Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 сентября 2009 г. N Ф03-4664/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования - Потарева СВ. - ведущий специалист юридического отдела, дов.N 91-08 от 30.12.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 02.04.2009 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу N А73-686/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская больница" к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю о взыскании 491094,38 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2009 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском (с учетом уточненных требований) к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю о взыскании 1105773,37 руб. убытков, возникших у истца в результате выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.04.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009, исковое требование удовлетворено в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со статьями 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, в которой заявитель просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что требования истца необоснованно удовлетворены за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, поскольку последнее действовало строго в рамках, определенных федеральным законом о бюджете на соответствующий год и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851.
В судебном заседании представитель Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
МУЗ "Детская городская больница", Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителя Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461, Постановления Правительства Хабаровского края от 02.03.2006 N 21-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
24.01.2006 между Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования и МУЗ "Детская городская больница" заключен договор N 53/06-06, согласно условиям которого в 2006 году врачами - терапевтами участковыми, врачами - педиатрами участковыми, медицинскими сестрами участковыми врачей - терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей - педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) оказывалась гражданам дополнительная медицинская помощь.
В целях исполнения государственного задания между истцом и медицинскими работниками были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в соответствии с которыми истец - работодатель обязался в 2006 году ежемесячно выплачивать за оказание дополнительной медицинской помощи надбавку к заработной плате в размере 10000 руб. врачам-участковым и 5000 руб. медицинским сестрам врачей-участковых.
Вместе с тем, медицинским работникам учреждения, выполнявшим в 2006 году государственное задание по дополнительной медицинской помощи, средний заработок, в том числе для расчета отпускных, исчислялся без учета выплаченных за счет субвенций денежных выплат. В то время, как в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса РФ данные выплаты должны учитываться при расчете средней заработной платы для оплаты отпусков.
Удовлетворяя требования учреждения за счет казны Российской Федерации, суд исходил из положений Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851, Программы государственных гарантий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 и установил, что предъявленные истцом ко взысканию расходы связаны с увеличением размера среднего заработка медицинских работников ввиду предоставления медицинским работникам государственных гарантий.
Как установлено судом, в составе субвенций, перечисленных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования региональному фонду в 2006 году, средства на возмещение расходов лечебных учреждений для начисления доплат при выплате среднего заработка с учетом введенных государственных гарантий не были предусмотрены в федеральном бюджете и не перечислялись в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в спорный период.
При этом судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации.
Поскольку за указанный истцом период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета в 2006 году не предусматривались при утверждении этого бюджета и соответствующие бюджетные обязательства не исполнены, судом правомерно взысканы расходы учреждения с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения судом норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, в связи с чем основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Довод заявителя о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов обусловлена самим фактом предоставления государственных гарантий, и соответствующее обязательство может быть прекращено только путем его исполнения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу N А73-686/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования учреждения за счет казны Российской Федерации, суд исходил из положений Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851, Программы государственных гарантий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 и установил, что предъявленные истцом ко взысканию расходы связаны с увеличением размера среднего заработка медицинских работников ввиду предоставления медицинским работникам государственных гарантий.
Как установлено судом, в составе субвенций, перечисленных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования региональному фонду в 2006 году, средства на возмещение расходов лечебных учреждений для начисления доплат при выплате среднего заработка с учетом введенных государственных гарантий не были предусмотрены в федеральном бюджете и не перечислялись в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в спорный период.
При этом судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 сентября 2009 г. N Ф03-4664/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.