Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей Лепехиной Н.В, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании способом видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Мешковой Ираиды Валентиновны к ИФНС по г.Тамбову о взыскании выплаты в связи с расторжением служебного контракта, компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаченных отпускных, компенсации за задержку выплат
по кассационной жалобе ИФНС России по г.Тамбову на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 13 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 14 марта 2022 года, Заслушав доклад судьи Анненковой К.К, выслушав пояснения представителя ответчика ИФНС России по г. Тамбову Живилковой Е.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Мешковой И.В, возражавшей против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Мешкова И.В. обратилась в суд с иском к ИФНС России по г. Тамбову о взыскании недоплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 61 690, 24 руб, недоплаченной компенсации за 81 день неиспользованного отпуска в размере 42 635, 75 руб, недоплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 и 2021 году в размере 24 412, 44 руб. (соответственно 17 043, 30 руб. и 7 369, 14 руб.), процентов за задержку выплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск за период с 28 июля по 13 декабря 2021 года, процентов за задержку выплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году за период с 1 августа 2020 года по 13 декабря 2021 года, процентов за задержку выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021 году за период с 16 июня по 13 декабря 2021 года, компенсации морального вреда в размере 100 000 руб, возложении обязанности после вынесения решения самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов по день фактического расчета.
В обоснование требований иска указала, что в период с 17 октября 1990 года по 27 июля 2021 года проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Тамбову, с 1 февраля 2016 года замещала должность главного государственного налогового инспектора правового отдела.
27 июля 2021 года уволена в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При увольнении ответчик произвел выплату денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые, дополнительные отпуска в количестве 81 календарного дня в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 указанного Федерального закона, незаконно исключив из расчета выплат
начисленные и выплаченные средства материального стимулирования за период с июля 2020 года по июнь 2021 года на общую сумму 185070, 72 рублей, полученные ею как федеральным государственным гражданским служащим территориального органа ФНС России в качестве ежеквартальных выплат в виде материального стимулирования и премий из бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Тамбовской области сверх установленного фонда оплаты труда.
При исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, предоставленном ей в 2020 и 2021 году не было по этой же причине доплачено денежное содержание за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году в размере 17 043, 30 руб. и за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021 году - 7 369, 14 руб.
Так как денежное содержание не было выплачено своевременно, то полагала, что на недоплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск, недоплаченное денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 и 2021 году подлежат начислению проценты, предусмотренные статьей 236 ТК РФ, которые ИФНС России по г. Тамбову обязана начислить и выплатить на день фактического расчета, также ей причинен моральный вред в результате нарушения права на выплаты в связи с прекращением трудовых отношений в полном объеме.
По мнению истца, материальное стимулирование, выплаченное за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда в обязательном порядке, входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно учитываться работодателем при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении работника в связи с сокращением штатной численности и за дни неиспользованного отпуска.
Решением Октябрьского районного суда города Тамбова от 13 декабря 2021 года с учетом определения того же суда от 14 января 2022 года исковые требования Мешковой И.В. удовлетворены частично.
Взысканы с ИФНС России по г. Тамбову в пользу Мешковой И.В. недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 61 690 руб. 24 коп, недоплаченная компенсация за 81 день неиспользованного отпуска в размере 42 635 руб. 75 коп, недоплаченные суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 17 043 руб. 30 коп, недоплаченные суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 7 369 руб. 14 коп, проценты за несвоевременную выплату указанных выше сумм в размере 10 191 руб. 42 коп, рассчитанные по состоянию на 13 декабря 2021 года, включительно, проценты в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм - 128 738 руб. 43 коп, за каждый день задержки, начиная с 14 декабря 2021 года по день фактического расчета, включительно, компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 14 марта 2022 г. решение отменено в части удовлетворения иска о взыскании процентов в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм - 128 738 руб. 43 коп, за каждый день задержки, начиная с 14 декабря 2021 года по день фактического расчета включительно, в этой части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мешковой И.В. отказано, в остальной части это же решение с учетом определения Октябрьского районного суда города Тамбова от 14 января 2021 г. об исправлении описки, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Тамбову просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" при отнесении материального стимулирования сверх фонда оплаты труда к иным выплатам, подлежащим включению в денежное содержание государственного служащего при расчете отпускных и выплат при увольнении, расчет выплат произведен ответчиком в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС, утвержденным Приказом Минфин РФ от 17 октября 2007 года N 90н, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, оснований для компенсации морального вреда также у судов не имелось, нахождение истца на больничных не было связано с неправомерными действиями ответчика. Судами не были исследованы постановления Правительства РФ от 19.03.2019 N 283-14, от 17.02.2020 N 168-8, от 10.06.2020 N 843-33, от 22.03.2021 N 440-16, имеющих гриф секретно, что повлекло неправильное определение природы выплат, обусловленное нарушением судами правил оценки доказательств, дела Полагает, что с учетом необходимости исследования указанных постановлений, дело должно было быть рассмотрено в качестве суда первой инстанции областным судом.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, отзыва третьего лица ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России", судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Поскольку судебные постановления обжалуются ответчиком в части оставления без изменения решения суда первой инстанции, в остальной части основания для проверки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Мешкова И.В. 17 октября 1990 года проходила государственную службу в ИФНС России по г.Тамбову, с 1 февраля 2016 в должности главного государственного налогового инспектора правового отдела.
Приказом ИФНС России по г. Тамбову от 23 июля 2020 года Мешковой И.В. с 10 августа по 4 сентября 2020 года предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск.
Приказом ИФНС России по г. Тамбову от 9 июня 2021 года Мешковой И.В. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 1 июля по 14 июля 2021 года.
Приказом ИФНС России по г.Тамбову от 19 июля 2021 года прекращено действие служебного контракта от 1 февраля 2016 года N 7 и Мешкова И.В. 27 июля 2021 года уволена в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При увольнении Мешковой И.В. произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые, ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска в количестве 81 календарный день.
В период прохождения Мешковой И.В. гражданской службы соответствующими приказами ИФНС России по г.Тамбову, ей как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и премии государственным гражданским служащим Инспекции из бюджетных ассигнований направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Тамбовской области сверх установленного фонда оплаты труда за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечение полномочий, возложенных на ИФНС России по г. Тамбову, которыми осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за соответствующие периоды 2019-2021 годов.
Указанные средства материального стимулирования выплачивались на основании решений Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и приказов УФНС России по Тамбовской области "О материальном стимулировании федеральных государственных служащих налоговых органов УФНС России по Тамбовской области", а также писем УФНС России по Тамбовской области о доведении лимитов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда на 2019, 2020, 2021 годы (с пометкой "Для служебного пользования") и изданных на основании данных приказов и писем и доведенных лимитов приказов ИФНС России по г.Тамбову (с пометкой "Для служебного пользования") о выплате материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда и на основании протоколов Комиссии по оценке эффективности деятельности и распределению средств федерального бюджета направленных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих ИФНС России по г.Тамбову.
На основании приказов ИФНС России по г. Тамбову, принятых в период с 26 сентября 2019 года по 27 апреля 2021 года, о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих ИФНС России по г.Тамбову за 2 - 4 кварталы 2019 года, 1 - 4 кварталы 2020 года, 1 квартал 2021 года Мешковой И.В. выплачены средства материального стимулирования, произведенные в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих Инспекции.
На основании приказов ИФНС России по г.Тамбову, принятых в период с 26 августа 2019 года по 24 июня 2021 года, о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих сверх фонда оплаты труда Мешковой И.В. выплачены средства материального стимулирования за показатели эффективности служебной деятельности и личный вклад в обеспечение полномочий, возложенных на ИФНС России по г. Тамбову.
Согласно справкам о доходах и суммах налога физического лица за 2019, 2020, 2021 годы Мешковой И.В. были выплачены по вышеуказанным приказам средства материального стимулирования.
При установлении размера денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году в расчет среднего месячного денежного содержания не включены выплаченные в виде материального стимулирования денежные средства за период с августа 2019 года по июль 2020 года в общей сумме 230 477 руб. 89 коп, а при установлении размера денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021 году и всех компенсаций при увольнении в расчет среднего месячного денежного содержания не включены выплаченные в виде материального стимулирования денежные средства за период с июля 2020 года по июнь 2021 года на общую сумму 185 070 руб. 72 коп, что повлияло на размер выплат отпускных и связанных с расторжением служебного контракта.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым в указанной части согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства дела, руководствуясь нормами Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, исходил из того, что вышеуказанные выплаты, полученные Мешковой И.В. в виде материального стимулирования, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, следовательно такие выплаты подлежат учету при определении сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении и оплате отпускных.
Суд кассационной инстанции не видит оснований для несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы ответчика правильность выводов судов двух инстанций не опровергают, основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений служить не могут.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Вышеприведенные положения нормативных правовых актов судами при разрешении спора применены и истолкованы верно, что обусловило правильный вывод о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, как об этом верно указано судами.
Отклоняя доводы представителя ответчика в апелляционной жалобе на письмо Министра финансов РФ от 27.04.2021 N 14-03-03/32289, которое непосредственно в силу своего содержания не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции отметил, что в данном письме указано, что выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Довод кассатора о том, что суды не запрашивали и не исследовали содержание Постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 N 238-14; от 17.02.2020 N 168-8, от 10.06.20202 N 843-33, от 22.03.2021 N 440-16, что свидетельствует о том, что природа стимулирующих выплат ими не установлена, а наличие у Постановлений грифа "секретно" означает подсудность спора областному суду, подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, природа спорных выплат установлена судами, в том числе, на основании письменных объяснений ответчика, неоднократно изложенных в возражениях на иск, в которых представитель ответчика ссылался на выделение Правительством Российской Федерации дополнительных средств федерального бюджета для материального стимулирования федеральных гражданских служащих ИФНС России по г. Тамбову. В материалах дела имеются приказы УФНС России по Тамбовской области, письма УФНС России по Тамбовской области в адрес ИФНС России по г. Тамбову, из которых следует выделение Правительством Российской Федерации дополнительных бюджетных ассигнований и необходимость их распределения между служащими за показатели эффективной профессиональной служебной деятельности.
При этом ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе представитель ИФНС по г. Тамбову не ссылался на необходимость передать дело на рассмотрение по подсудности, не ходатайствовал о запросе и исследовании указанных им в кассационной жалобе Постановлений Правительства Российской Федерации, настаивая на том, что стимулирующие выплаты в целом не входят в состав денежного содержания государственного служащего.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца также являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, обоснованно указавшему, что нарушение права истца на получение выплат, связанных с трудовой деятельностью, презюмирует в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации причинение нравственных страданий.
Вопреки доводам заявителя при разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании ответчиком норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, сводятся к субъективному иному подходу к оценке обстоятельств дела и доказательств, что не образует само по себе оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 13 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 14 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Тамбову - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.