Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Курчевской С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-816/2021 по иску Скудина Сергея Владимировича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве (далее также - ГУ МВД России по г. Москве) о признании незаконным о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, отмене протокола в части снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек, предоставить единовременную социальную выплату в соответствии с очередностью на момент принятия решения о снятии с учета
по кассационной жалобе ГУ МВД России по г. Москве на решение Тверского районного суда г. Москвы от 13 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя ответчика ГУ МВД России по г. Москве - Шевченко В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе представителя истца Скудина С.В. - Лукина С.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Скудин С.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным решения от 3 июня 2020 г. о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, отмене протокола N 6-1 от 3 июня 2020 г. в части снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек, предоставить единовременную социальную выплату в соответствии с очередностью на момент принятия решения о снятии с учета.
Требования мотивированы тем, что Скудин С.В. с 6 сентября 1990 г. по 7 ноября 2012 г. проходил службу в органах внутренних дел, откуда был уволен в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, выслуга лет на момент увольнения составила 24 года 04 мес. 6 ноября 2012 г. он подал в ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, решением комиссии от 15 ноября 2012 г. он был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из 4-х человек. 25 апреля 2017 г. им повторно были представлены в комиссию документы для получения единовременной социальной выплаты, решением комиссии от 30 июня 2017 г. он в составе семьи из 4-х человек был включен в состав очередников ГУ МВД России по городу Москве, а решением комиссии ГУ МВД России по городу Москве от 3 июня 2020 г. N 6-1 он в составе семьи из 4-х человек был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что на момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты он был уволен из органов внутренних дел. Полагая свои права нарушенными, он обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 13 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 октября 2021 г, исковые требования Скудина С.В. удовлетворены, постановлено:
признать незаконным решение комиссии ГУ МВД по городу Москве от 3 июня 2020 г, отменить протокол N 6-1 от 3 июня 2020 г. в части снятия Скудина С.В. в составе семьи из четырех человек с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за Скудиным С.В. право на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек.
Обязать ГУ МВД России по городу Москве восстановить Скудина С.В. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из четырех человек, предоставить Скудину С.В. единовременную социальную выплату в соответствии с очередностью с учетом восстановления на учете для получения таковой.
В кассационной жалобе представителем ответчика ГУ МВД России по г. Москве Шевченко В.В. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает, что законодатель предусмотрел два условия сохранения права на получение единовременной социальной выплаты (далее также - ЕСВ) за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел: гражданин должен быть уволен со службы с правом на пенсию и быть принятым на учет в период прохождения службы. При этом, согласно пункту 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти. В этой связи заявление С.В. Скудина, поданное 06.11.2021 (за день до увольнения со службы, о котором ему было известно за 2 месяца, подлежало рассмотрению Комиссией не позднее 06.01.2021. Таким образом, при увольнении истца со службы в органах внутренних дел 07.11.2012, истец утратил одно из оснований для сохранения права на получение ЕСВ, что не было учтено судом.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2022 г. ГУ МВД России по г. Москве восстановлен срок на подачу кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В силу ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 247) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 6 ст. 4 ФЗ N 247 право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.
На основании пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа по форме согласно приложению N 3.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 Правил, комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Согласно пункту 15 Правил, решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа, с указанием фамилий, имен и отчеств (при наличии) сотрудников, их дат рождения, состава семьи и дат принятия заявления.
Пунктом 20 Правил определено, что сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Согласно пункту 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Скудин С.В. с 6 сентября 1990 г. проходил службу в органах внутренних дел в ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве в должности заместителя командира - начальника штаба 3 батальона полиции 7 полка полиции, имел специальное звание майор полиции. Приказом от 7 ноября 2012 г. N 464 л/с истец был уволен со службы из органов внутренних дел на основании п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ - в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, выслуга лет на момент увольнения для назначения пенсии составила - 24 года 04 мес, для выплаты единовременного пособия - 24 года 03 мес.
Согласно сообщению от 16 октября 2012 г. N 1159, оформленному телеграммой, подписанной заместителем начальника ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве, в ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве во исполнение ФЗ N 247 и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 создана комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; прием заявлений сотрудников будет осуществляться в ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве, начиная с 25 октября 2012 г. по вторникам и четвергам.
Согласно телеграмме N 105 от 23 октября 2012 г, подписанной ВРИО заместителя командира полка - начальника отделения кадров, в связи с переездом сотрудников, осуществляющих прием документов по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, телеграмма ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве от 16 октября 2012 г. отменяется, прием сотрудников временно приостановлен, о дате и времени возобновления приема будет сообщено дополнительно на совещании.
Из представленной в материалы дела копии телеграммы N 1274 от 1 ноября 2012 г. следует, что прием заявлений сотрудников осуществляется в ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве по адресу: город Москва, улица Покровка, дом 7/9-11, корпус 1, начиная с 6 ноября 2012 г.
6 ноября 2012 г. истцом в комиссию ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве были сданы документы для получения единовременной социальной выплаты, что подтверждается справкой от 6 ноября 2012 г.
Решением комиссии ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве от 15 ноября 2012 г. (протокол N 4), истец в составе семьи из 4-х человек принят на учет для получения единовременной социальной выплаты.
3 июня 2020 г. комиссией ГУ МВД России по городу Москве принято решение, изложенное в протоколе N 6-1, утвержденное 3 июня 2020 г, согласно которому истец в составе семьи из 4-х человек был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании п. 1 ст. 6 ФЗ N 247 и п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции проанализировав нормы ч. ч. 1, 2, 5, 6 ст. 4 ФЗ N 247, п. п. 5, 10, 11, 15, 16, 19, 20, 24 Правил N 1223, пришел к выводу, что правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органов внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения имеет именно дата приема заявления сотрудника органов внутренних дел на получение единовременной социальной выплаты и приложенных к нему документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам, которая в свою очередь обязана принять решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником такого заявления и документов. При этом, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты принятия комиссией решения о постановке на учет.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, не усмотрев основания для отмены.
Судебная коллегия указала, что вывод суда первой инстанции о том, что ни ФЗ N 247, ни Правила N 1223 среди условий, с которыми закон связывает право сотрудника полиции на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, не указывают обязательность прохождения службы сотрудником на день рассмотрения комиссией его заявления и приложенных к нему документов, является правильным.
Судебная коллегия указала также, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку решение комиссии ГУ МВД России по городе Москве от 3 июня 2020 г, изложенное в протоколе N 6-1 о снятии истца в составе семьи из 4-х человек с учета для получения единовременной социальной выплаты, мотивированное тем, что истец не мог быть принят на учет в 2012 году после увольнения из органов внутренних дел, не соответствующим ФЗ N 247 и Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, так как при рассмотрении дела было установлено, что заявление о принятии на учет было подано истцом в период службы, следовательно, его право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты в случае наличия оснований возникло именно с даты подачи заявления, таким образом, право сотрудника состоять на учете не может быть поставлено в зависимость от даты принятия компетентным органом решения о постановке на учет, принимая во внимание то, что таковое подлежит принятию в течение двух месяцев с момента подачи заявления.
При этом судебной коллегией учтено, что 25 апреля 2017 г. истцом в комиссию ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве были повторно сданы документы для получения единовременной социальной выплаты, что подтверждается справкой от 25 апреля 2017 г, и решением комиссии ГУ МВД России по городу Москве от 30.06.2017 истец в составе семьи из 4-х человек включен в списки очередников ГУ МВД России по городу Москве, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты со времени постановки на учет в ФГКУ УВО ГУ МВД России по городе Москве.
Судебная коллегия сочла несостоятельными доводы ответчика о том, что при увольнении истца со службы в органах внутренних дел 7.11.2012, истец утратил одно из оснований для получения единовременной социальной выплаты, так как был принят на учет только 15.11.2012, поскольку при наличии этих обстоятельств, истец был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2012 году и это право было подтверждено решением в 2017 году.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 13 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.