Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Епифановой С.А, судей: Корнеевой А.Е, Моисеевой О.Н, при секретаре Вотановской М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шубина Михаила Алексеевича к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области о признании незаконным бездействия по не рассмотрению заявления и возложении обязанности о признании записи в ЕГРЮЛ недостоверной, по апелляционной жалобе Шубина Михаила Алексеевича на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 4 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е. судебная коллегия, установила:
Шубин М.А. обратился в суд с административным иском с учетом уточнений к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Управление) о признании незаконными действия, выразившиеся в уклонении от рассмотрения заявления по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении из ЕГРЮЛ записи о нем, как председателе ликвидационной комиссии областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства города Тамбова и о возложении обязанности признать недостоверной запись ЕГРЮЛ в части указания о нем, как председателе данного фонда.
В обоснование административных требований указав, что с 14.06.2016, на основании постановления Тамбовской областной Думы от 30.03.2005 N1140 "О ликвидации областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства" и постановления администрации Тамбовской области от 18.04.2005 N265 "Об утверждении списка ликвидационной комиссии областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства", он исполнял функции председателя ликвидационной комиссии данного фонда. Назначение в качестве председателя ликвидационной комиссии происходило с условием исполнения им на момент принятия решения должности генерального директора АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области".
С мая 2019 года с ним, как с генеральным директором АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области", прекращены трудовые отношения. Согласно постановлению главы администрации Тамбовской области N480 от 24.04.2019 срок полномочий ликвидатора истек. Вместе с тем, согласно данным ЕГРЮЛ, запись в отношении него, как о ликвидаторе, является действующей. Он, в целях приведения записи в ЕГРЮЛ в надлежащее состояние, обратился с заявлением в Управление. Факт нотариального подтверждения был представлен. Какого - либо отказа в решении поставленного вопроса или наличия иных требований к нему, не имеется, тем самым считает, что со стороны Управления не исполнены положения пунктов 5, 6 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 4 апреля 2022 года административные исковые требования Шубина М.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шубин М.А. просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое об удовлетворении его требований.
Автор жалобы полагает, что суд первой инстанции необоснованно не применил ряд норм. Доводы Управления Минюста о том, что обязанность по внесению соответствующей записи в ЕГРЮЛ на них не лежит, не оценены для реализации процедуры по внесению записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о руководителе Управления Минюста, не принято соответствующее распоряжение, в связи с чем, регистрирующий орган не имел правовых оснований для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Считает, что административный ответчик был обязан по факту рассмотрения представить суду соответствующее Распоряжение об уведомлении ФНС РФ или об отказе административному истцу в рассмотрении его обращений. В рамках судебного рассмотрения данные доказательства не представлены, а значит факт бездействия подтверждён, факт недостоверности записи в ЕГРЮЛ установлен, но и тут суд не вынес соответствующего решения в этой части и сохранил условие незаконности нахождения в реестре требований в отношении Шубина М.А. Управление Минюста в нарушение ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не осуществило указанные действия, тем самым, нарушив права и законные интересы заявителя. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ 18.12.2018 N 307- ЭС18-8988.
В возражениях УФНС России по Тамбовской области и Управление министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области просят решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 4 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шубина М.А. без удовлетворения.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок внесения изменений сведений в ЕГРЮЛ регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Подпункт "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ включает сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество и должность, а также паспортные данные такого лица) в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Организация в течение 3-х дней с момента изменения указанных сведений должна сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (пункт 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", органом, правомочным принимать решение о государственной регистрации (федеральным органом государственной регистрации) по отношению к Организации, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Пункт 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455, установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются: заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.
Положениями пункта 1 статьи 25 Закона N 129- ФЗ установлено, что ответственность за достоверность представленных на государственную регистрацию сведений несет заявитель, при этом регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, установленных законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела по сведениям ЕГРЮЛ в отношении областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства г. Тамбова, Шубин М.А. является руководителем ликвидационной комиссии данного фонда, то есть лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ.
27.11.2019 административный истец обратился в Управление с заявлением по форме Р34001 о недостоверности сведений о нем, как о руководителе ликвидационной комиссии, в ЕГРЮЛ.
В ответе Управления от 05.12.2019 указало на рассмотрение его обращения, областному внебюджетному фонду поддержки индивидуального жилищного строительства г. Тамбова вынесено письменное предупреждение о необходимости в течение одного месяца с момента получения предупреждения предоставить в Управление комплект документов для государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица).
Соответствующие документы согласно письменному предупреждению, от областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства г. Тамбова, в Управление не представлены.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии бездействия Управления, поскольку по результатам рассмотрения заявления Шубина М.А. были применены соответствующие меры реагирования в рамках текущего контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на нормах права, регулирующих возникшие правоотношения.
Так, суд первой инстанции правильно указал на отсутствие бездействия со стороны Управления, так как 25.12.2021 вынесено предупреждение Областному внебюджетному фонду продержки индивидуального строительства г. Тамбова о предоставлении комплекта документов для государственной регистрации изменений сведений содержаний в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, а равно документы о прекращении полномочий Шубина М.А. либо избрании нового руководителя ликвидационной комиссии. На невозможность предоставления документа о назначении на должность руководителя ликвидационной комиссии указано самим Шубиным М.А.в заявлении при обращении в Управление.
При этом для внесения изменений в ЕГРЮЛ и исключении сведений о руководителе ликвидационной комиссии необходимо обращение с заявлением формы N Р14001, с которым Шубин М.А, как бывший руководитель, и не мог обратиться в 2019 г, в силу положений пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, так как правом подписи указанного заявления обладает вновь избранный руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что административным истцом избран неверный способ защиты своего своих прав и законных интересов, поскольку заявленные требования не приведут к восстановлению его права.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд первой инстанции, не установив в данном деле совокупности таких обстоятельств, правильно отказал в удовлетворении заявленных Шубиным М.А. административных исковых требований.
Доводы автора жалобы о нарушении его прав и законных интересов, выразившемся в не исключении недостоверных сведений о нем, как о бывшем руководителе ликвидационной комиссии являются несостоятельными, поскольку обязанность обеспечивать достоверность и актуальность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений возложена на юридических лиц; взаимоотношения между генеральным директором юридического лица и юридическим лицом, не выполняющим свои обязательства по отношению к бывшему работнику, не регулируются Законом N 129-ФЗ.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 4 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шубина Михаила Алексеевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Тамбова.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июля 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.