Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 сентября 2009 г. N Ф03-4546/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Домо-управляющая компания" - Камерилова Е.А., юрисконсульт, доверенность от 07.09.2009, Стыцюк О.В., юрисконсульт, доверенность от 20.02.2009 N 1 от административного органа: Государственной жилищной инспекции администрации Уссурийского городского округа Приморского края - Лисогорова Т.С., руководитель, удостоверение от 30.07.2009 N 264, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домо-управляющая компания" на решение от 26.06.2009 по делу N А51-8328/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домо-управляющая компания" к Государственной жилищной инспекции администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным и отмене постановления от 25.05.2009 N 665 по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2009 г.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 14.09.2009.
Общество с ограниченной ответственностью "Домо-управляющая компания" (далее - ООО "ДоМУК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции администрации Уссурийского городского округа (далее - жилищная инспекция, административный орган) от 25.05.2009 N 665 по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.06.2009 в удовлетворении требований заявителя отказано, ввиду наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе общества, которое просит решение суда отменить, дело прекратить.
В обоснование жалобы, поддержанной представителем в заседании суда кассационной инстанции, общество указывает, что руководитель Государственной жилищной инспекции администрации Уссурийского городского округа не обладает полномочиями установленными статьей 23.55 КоАП РФ на рассмотрение дел об административных правонарушениях, поскольку отсутствует соответствующий нормативно-правовой акт о наделении данного лица указанными полномочиями.
Административный орган согласно представленному отзыву и его представитель в судебном заседании против доводов, изложенных в жалобе, возражают, считают принятый судебный акт законным и обоснованным. Свои доводы о наличии полномочий руководителя в осуществлении административного производства жилищная инспекция обосновывает ссылкой, в том числе, на Закон Приморского края от 17.03.2008 N 216-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям" (далее - Закон Приморского края от 17.03.2008 N 216-КЗ).
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене судебного акта ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилищной инспекцией проведена проверка по факту отключения от услуг горячего водоснабжения жилых домов расположенных по адресам: ул. Францева, д. 21, ул. Воложенипа, д.д. 2, 13, ул. Воровского, д.д.129, 1.51, ул. Полушкина, д.д. 65, 136, пр. Блюхера, д.д. 56/5, 58/1, обслуживаемых обществом.
В ходе проверки факт отключения указанных домов от горячего водоснабжения без предварительного надлежащего извещения жильцов домов подтвердился, в связи с чем административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 19.05.2009 N 1135 и вынесено постановление от 25.05.2009 N 665, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением жилищной инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу статьи 23.55 КоАП РФ органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21-7.23 настоящего Кодекса. От имени указанных органов указанные дела вправе рассматривать руководители государственных жилищных инспекций, их заместители.
В соответствие с Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.84 N 1086 (далее - Положение) система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
При этом органы местного самоуправления в систему органов государственной жилищной инспекции не включены.
Согласно пункту 7 указанного Положения руководители государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации назначаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией.
Государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют расчетный счет в банке, бланки и печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Финансирование деятельности органов государственной жилищной инспекции осуществляется за счет соответствующих бюджетов и отчислений от применяемых финансовых санкций и других источников финансирования (пункт 11 Положения).
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 19.05.2009 N 1135 составлен, оспариваемое постановление от 25.05.2009 N 665 вынесено начальником отдела, руководителем Государственной жилищной инспекции администрации Уссурийского городского округа, которая создана она на основании постановления Главы Уссурийского городского округа Приморского края от 30.04.2008 N 498, полномочия которой, в том числе по привлечению нарушителей к административной ответственности определены постановлением Главы Уссурийского городского округа Приморского края от 19.11.2008 N 1442. Органом исполнительной власти Приморского края жилищная инспекция не является.
При таких обстоятельствах у жилищной инспекции отсутствовали полномочия на составление указанного протокола об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления, что свидетельствует о незаконности последнего.
Ссылку административного органа на Закон Приморского края от 17.03.2008 N 216-КЗ суд кассационной инстанции полагает несостоятельной, поскольку указанный закон не регулирует спорные правоотно тения.
Принимая во внимание отсутствие необходимости установления новых юридически значимых обстоятельств и их доказывания, суд кассационной инстанции считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ отменить состоявшийся по делу судебный акт с принятием нового решения о признании незаконными и отмене оспариваемого постановления жилищной инспекции.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.06.2009 по делу N А51-8328/2009 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Постановление Государственной жилищной инспекции администрации Уссурийского городского округа от 25.05.2009 N 665 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственности "ДоМУК", расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Гоголя, 9, ОГРН 1052502175109 признать незаконным и полностью отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 7.23 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу статьи 23.55 КоАП РФ органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21-7.23 настоящего Кодекса. От имени указанных органов указанные дела вправе рассматривать руководители государственных жилищных инспекций, их заместители.
...
Ссылку административного органа на Закон Приморского края от 17.03.2008 N 216-КЗ суд кассационной инстанции полагает несостоятельной, поскольку указанный закон не регулирует спорные правоотно тения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 сентября 2009 г. N Ф03-4546/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.