Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В, судей Кисловой Е.А, Антропова Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ МВД России по "адрес" о признании отказа незаконным и обязании назначить пенсию по инвалидности, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика ГУ МВД России по "адрес" ФИО8, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по "адрес" о признании отказа незаконным и обязании назначить пенсию по инвалидности.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 2000 года по 2014 год проходил службу в в/ч N, является майором запаса ВС РФ, ветераном боевых действий.
ДД.ММ.ГГГГ в результате обстрела из гранатомета при исполнении служебно-боевого задания в Чеченской Республике получил тяжелое ранение. Ранение было получено в период прохождения военной службы в ходе проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.
В 2014 году истец уволен с военной службы по состоянию здоровья. ДД.ММ.ГГГГ по результатам освидетельствования ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"" Бюро N была установлена N группа инвалидности в связи с военной травмой.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о назначении пенсии. ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ответ об отказе в назначении пенсии на основании решения Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком заявление не рассмотрено.
Истец полагает действия ответчика незаконными, нарушающими его право на получение пенсии по инвалидности вследствие военной травмы.
С учетом изложенного, уточнив исковые требования, ФИО1 просил признать отказ Центра Пенсионного обслуживания ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в рассмотрении заявления о назначении пенсии по инвалидности незаконным, признать право на получение удостоверения инвалида о праве на льготы и обязать Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД РФ по "адрес" выдать удостоверение инвалида о праве на льготы, обязать Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД РФ по "адрес" назначить пенсию по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 12 месяцев, предшествующих обращению.
Определением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ МВД России по "адрес" в части требований о признании права получения удостоверения инвалида о праве на льготы, обязании выдать удостоверение, прекращено.
Решением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании отказа незаконным, об обязании назначить пенсию по инвалидности отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятые по делу судебные постановления, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указал, что установленный Тверским районным судом "адрес" в решении от ДД.ММ.ГГГГ факт получения ФИО1 травмы в результате самовольной отлучки из расположения войсковой части не может служить основанием для отказа в назначении пенсии по инвалидности, так как установленный факт самовольной отлучки из расположения воинской части не лишает юридической силы справку МСЭ-2013 N от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ФИО1 третьей группы инвалидности с причиной - "военная травма", данная справка недействительной и незаконной не признана, право принимать решения об установлении причин инвалидности отнесено к исключительной компетенции медико-социальной экспертизы, ответчиком каких-либо мер по признанию справки об установлении инвалидности недействительной предпринято не было, принятие оспариваемых судебных постановлений на том лишь основании, что ранее Тверским районным судом "адрес" в решении от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт самовольной отлучки из воинской части, противоречит положениям статьи 20 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-I, устанавливающим, что группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему:
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 проходил военную службу во внутренних войсках МВД России, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет.
Заключением ВВК от ДД.ММ.ГГГГ установлена причинная связь полученной истом травмы с формулировкой "военная травма", то есть при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
По результатам освидетельствования в ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"" Бюро N ФИО1 установлена третья группа инвалидности в связи с военной травмой.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД РФ по "адрес" с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, выдаче удостоверения по инвалидности согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия МСЭ-2013 N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по "адрес" истцу предоставлен ответ о невозможности назначения пенсии по инвалидности, с указанием на то, что решением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ МВД России по "адрес" о признании права на получение удостоверения инвалида о праве на льготы, обязании выдать удостоверение, назначить пенсию по инвалидности отказано.
Из данного решения следует, что согласно заключению административного расследования командира войсковой части N в пункте временной дислокации по факту получения ранения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, в указанную дату ФИО1 самовольно убыл из подразделения с оружием и боеприпасами, о том, где будет находиться, никого не предупредил. Впоследствии ФИО1 сел в машину вместе с личным составом Томского ОМОНа, выезжавшую в другой район, в ходе следования автомобиль был обстрелян, в результате чего ФИО1 получил ранения и был доставлен в медицинский батальон с предварительным диагнозом: травматическая ампутация 3-х пальцев левой кисти. Самовольная отлучка ФИО1, совершенная им при исполнении обязанностей начальника сторожевого охранения, признана дисциплинарным проступком, а ранение, полученное ФИО1 считается не связанным с исполнением служебных обязанностей. С заключением административного расследования ФИО1 был ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ, данное заключение им не оспорено. Военно-врачебная комиссия на момент освидетельствования ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ не располагала документами, подтверждающими обстоятельства получения данного увечья ФИО1 в период самовольной отлучки из войсковой части, а также приведенным заключением административного расследования командира войсковой части N по факту получения ранения ФИО1
Отказывая в удовлетворении настоящих исковых требований ФИО1 о признании отказа в назначении пенсии по инвалидности незаконным, об обязании назначить пенсию по инвалидности, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, сослался на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", которым определено, что к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии, а также на положения пункта 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", которые устанавливает перечень периодов, когда военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы, и указал, что военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы.
Учитывая, что вступившим в законную силу решением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ установлены обстоятельства получения истцом травмы ДД.ММ.ГГГГ вследствие самовольной отлучки из расположения войсковой части, суды указали на отсутствие законных оснований для признания за истцом права на получение удостоверения инвалида о праве на льготы.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
В силу статьи 20 указанного Закона, группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту "а" статьи 21 Закона Российской Федерации N к инвалидам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности, относятся инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе" утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, возлагается на военно-врачебные комиссии.
До ДД.ММ.ГГГГ определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах, а также увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов, производилось в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 123.
В силу пункта 40 указанного Положения при медицинском освидетельствовании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, призванных на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний.
Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:
а) "военная травма":
если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
если увечье, заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности;если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (при наличии удостоверения участника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменила категорию годности или привела к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах Комитета государственной безопасности СССР (Министерства государственной безопасности СССР) и Народного комиссариата внутренних дел СССР (Министерства внутренних дел СССР), либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало заболевания или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;
если заболевание возникло у освидетельствуемого в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии - 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы в государстве, где велись боевые действия, либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;
если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинского персонала - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным (пункт 41).
Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа), в которой гражданин проходил военную службу (военные сборы), службу в органах в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья. Форма справки определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти (пункт 43).
При освидетельствовании граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах и получивших в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах увечье, но не имеющих справки о травме, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания (пункт 44).
Причинная связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах, определяется военно-врачебной комиссией на основании обращения граждан, органов социальной защиты, военных комиссариатов, органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.
Порядок вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний, пересмотра ранее вынесенного заключения о причинной связи увечий, заболеваний и его отмены при наличии вновь открывшихся обстоятельств получения увечья, заболевания и их связи с исполнением обязанностей военной службы (службы в органах) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (служба в органах) (пункт 45).
В соответствии с Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (действовавшим на момент заключения ВВК), при наличии вновь открывшихся обстоятельств получения увечья, заболевания и их связи с исполнением служебных обязанностей (обязанностей военной службы) заключение о причинной связи увечья, заболевания может быть заочно (по документам) пересмотрено (с отменой ранее вынесенного заключения) (пункт 323).
Причинная связь увечий, заболеваний у сотрудников (военнослужащих), граждан, проходивших службу (военную службу, военные сборы), а также увечий, заболеваний, приведших к смерти сотрудников (военнослужащих), граждан, проходивших военные сборы, до истечения одного года после увольнения со службы (военной службы, окончания военных сборов), застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяется (пересматривается или отменяется) на основании обращения граждан, органов социальной защиты, военных комиссариатов, органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, руководства органов внутренних дел, командиров воинских частей (пункт 324).
В силу пункта 99 действующего на момент разрешения спора Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" при наличии вновь открывшихся обстоятельств получения увечья, заболевания и их связи с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) заключение о причинной связи увечья, заболевания может быть заочно (по документам) пересмотрено (с отменой ранее вынесенного заключения).
Статьей 50 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что работа по пенсионному обеспечению лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и их семей осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 данного Закона о пенсионном обеспечении лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России.
Пунктом 13 раздела II Инструкции определен перечень документов, необходимых для назначения пенсии по линии МВД России, в том числе перечень документов для назначения пенсии за выслугу лет и по инвалидности. К ним относятся:
-Заявление о назначении пенсии.
-Расчет выслуги лет.
-Денежный аттестат.
-Выписка из приказа об увольнении сотрудника.
-Заключение военно-врачебной комиссии
-Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы о группе инвалидности (инвалиду и иждивенцам-инвалидам).
-Справка финансового подразделения подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на региональном уровне о прекращении выплаты оклада по специальному званию (для лиц, признанных инвалидами в период получения указанной выплаты).
-Справка ПФР о неполучении пенсии либо прекращении ее выплаты в случае обращения за назначением пенсии сотрудника, достигшего общеустановленного пенсионного возраста либо имеющего группу инвалидности.
-Копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
-Копия паспорта.
-Копия страхового номера индивидуального лицевого счета
-Согласие на обработку персональных данных.
Вместе с тем, судом первой инстанции не исследовано и дано оценки доводам истца ФИО1 о предоставлении пенсионному органу перечня документов для назначении пенсии по инвалидности, установленного законом, в том числе заключения ВВК от ДД.ММ.ГГГГ, установившего причинную связь травмы, полученной ДД.ММ.ГГГГ с формулировкой "военная травма", а также справки МСЭ об установлении инвалидности по причине военной травмы.
Указывая на то, что военно-врачебная комиссия на момент освидетельствования ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ не располагала документами, подтверждающими обстоятельства получения увечья ФИО1 в период самовольной отлучки из войсковой части, а также заключением административного расследования командира войсковой части 3641 по факту получения ранения ФИО1, судом не дана оценка установленному законом порядку пересмотра заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья, заболевания.
Делая вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о назначении пенсии по инвалидности, суд указал, что вступившим в законную силу решением от ДД.ММ.ГГГГ по спору, рассмотренному между теми же лицами, установлен факт получения истцом травмы в результате самовольной отлучки из расположения войсковой части, а также отсутствие законных оснований для признания за истцом права на получение удостоверения инвалида о праве на льготы.
Из данного решения следует, что ранее ФИО1 заявлялись исковые требования к ГУ МВД России по "адрес" о признании права на получение удостоверения инвалида о праве на льготы, обязании выдать удостоверение, о назначении пенсии по инвалидности; в удовлетворении искового требования ФИО1 о назначении пенсии по инвалидности отказано с указанием на то, что он не обращался в пенсионные органы с заявлением о назначении пенсии по инвалидности.
При разрешении настоящего спора, основанного ФИО1 на нарушении ответчиком порядка организации работы по пенсионному обеспечению и условий, определяющих право на пенсию по инвалидности, при разрешении его заявления о назначении пенсии по инвалидности, суд первой инстанции не применил приведенные выше нормативные положения, которыми урегулированы отношения, связанные с пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу.
Ссылаясь на положения Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", суд не исследовал установленный законом порядок и условия назначения пенсии по инвалидности, его соблюдение применительно к заявлению ФИО1 о назначении пенсии по инвалидности.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, допущенные судом первой инстанции нарушения не были устранены судом апелляционной инстанции.
При таких данных решение и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 апреля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Тверской районный суд г.Москвы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.