Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В, судей Кисловой Е.А, Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования "адрес" по образованию и науке о признании незаконным постановления, возложении обязанностей, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Смоленского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования "адрес" (далее по тексту - Администрация), "адрес" по образованию и науке (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным постановления, возложении обязанностей.
В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что на основании решения Смоленского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ года его мать ФИО8 лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельство о его рождении внесены по заявлению матери. На основании постановления Главы МО Хохловского сельского поселения "адрес" от 15 июня 2010 года за ним сохранено право пользования квартирой, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", находящейся на балансе СПК "Хохлово". В настоящее время СПК "Хохлово" прекратил свою деятельность, однако правоустанавливающие документы на квартиру в администрацию сельского поселения не передавались.
Истец не является ни собственником, ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя вышеуказанного жилого помещения в связи с чем считает, что подлежит включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, однако во включении в вышеуказанный список ему отказано. Считает данный отказ необоснованным.
На основании изложенного, ФИО1 просил суд признать незаконным постановление N от 29 декабря 2020 года, возложить обязанность включить в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории "адрес", предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, осуществить финансирование исполнения полномочий по обеспечению жилым помещением.
Решением Смоленского районного суда "адрес" от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 04 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении дела.
При рассмотрении дела установлено, что матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО8 (л.д. 8, 13).
Решением Смоленского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО8 лишена родительских прав в отношении сына ФИО1 (л.д. 9-12).
Постановлением Главы МО Хохловского сельского поселения "адрес" от 15 июня 2010 года N за ФИО1 сохранено право пользования квартирой, общей площадью 63, 9 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" (л.д. 14).
ФИО1 с 30 октября 2006 года зарегистрирован по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" (л.д. 16).
В соответствии с данными ОГБУ "Смоленское областное БТИ" квартира, расположенная по адресу: "адрес", "адрес", находится в двухквартирном жилом доме, 1977 года постройки, владельцем дома указано АО "Хохлово" (ранее совхоз "Хохловский), в последующем 12 августа 2003 года реорганизовано в форме преобразования в СПК "Хохлово".
Решением Арбитражного суда "адрес" от 03 июня 2008 года СПК "Хохлово" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, которое завершено на основании определения Арбитражного суда "адрес" от 19 апреля 2010 года (л.д. 53-64).
Сведения о прекращении деятельности СПК "Хохлово" внесены в ЕГРЮЛ 25 мая 2010 года.
Согласно сведениям, имеющимся в материалах дела, квартира в муниципальную собственность не принималась, в реестре муниципальной собственности, федерального имущества, государственной собственности "адрес" не значится. По сведениям из ЕГРН права на спорную квартиру не зарегистрированы.
16 ноября 2020 года ФИО1 обратился в отдел опеки и попечительства Администрации с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории "адрес" (л.д. 17-18).
Постановлением Администрации от 29 декабря 2020 года N ФИО1 отказано во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории "адрес" (л.д. 19).
Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что за истцом сохранено право пользования квартирой, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", на каждого зарегистрированного в ней приходится более учетной нормы общей площади (7, 5 кв.м.), установленной в муниципальном образовании, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления истцу жилого помещения. При этом суд указал, что отсутствие договора социального найма и решения органа местного самоуправления о принятии соответствующего дома в муниципальную собственность не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Однако с такими судебными постановлениями согласиться нельзя.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Пунктом 2 указанных Правил установлено, что формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил от 04 апреля 2019 года N 397, в список включаются: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;
лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В соответствии с пунктом 7 Правил от 04 апреля 2019 года N 397, к заявлению о включении в список заявителем прилагаются следующие документы: копия свидетельства о рождении; копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии); копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя; копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя); копия доверенности представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил от 04 апреля 2019 года N 397, определено, что в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:
о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;
об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.
Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона (пункт 14 Правил от 04 апреля 2019 года N 397).
Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.
Разрешая заявленные исковые требования ФИО1, суд исходил из того, что за истцом сохранено право пользования квартирой, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", на каждого зарегистрированного в ней приходится более учетной нормы общей площади (7, 5 кв.м.), установленной в муниципальном образовании, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления истцу жилого помещения.
Суд также пришел к выводу о наличии у ФИО1 права пользования данной квартирой на основании договора социального найма жилого помещения.
Также судом установлено отсутствие такого договора социального найма и сделан вывод о том, что это не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления документов.
Однако вывод суда по вопросу о том, на каком основании у ФИО1 возникло право пользования указанной выше квартирой, сделан без установления и исследования фактических обстоятельств, без учета норм материального права, регулирующих отношения по возникновению права пользования жилым помещением.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном законом порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
Согласно статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии со статьей 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (часть 2 статьи 70 ЖК РФ).
Таким образом, основанием для возникновения жилищных прав может явиться проживание истца в жилом помещении как по договору социального найма, так и по иному договору или сделке.
Для решения данного вопроса суду следовало выяснить обстоятельства, связанные с вселением и проживанием ФИО1 в указанном жилом помещении, установить, кем и в качестве кого он вселялся в жилое помещение, установить все иные юридически значимые обстоятельства, связанные возникновением у ФИО1 права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, однако этого должным образом сделано не было.
Постановление Главы МО Хохловского сельского поселения "адрес" от 15 июня 2010 года N, на которое имеется ссылка в решении суда, оснований, по которым за ФИО1 сохранено право пользования квартирой, не содержит.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции допущенные судом нарушения не устранил, дополнительно указал, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация в силу статьи 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья, и не дал оценки тому обстоятельству, что согласно данным администрации Хохловского сельского поселения "адрес", ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства "адрес", "адрес" - 30 октября 2006 года, т. е. после реорганизации совхоза "Хохловский" в АО "Хохлово", а затем в СПК "Хохлово".
В зависимости от установления времени и обстоятельств вселения истца в жилое помещение следовало правильно определить нормы материального права, подлежащие применению к разрешению спора.
Из данных администрации Хохловского сельского поселения "адрес" также следует, что по адресу "адрес", "адрес" зарегистрирована также по месту жительства ФИО8, лишенная в отношении ФИО1 родительских прав.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ проживание в жилом помещении по договору социального найма граждан, лишенных родительских прав в отношении детей-сирот и лиц из их числа, рассматривается как обстоятельство невозможности проживания при условии наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, дети-сироты, лица из их числа и граждане, лишенные родительских прав в отношении таких детей, должны признаваться бывшими членами семьи по отношению друг к другу.
Однако указанные юридически значимые обстоятельства судами не выяснялись и не устанавливались, в связи с чем выводы судов об обеспеченности ФИО1 жилым помещением исключительно в связи с регистрацией по месту жительства в таком помещении являются преждевременными.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные нормы процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не соблюдены.
Ввиду изложенного, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 04 августа 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Смоленский районный суд Смоленской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.