Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А, судей Лысовой Е.В, Анненковой К.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО13 Яны ФИО3 к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежных средств на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N - выплат гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, по кассационной жалобе представителя ФИО1, ФИО13 Яны ФИО3 - ФИО2 на решение Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кисловой Е.А, объяснения истца ФИО1, представителя истцов ФИО2, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Министерства иностранных дел Российской Федерации - ФИО10, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
истцы Гевелинг И.Н, Абрамейцева Я.А. обратились в суд с иском к ответчикам Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежных средств на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 433 - выплат гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также принятием Правительством Российской Федерации решения о прекращении авиасообщения с другими государствами, Гевелинг И.Н. с супругой Абрамейцевой Я.А. не имели возможности вернуться в Российскую Федерацию из Индонезии, воспользоваться проездными документами (обратными билетами в Российскую Федерацию) авиакомпании Аэрофлот на 13 апреля 2020 года.
29 апреля 2020 года Гевелинг И.Н. заполнил электронную форму заявления об оказании помощи (социальной поддержки) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 433, имеющую название: "Сбор сведений о гражданах, нуждающихся в помощи, и организация предоставления помощи в связи с распространением повой коронавирусной инфекции".
При оформлении заявления все необходимые данные в поля электронной формы заявления внесены корректно. Заявлению был присвоен N 759510007, при этом, срок действия банковской карты, которую истец указал в заявлении, истекал в апреле 2020 года. После истечения указанного срока банк автоматически перевыпустил банковскую карту с теми же реквизитами и номером карты, изменился лишь срок действия карты (до апреля 2023 года).
В связи с указанными обстоятельствами, истцом через портал sos.midhelp.ru были направлены уточнения сведений о реквизитах банковской карты для перечисления социальной помощи (указан новый срок действия карты, а также представлены пояснения, в связи с чем указанный срок изменился).
Ответчиком перечисление денежных средств социальной помощи (социальной поддержки) по заявлению N 759510007 не произведено до настоящего времени.
Полагая свои права нарушенными, истцы просили взыскать с ответчика в пользу Гевелинга И.Н. социальную помощь, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 433, в размере 189 600 руб. и в пользу Абрамейцевой Я.А. - социальную помощь в размере 189 600 руб.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 12 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Гевелинг И.Н, Абрамейцевой Я.А. отказано.
В кассационной жалобе представитель истцов просит отменить принятые по делу судебные постановления, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 433 от 03 апреля 2020 года было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 433 (здесь и далее нормы Постановления и Положения приведены в редакции, действующей на момент подачи истцом 29 апреля 2020 года заявления) Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено: обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи; направлять ежедневно сводную информацию в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения необходимых проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению, в том числе в части подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании помощи.
Согласно пунктам 1, 2 Положения, в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь).
Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 года по 31 мая 2020 года. Помощь оказывается за период пребывания на территории иностранного государства с даты, указанной в проездных документах на возвращение в Российскую Федерацию, до возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что при рассмотрении заявления: а) проверяется достоверность изложенных в заявлении фактов; б) выясняются обстоятельства пребывания заявителя на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания и т.п.).
В силу пункта 6 Положения по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи.
В соответствии с пунктом 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации может принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем заведомо ложных сведений или в случае повторной подачи заявления.
Согласно пункту 14 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации может принять решение о прекращении оказания помощи в случае установления фактов, указывающих на сообщение заявителем заведомо ложных сведений, неявки заявителя на предложенный рейс российской авиакомпании для возвращения в Российскую Федерацию или возобновления регулярного авиасообщения между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством.
В настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 433 признано утратившим силу и не действует.
При рассмотрении дела установлено и следует из материалов дела, что Гевелинг И.П. подал заявление N 759510007 от 29 апреля 2020 года в рамках оказания социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Заявление истца поступило из Минкомсвязи России 06 мая 2020 года письмом от 30 апреля 2020 года N ОП-П24-070-11059дсп.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ГИАЦ МВД России) по заявлению истца поступили из ГИАЦ МВД России 06 мая 2020 года письмом N 34/8-10639 от 30 апреля 2020 года.
Заявление N 759510007 от 29 апреля 2020 года не прошло проверку по линии МВД России по причине того, что достоверность общегражданского заграничного паспорта Гевелинга И.Н. не была подтверждена, на основании чего Комиссией МИД России было принято решение об отказе в оказании финансовой поддержки.
По итогам дополнительных проверочных мероприятий Комиссия МИД России приняла положительное решение об оказании материальной помощи заявителю, в результате чего он был включен в списки на оказание материальной поддержки. Однако перечисляемые денежные средства возвращались из банка в МИД России с пояснениями "некорректная карта.
В материалы дела представлена выписка из реестров о переводах, осуществленных гражданину Российской Федерации в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 433, согласно которой МИД России осуществлял перевод денежных средств до 23 июня 2020 года на карту, которая была указана в заявлении истца N 5469 3800 6469 1504. Однако, платежи возвращались с отметкой "некорректная карта".
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции", Положением об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что рассматривая заявление N 759510007 от 29 апреля 2020 года, МИД России действовал в рамках и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 433, социальная помощь являлась адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом, в соответствии с пунктом 2 Положения, оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации не допускается.
Кроме того, суд указал, что истцы, требуя взыскания в их пользу социальной помощи, не доказали наличие законного основания для взыскания с ответчиков денежных средств в качестве социальной поддержки (помощи) в настоящее время. В ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушений прав истцов со стороны МИД России. Возврат платежей, осуществленных МИД России по реквизитам, указанным Гевелингом И.П, не может служить основанием для взыскания в настоящее время с МИД России в пользу истцов денежных средств.
В суде апелляционной инстанции в качестве нового доказательства в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был приобщен ответ ПАО Сбербанк N210603-0605-539700 от 03 июня 2021 года на обращение Гевелинга И.Н. по вопросу перечисления денежных средств на карту истца от МИД России. Согласно данному ответу, денежные средства по переводам от МИД России были возвращены отправителю по причине некорректно указанных реквизитов для зачисления.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что сведения, предоставленные ПАО Сбербанк в вышеназванном ответе, не опровергают выводы суда первой инстанции об отсутствии вины МИД России в неполучении социальной помощи истцами и не могут являться основанием для отмены постановленного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суды верно указали, что в ходе рассмотрения дела истцом, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств незаконности действий ответчика в отношении истца. Напротив, материалами дела подтверждено, что заявление о предоставлении социальной помощи было рассмотрено в установленном порядке, денежные средства переводились МИД России, однако были возвращены отправителю по причине некорректно указанных реквизитов для зачисления. Оснований для взыскания с ответчиков денежных средств в качестве социальной поддержки (помощи) в настоящее время не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1, ФИО13 Яны ФИО3 - ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.