Центральный окружной военный суд в составе председательствующего Иванчикова Д.А., судей Баландина А.Г. и Клубкова Ю.В., при секретаре судебного заседания Човбане И.Ю., с участием административного истца Верича Е.П. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-63/2022 по апелляционной жалобе административного ответчика Алмакаевой Ф.З. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 13 мая 2022 г., которым удовлетворен административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Верича Евгения Петровича об оспаривании решения начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Иванчикова Д.А, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, объяснения административного истца Верича Е.П, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
решением начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - территориальный отдел "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс") от ДД.ММ.ГГГГ N Веричу и членам его семьи (супруга - В, сын - В. (2019 г.р.) отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку административный истец относится к обязательной категории участников накопительно-ипотечной системы (далее по тексту - НИС), в связи с чем может реализовать право на жилье в порядке, определенном Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Полагая свои права нарушенными, Верич обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконным указанное выше решение, обязать начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" отменить данное решение и восстановить его нарушенное право.
Рассмотрев данный административный иск, Оренбургский гарнизонный военный суд 13 мая 2022 г. принял решение о его удовлетворении.
Суд признал незаконным решение начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии Верича на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязал начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" отменить его и повторно рассмотреть вопрос о принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Кроме того, суд возложил обязанность на начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" и руководителя ФГАУ "Росжилкомплекс" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения суда в суд и Веричу.
Этим же решением с ФГАУ "Росжилкомплекс" в пользу административного истца взысканы судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины при обращении в суд, в размере 300 руб.
Не согласившись с таким решением суда, начальник территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Алмакаева подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы административный ответчик Алмакаева, приводя обстоятельства рассматриваемого административного дела и ссылаясь на положения ст. 9, ч. 9 и 11 ст. 226 КАС РФ, ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 3, п. 4 ч. 1 и п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 1 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, указывает на то, что Верич как военнослужащий, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса и не воспользовавшийся правом стать участником НИС, должен был быть включен в обязательном порядке в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих с даты вступления в силу нового контракта - ДД.ММ.ГГГГ При этом такое основание для исключения военнослужащего из реестра участников НИС как "по собственному желанию" путем написания рапорта действующим законодательством не предусмотрено.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Верич указывает на несостоятельность содержащихся в ней доводов и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, заслушав объяснения административного истца Верича, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение основано на правильном применении норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Верич, заключивший первый контракт о прохождении военной службы ДД.ММ.ГГГГ сроком на 2 года, повторно поступивший на военную службу по контракту ДД.ММ.ГГГГ и досрочно уволенный ДД.ММ.ГГГГ в запас на основании пп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с несоблюдением им условий контракта, в дальнейшем заключавший контракты о прохождении военной службы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ сроками на 3 и 5 лет соответственно, ДД.ММ.ГГГГ вновь заключил новый контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе по ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время административный истец проходит военную службу по контракту в войсковой части N в воинском звании " "данные изъяты"". Общая продолжительность его военной службы составляет более 10 лет.
В январе 2022 г. Верич обратился к начальнику территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жилым помещением в "адрес" с формой обеспечения - предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека (он, супруга - В, сын - В. (2019 г.р.).
Решением начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N Веричу и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку административный истец, поступив в добровольном порядке на военную службу по контракту ДД.ММ.ГГГГ из запаса, ранее не воспользовавшись правом стать участником НИС, вправе реализовать свое право на обеспечение жильем лишь в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и на него не распространяются положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающие другие формы жилищного обеспечения.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. третьего п. 1 ст. 15 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 15 названной статьи предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из анализа приведенных положений закона следует, что обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями, может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", либо предоставления им жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к участникам накопительно-ипотечной системы относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 г, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г, изъявившие желание стать участниками НИС. Основанием для включения указанной категории военнослужащих в реестр участников является обращение в письменной форме об их включении в реестр участников.
Таким образом, включение в реестр участников НИС названной категории военнослужащих, к которой относится Верич, возможно только на основании их заявления. В случае отсутствия такого заявления военнослужащий подлежит обеспечению жильем по другим предусмотренным законом основаниям.
В силу общеправового принципа, изложенного в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
Поскольку Верич не выражал своего волеизъявления на включение его в реестр участников НИС и таковым не являлся, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Довод апелляционной жалобы о поступлении Верича на военную службу из запаса и неиспользовании им ранее права стать участником НИС как на основание безусловного включения его в силу п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в реестр участников является несостоятельным, поскольку данная норма на момент заключения Веричем первого и второго контрактов еще не существовала, а на момент рассмотрения его заявления о признании нуждающимся в жилом помещении уже не действовала.
Не ставит под сомнение обоснованность принятого решения и ссылка административного ответчика Алмакаевой на написание Веричем рапорта об исключении его из реестра участников НИС по собственному желанию, поскольку он в указанном реестре не состоял в связи с ненаправлением документов на его включение в таковой.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований к отмене решения суда и фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые поставили бы под сомнение законность принятого судом первой инстанции решения, по делу не допущено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ст. 311 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции и, вопреки доводам апелляционной жалобы, констатирует его законность и обоснованность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, Центральный окружной военный суд
определил:
решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 13 мая 2022 г. по административному делу N 2а-63/2022 по административному иску военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Верича Евгения Петровича об оспаривании решения начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Алмакаевой Ф.З. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Оренбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Согласовано"
Судья Центраьного окружного военного суда (ПСП) Д.А. Иванчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.