 63 календарных дня без оплаты, кроме того, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждается стаж на соответствующих видах работ.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО3 о включении периода его работы в должности врача-стоматолога здравпункта Тамбовского завода "Электроприбор" (с 10 ноября 1992 года - АООТ Тамбовский завод "Электроприбор", с ДД.ММ.ГГГГ - ОАО "Электроприбор"), за исключением дней без оплаты труда в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что работа ФИО3 в спорные периоды первоначально в оздоровительном центре Тамбовского завода "Электроприбор", а затем в здравпункте, являющемся самостоятельным структурным подразделением ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" в качестве врача-стоматолога, входит в перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, истец осуществлял лечебную деятельность в течение полного рабочего дня, что объективно подтверждается справками о заработке истца за спорный период, а поэтому спорные периоды подлежат включению в специальный медицинский стаж.
При этом, суд принял во внимание специфику функционирования как самостоятельных подразделений - здравпункта Тамбовского завода "Электроприбор", а затем ПАО "Тамбовский завод Электроприбор" и ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" (оказание соответствующих медицинских услуг), а также указал, что непредставление работодателем сведений о льготном характере работы истца в спорный период не может являться основанием для отказа во включении спорного периода работы в льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, поскольку в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации обязанность по представлению вышеуказанных данных возложена на администрацию учреждения, а не на работника.
Отменяя решение суда и принимая новое об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что период работы в должности врача-стоматолога с 19 июля 1991 года по 01 января 1992 года в оздоровительном центре Тамбовского завода "Электроприбор" не подлежит включению, поскольку оздоровительные центры не предусмотрены Перечнем учреждений, организаций и должностей от 17 декабря 1959 года N 1397, сведения о том, что оздоровительный центр Тамбовский завод "Электроприбор" являлся лечебно-профилактическим учреждением, учреждением охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждением здравоохранения в материалах дела отсутствуют.
Отказывая во включении в льготный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии период трудовой деятельности ФИО3 в оздоровительном центре и здравпункте с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оздоровительный центр и здравпункт не может быть отнесен согласно утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и пункту 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, к учреждениям здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку ФИО3 работал в здравпункте ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор", являющееся по своей организационно-правовой форме коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли и по смыслу пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, здравпункт ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), не может быть отнесен к учреждению здравоохранения в данном случае, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность в сфере охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции отказал во включении ФИО3 периодов работы в здравпункте ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" с 01 ноября 1999 года по 23 сентября 2002 года.
Кроме того, при рассмотрении исковых требований, судебная коллегия суда апелляционной инстанции учла, что по сведениям персонифицированного учета периоды работы истца в должности врача-стоматолога с 19 июля 1991 года по 31 декабря 2001 года, в том числе с 06 августа 1998 года, отражены как периоды работы без указания льготного кода в графе "особые условия труда", а также то, что факт работы истца в должности и учреждении, предусмотренном в Перечне N 1397 и Списках N 464, N 1066, N 781, подлежащих применению к трудовой деятельности истца, не подтвержден представленными работодателем справками.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании судом апелляционной инстанции правовых норм, подлежащих применению, являются несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом "н" части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В период работы ФИО3 с 19 июля 1991 года по 01 января 1992 года в должности врача-стоматолога оздоровительного центра Тамбовского завода "Электроприбор" действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", применяющийся для учета периодов соответствующей деятельности, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, которым оздоровительные центры не предусмотрены.
Указанным перечнем от 17 декабря 1959 года N 1397 предусмотрен зачет периодов работы в должности врача, зубного врача в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях, в том числе здравпунктах, однако в материалах дела отсутствуют сведения о том, что оздоровительный центр Тамбовский завод "Электроприбор" являлся лечебно-профилактическим учреждением, учреждением охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждением здравоохранения.
В период работы ФИО3 в должности врача-стоматолога с 01 января 1992 года в оздоровительном центре Тамбовского завода "Электроприбор", с 10 ноября 1992 года и по 31 октября 1999 года в должности врача-стоматолога оздоровительного центра - ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор", с 21 июня 1993 года АООТ "Тамбовский завод "Электроприбор", с 14 ноября 1995 года здравпункта АООТ "Тамбовский завод "Электроприбор", с 01 февраля 1999 года по 31 октября 1999 года ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" действовал Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N 464, которым предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Положению о здравпункте, утвержденному генеральным директором ОАО "Тамбовский завод Электроприбор" от 08 апреля 2001 года, здравпункт является самостоятельным структурным подразделением ОАО Тамбовский завод "Электроприбор" и подчиняется непосредственно заместителю директора по маркетингу.
Оздоровительный центр Тамбовского завода "Электроприбор (затем ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор"), Списком от 06 сентября 1991 года N 464 не предусмотрен.
В соответствии со Списком профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N 464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 года N 35) оздоровительный центр Тамбовского завода "Электроприбор", ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор", АООТ "Тамбовский завод "Электроприбор", в котором истец осуществлял трудовую деятельность с 01 января 1992 года по 14 ноября 1995 года, и здравпункт АООТ, затем ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" в период работы истца с 14 ноября 1995 года по 31 октября 1999 года, не являлись структурно выделенными лечебно-профилактическими учреждениями и не входили в состав поликлиники или амбулатории.
Для учета периодов трудовой деятельности истца в должности врача-стоматолога здравпункта ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года и с 01 января 2002 года по 23 сентября 2002 года подлежат применению Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в которых наименования учреждения, как акционерное общество, осуществляющие медицинскую деятельность, не указано.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 1137-О, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список, который конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. При этом в основе соответствующей дифференциации лежит оценка характера труда, функциональных обязанностей лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в различных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях, что само по себе также не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшим в период работы истца в должности врача-стоматолога здравпункта АООТ Тамбовский завод "Электроприбор", ОАО "Электроприбор", учреждением признавалась некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ параграф 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации "Некоммерческие организации", куда входила и статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, признан утратившим силу с 01 сентября 2014 года.
Аналогичные нормы об учреждении содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
В этой связи, требования правового регулирования в сфере здравоохранения обязательны для всех медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы (организация оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи и др.).
При этом штатные нормативы, которые предусмотрены в соответствующих порядках оказания медицинской помощи, не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом Российской Федерации
В соответствии с пунктом 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которого разделен на определенное число акций.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Суд апелляционной инстанции правильно установил, что здравпункт ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли и не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
С учетом приведенных положений норм права, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что Закаблук А.И. работал в здравпункте АООТ, ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" (ранее - оздоровительный центр Тамбовского завода "Электроприбор"), который по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, а также то, что по смыслу пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, данный здравпункт не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы истца повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции, которой судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка, были предметом подробного изучения и оценки суда апелляционной инстанции, они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судом произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права нарушены не были.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.