Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 сентября 2009 г. N Ф03-4058/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Сокаль Ю.А. - юрисконсульт по доверенности от 23.05.2008 N 27, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу первого заместителя прокурора Магаданской области на решение от 16.02.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N A37-1535/2008 Арбитражного суда Магаданской области, по иску первого заместителя прокурора Магаданской области к Федеральному агентству по рыболовству, Охотскому территориальному управлению Государственного комитета РФ по рыболовству, обществу с ограниченной ответственностью "Сан-Росс", третьи лица: администрация Магаданской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, общество с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская рыбопромышленная компания", общество с ограниченной ответственностью "Тахтоямск", общество с ограниченной ответственностью "Тора", общество с ограниченной ответственностью "Старт", общество с ограниченной ответственностью "Северо-Восточная рыбопромышленная компания", общество с ограниченной ответственностью "Прибрежная рыболовная компания", индивидуальный предприниматель Рекасова Любовь Аркадьевна, индивидуальный предприниматель Балфеткин Александр Александрович, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Дифенс" Татаренков Дмитрий Владимирович, общество с ограниченной ответственностью "Гринда", общество с ограниченной ответственностью "АНКОС", общество с ограниченной ответственностью "Первая инвестиционная компания", индивидуальный предприниматель Литвинова Светлана Аликовна, индивидуальный предприниматель Крузина Марина Николаевна, о признании недействительным конкурса, договоров.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2009 г.
Первый заместитель прокурора Магаданской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Федеральному агентству по рыболовству (далее - Федеральное агентство, организатор конкурса) , Территориальному управлению Государственного комитета РФ по рыболовству (далее - Теруправление), обществу с ограниченной ответственностью "Сан-Росс" (далее - ООО "Сан-Росс") о признании на основании статьи 449 ГК РФ недействительными: конкурса, проведенного 20.08.2008 по лотам NN 1-3 на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в Магаданской области, в части лотов NN 1-3 (рыбопромысловые участки NN 1-РПУ/08, 2-РПУ/08, З-РПУ/08, далее - РПУ), а также договоров о предоставлении РПУ, заключенных по результатам этого конкурса с ООО "Сан-Росс".
Основанием данного требования с учетом уточнений основания иска являются:
- нарушения организатором конкурса требований пунктов 13, 15, 27, 28 Правил организации и проведения конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 N 284 (далее - Правила), в связи с незаконным допуском к участию в конкурсе ООО "Сан-Росс", не имеющего необходимого пакета документов, подтверждающих возможный суточный объем выпуска готовой продукции;
проведение оспариваемого конкурса при отсутствии утвержденного уполномоченным органом федеральной власти порядка деятельности конкурсной комиссии, а также незаконная проверка в ходе конкурса рыбоперерабатывающих объектов ООО "Сан-Росс".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - УФАС по Магаданской области), администрация Магаданской области, индивидуальный предприниматель Рекасова Л.А., глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Дифенс" Татаренков Дмитрий Владимирович, индивидуальный предприниматель Литвинова С.А., индивидуальный предприниматель Крузина М.Н., общество с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская рыбопромышленная компания" (далее - ООО "ТРПК"), общество с ограниченной ответственностью "Тахтоямск", общество с ограниченной ответственностью "Тора", общество с ограниченной ответственностью "Старт", общество с ограниченной ответственностью "Северо-Восточная рыбопромышленная компания", общество с ограниченной ответственностью "Прибрежная рыболовная компания", общество с ограниченной ответственностью "Гринада", общество с ограниченной ответственностью "Первая инвестиционная компания", общество с ограниченной ответственностью "АНКОС", индивидуальный предприниматель Балфеткин Александр Александрович.
Решением от 16.02.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009, в иске отказано ввиду проведения конкурса без нарушений Правил, утверждения Теруправлением порядка деятельности конкурсной комиссии на основании поручения Федерального агентства, а также ввиду проведения организатором конкурса выездной проверки рыбоперебатывающих объектов ООО "Сан-Росс" в порядке контроля относительно сведений этого лица о возможном среднесуточном объеме выпуска готовой продукции.
Прокурором заявлена кассационная жалоба, мотивированная несоответствием обжалуемых судебных актов пунктам 13, 15, 27, 28 Правил, в связи с тем, что порядок деятельности конкурсной комиссии утвержден Теруправлением (а не Федеральным агентством), а также в связи с тем, что участники конкурса были поставлены в неравные условия, поскольку проверены объекты одного участника, и эти объекты не соответствуют требованиям конкурсной документации.
В отзыве на кассационную жалобу Теруправление, администрация Магаданской области, УФАС по Магаданской области, ООО "Сан-Росс" данные доводы отклонили, как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела ввиду отсутствия у заявителя доказательств нарушения прав и законных интересов Магаданской области как субъекта РФ или хозяйствующих субъектов, поскольку пятнадцати претендентам было отказано в допуске к участию в конкурсе правомерно и обоснованность этих отказов не оспаривается.
Из отзыва на жалобу администрации Магаданской области следует также, что в конкурсе, проведенном повторно (в отношении снятых с конкурса других РПУ), из пятнадцати участвующих в настоящем деле третьих лиц повторно подало заявку только ООО "ТРПК", а другие предприятия необходимый пакет документов не сформировали и через три месяца после оспариваемого конкурса.
Представитель ООО "Сан-Росс" при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции доводы заявителя отклонил в полном объеме.
Иные лица, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
При проверке законности обжалованных судебных актов с учетом доводов заявителя, суд кассационной инстанции установил, что основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ для отмены судебных актов, отсутствуют ввиду следующего.
Спор возник в связи с проведением Федеральным агентством 20.08.2008 конкурса на право заключения договоров о предоставлении для промышленного рыболовства РПУ в Магаданской области, в том числе РПУ, расположенных в Северо-Эвенском и Ольском районах области.
Данный конкурс проведен на основании Постановления Правительства РФ от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключения такого договора", изданного в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2009 N 166-ФЗ "О рыболовстве" и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).
Для проведения конкурса Госкомитетом РФ по рыболовству (реорганизованным в Федеральное агентство Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724) изданы приказы:
- от 23.04.2008 N 347 (с изменениями от 12.05.2008), которым утвержден состав конкурсной комиссии;
от 10.06.2008 N 511, которым утверждена конкурсная документация и конкурсной комиссии поручено обеспечить организацию, проведение конкурса в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 N 264 и утвержденным порядком деятельности комиссии (л.д. 30-53, т.4).
Перечень рыбопромысловых участков Магаданской области согласован с Федеральным агентством и утвержден Постановлением администрации Магаданской области от 09.06.2008 N 214-ПА.
Указанные обстоятельства, а также наличие в номере газеты "Магаданская правда" за 24.06.2008 - официальном печатном издании, и на официальном сайте организатора конкурса всех необходимых сведений и требований к конкурсной документации участников конкурса по настоящему делу не оспариваются.
Как установлено судами, на основании протокола конкурсной комиссии от 20.08.2008 на участие в конкурсе по лоту N 1 подано 6 заявок, по лоту N 2-3 заявки, по лоту N 3-13 заявок, но допущено к участию в конкурсе по этим лотам только ООО "Сан-Росс".
Остальным лицам было отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с непредоставлением с заявками документов и информации, предусмотренных пунктом 4 конкурсной документации (л.д. 139-145, т. 2), в связи с чем договоры на предоставление спорных РПУ заключены с ООО "Сан-Росс" как с единственным участником конкурса на основании пункта 46 Правил.
При оценке протокола конкурсной комиссии от 28.07.2008 о вскрытии конвертов суды установили, что указанным обществом с заявкой на конкурс представлены копии документов, указанных в конкурсной
документации, в том числе: договор аренды недвижимого имущества б/н от 19.05.2003; договор аренды нежилого здания от 07.07.2008, технические паспорта на холодильник - лит. Б, лит. Б1, лит. Б2; акт приема-передачи нежилого здания (к договору аренды нежилого здания от 07.07.2008); свидетельства о государственной регистрации права от 18.07.2008 и 27.05.2003; санитарно-эпидемиологические заключения N 49.МЦ.07.000.М.000165 от 18.07.2005 и N 49.МЦ.07.000.М.000166 от 18.07.2005; инвентарные карточки учета объекта основных средств; акты о приеме-передаче основных средств; технические паспорта на скороморозильное оборудование и другие документы, которые признаны конкурсной комиссией соответствующими требованиям конкурсной документации (л.д. 67, т. 20).
Наличие указанных документов в конкурсной заявке ООО "Сан-Росс" судами установлено на основании предъявленных пакетов конкурсной документации (конверт N 48 - л.д. 2.3-25, т. 2, конверт N 46 - л.д. 38-40 т. 2, конверт N 49-л.д. 49-51, т. 2).
Как установлено судами, из содержания упомянутого протокола конкурсной комиссией исключен из перечня технологического оборудования ООО "Сан-Росс" холодильник по производству продукции с инвентарным номером 825, общей площадью 825,1 кв. м, предназначенный для хранения готовой продукции.
При этом судами с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ отклонены доводы Прокурора о незаконном допуске к участию в конкурсе ООО "Сан-Росс" в связи с тем, что в качестве доказательства наличия у данного лица рыбоперерабатывающего объекта конкурсной комиссией принято свидетельство от 27.05.2003 N 49 серии АА N 04643 о государственной регистрации права собственности на жилой дом.
Обжалуемые судебные акты в этой части мотивированы несоответствием указанных доводов фактическим обстоятельствам дела, поскольку постановлением главы Ольского района от 25.03.2004 N 86, то есть в установленном законом порядке, указанный объект исключен из жилого фонда поселка Ола, а производственное назначение этого недвижимого имущества по состоянию на 09.06.2008 подтверждено техническим паспортом производственной базы по переработке рыбы в поселке Ола (ул. 60-летия СССР, д. 37) и санитарно-эпидемиологическим заключением о выпускаемой по этому адресу готовой рыбопродукции (от 27.04.2009 N 49.МЦ.07.926.М.000141.04.04- л.д. 127, т.1).
Обоснованно отклонены судами и доводы Прокурора о проведении конкурса без утверждения порядка деятельности конкурсной комиссии, так как при этом было установлено, что полномочия Теруправления на утверждение порядка деятельности и заключение договоров на предоставление РПУ подтверждены приказом Госкомитета РФ по рыболовству от 23.04.2008 N 347, а письмом от 02.06.2008 N А064/783а Федеральное агентство поручило территориальному органу обеспечить утверждение издания порядка деятельности комиссии по проведению оспариваемого конкурса (л. д. 113-119, т. 16), и данное поручение уполномоченного органа федеральной исполнительной власти было исполнено (приказ Теруправления от 16.07.2008 NN 46-0 (л.д. 107-112, т.2).
Как установлено судами, для выполнения поручения с указанным письмом Федерального агентства в адрес Теруправления направлены примерная форма соответствующего приказа об утверждении порядка деятельности конкурсной комиссии и примерный порядок ее деятельности.
Учитывая, что в установленном законом порядке указанные действия организатора конкурса, а также приказ Теруправления от 16.07.2007 N 46-0 не признаны недействительными, доводы заявителя о превышении Теруправлением полномочий судом кассационной инстанции признаются противоречащими фактическим обстоятельствам дела, установленным в рамках рассмотрения спора в судах первой и апелляционной инстанций.
Наличие иной допустимой и не запрещенной законом формы проверки достоверности сведений претендентов документально не подтверждено, поэтому ссылка Прокурора на нарушение организатором конкурса Правил при осуществлении выездной проверки объектов ООО "Сан-Росс" судом кассационной инстанции признается несостоятельной ввиду недоказанности превышения организатором конкурса полномочий при совершении указанных действий.
На основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств судами отклонены и доводы Прокурора о нарушении организатором конкурса законных интересов субъекта РФ, мотивированных тем, что РПУ предоставлены в пользование лицу, предложившему 100000 руб.
Отклонение данных доводов Прокурора судами обосновано тем, что договоры с ООО "Сан-Росс" заключены в соответствии с пунктом 46 Правил, то есть без сопоставления с другими заявками ввиду отказа в допуске к участию в конкурсе иным претендентам.
Прокурором не доказано наличие фактов незаконного отказа иным претендентам в допуске к участию в конкурсе, и его доводы в данной части признаются неправомерными, поскольку после определения конкурсной комиссией единственного участника сопоставление заявок при применении пункта 46 Правил исключено.
Учитывая, что при вынесении обжалуемых судебных актов правильно применены нормы материального права и с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ исследованы все имеющиеся в деле доказательства, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.02.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N А37-1535/2008 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"от 10.06.2008 N 511, которым утверждена конкурсная документация и конкурсной комиссии поручено обеспечить организацию, проведение конкурса в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 N 264 и утвержденным порядком деятельности комиссии (л.д. 30-53, т.4).
Перечень рыбопромысловых участков Магаданской области согласован с Федеральным агентством и утвержден Постановлением администрации Магаданской области от 09.06.2008 N 214-ПА.
...
Обоснованно отклонены судами и доводы Прокурора о проведении конкурса без утверждения порядка деятельности конкурсной комиссии, так как при этом было установлено, что полномочия Теруправления на утверждение порядка деятельности и заключение договоров на предоставление РПУ подтверждены приказом Госкомитета РФ по рыболовству от 23.04.2008 N 347, а письмом от 02.06.2008 N А064/783а Федеральное агентство поручило территориальному органу обеспечить утверждение издания порядка деятельности комиссии по проведению оспариваемого конкурса (л. д. 113-119, т. 16), и данное поручение уполномоченного органа федеральной исполнительной власти было исполнено (приказ Теруправления от 16.07.2008 NN 46-0 (л.д. 107-112, т.2)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 сентября 2009 г. N Ф03-4058/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании