Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Килярова М.Х. и Патланя В.А, при помощнике судьи Сидоровой В.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Благодарной В.М. на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 18 мая 2022 г, которым удовлетворены требования гражданки Дзебоевой Фатимы Георгиевны - вдовы военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, старшего сержанта Критарова Артема Альбертовича - о признании незаконным решения филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учёт административного истца и членов её семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 12 января 2022 г. N ТО67/2 административному истцу отказано в принятии ее и членов ее семьи (дочь В.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын М.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с непредставлением предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Дзебоева Ф.Г. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным вышеуказанное решение жилищного органа;
- обязать названный жилищный орган повторно рассмотреть вопрос о принятии её и членов ее семьи на жилищный учет.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, анализирует законодательство, применимое к спорным правоотношениям, указывает, что оспариваемое решение жилищным органом принято на законных основаниях, поскольку в соответствии с пунктом 6 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768, административным истцом не представлены выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с места жительства или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи документов в жилищный орган. При этом Дзебоевой Ф.Г. предварительно направлялось письмо от 17 декабря 2019 г. N 11/5002 о предоставлении таких документов в жилищный орган, однако данное указание административным истцом было проигнорировано.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 3.1 статьи 24 этого же Федерального закона, действовавшего на период спорных правоотношений, установлено, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьи 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются в том числе членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Порядок предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, определён Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 указанной Инструкции для признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, подают заявление, к которому прикладываются, в частности выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления.
В пункте 5 Инструкции указано, что в случае если по результатам принятых военнослужащим мер указанные документы не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
Если военнослужащим предоставлены не все такие документы, то уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и направляет ему и в копии командиру воинской части по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
По делу установлено, что приказами командира войсковой N от
22 февраля 2018 г. N 14 и N 48 Критаров А.А. исключён из списков личного состава воинской части в связи со смертью.
Из справки врид военного комиссара Республики Северная Осетия - Алания от 7 июля 2020 г. N СО/694 следует, что в состав его семьи входили супруга Дзебоева Ф.Г, дочь В.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын М.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об имеющихся у Дзебоевой Ф.Г. и ее детей объектах недвижимости за период с 1 января 1998 г. по 14 декабря 2021 г, что подтверждается уведомлениями.
Решением отделения (территориальное, г. Владикавказ) федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 20 января 2020 г. N 11/3 Дзебоевой Ф.Г. и членам её семьи отказано в принятии на жилищный учет в связи с отсутствием у ее умершего супруга, поступившего на военную службу 1 июля 2008 г, на момент смерти общей продолжительности военной службы, необходимой для обеспечения жилым помещением (менее 10 лет).
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Владикавказа от 1 октября 2021 г. административный иск Дзебоевой Ф.Г. о признании незаконным вышеуказанного решения удовлетворен, в связи с чем на жилищный орган возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Дзебоевой Ф.Г. и ее детей на жилищный учет.
Решением территориального отдела "Владикавказский" филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. N 11/6 исполнено решение Советского районного суда г. Владикавказа.
При повторном рассмотрении решением филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 12 января 2022 г. N ТО67/2 Дзебоевой Ф.Г. и членам ее семьи отказано в принятии на жилищный учет со ссылкой на то, что ею не представлены выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи документов.
Однако Дзебоевой Ф.Г. не было известно о необходимости предоставления дополнительных документов при повторном рассмотрении вопроса о принятии её с членами семьи на жилищный учет.
Административным ответчиком не представлены в суд сведения об обратном.
Положения Инструкции предполагают возможность отказа в принятии на жилищный учет лишь при наличии у жилищного органа достоверной информации, позволяющей сделать вывод, что требование о предоставлении недостающих документов военнослужащим проигнорировано.
Согласно части 1 статьи 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности принятого жилищным органом решения от 12 января 2022 г. N ТО67/2, которым отказано административному истцу и членам её семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по вышеуказанным основаниям.
При этом довод жалобы о том, что Дзебоевой Ф.Г. предварительно направлялось письмо от 17 декабря 2019 г. N 11/5002 о предоставлении таких документов в жилищный орган, однако данное указание административным истцом было проигнорировано, нельзя признать состоятельным, поскольку данное письмо направлялось в рамках принятия отменного позже решения, а не при повторном рассмотрении вопроса о принятии административного истца и членов ее семьи на жилищный учет.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 18 мая 2022 г. по административному исковому заявлению Дзебоевой Фатимы Георгиевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи: М.Х. Киляров
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.