Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 сентября 2009 г. N Ф03-4833/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалинской таможни на решение 07.05.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 2.5.06.2009 по делу N А59-952/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сахалинское таможенное агентство" к Сахалинской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10707000-556/2008 от 02.02.2009.
Резолютивная часть постановления от 17 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Сахалинское таможенное агентство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сахалинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 02.02.2.009 по делу об административном правонарушении N 10707000-556/2008 о привлечении к административной ответственности по статье 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.05..2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009, заявленные требования удовлетворены. Судебный акт был мотивирован тем, что общество является лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, помещенных под процедуру временного хранения и правомочным совершать операции с товарами, предусмотренные частью 1 статьи 104 Таможенного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и предлагает принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, так как решение Сахалинской таможни от 11.02.2009 N 05-20/4, положенное в основу судебных актов, не имеет преюдициального значения для настоящего дела и не может являться допустимым доказательством по делу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество, являясь владельцем склада временного хранения, обратилось в Корсаковский таможенный пост с письмом от 13.11.2008 о получении разрешения на выгрузку товаров, прибывших на таможенную территорию Российской Федерации на теплоходе "Пионер Славянки" в контейнерах.
Начальником Корсаковского таможенного поста 14.11.2008 дано разрешение на разгрузку, за исключением 2-х контейнеров под номерами 4028611 + 40 и 4048080 + 40.
В ходе проведенного 17.11.2008 осмотра помещений и территорий, принадлежащих обществу, таможней выявлено, что указанные контейнеры под номерами 4028611 + 40 и 4048080 + 40 выгружены и на территории склада временного хранения отсутствуют.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ, - нарушение порядка совершения операций с товаром, находящимся на временном хранении, таможенный орган определением от 17.11.2008 возбудил производство по делу об административном правонарушении.
По результатам проведенного расследования, таможенный орган пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ.
Однако, в связи с тем, что перемещение товаров в пределах зоны таможенного контроля осуществлено обществом без разрешения таможенного органа, 19.01.2009 таможней составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого таможенным органом 02.02.2009 вынесено постановление N 10707000-556/2008 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд па основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правильному выводу об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, обосновав свои выводы ссылками на подлежащие применению нормы законодательства в области таможенного дела.
Статьей 16.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения составляет осуществление в зоне таможенного контроля производственной или иной коммерческой деятельности, перемещение товаров и транспортных средств через границы зоны таможенного контроля, перемещение товаров и транспортных средств в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено настоящей главой. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 Кодекса. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.
Из части 1 статьи 362 ТК РФ следует, что для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны таможенного контроля. Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что перемещение товаров через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК РФ лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах склада временного хранения), при условии, что эти операции не повлекут изменение состояния товаров, нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации.
Как установлено судом, общество как владелец склада временного хранения, является лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, помещенных под процедуру временного хранения, в связи с чем правомочно осуществлять операции с товарами, предусмотренные пунктом 1 статьи 104 ТК РФ.
При таких обстоятельствах, арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что действия общества, выразившиеся в выгрузке товаров и их перемещении в пределах склада временного хранения, не образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.5 КоАП РФ.
Кроме этого, как обоснованно указано судом решением от 11.02.2009 N 05-20/4 Сахалинской таможни действия начальника Корсаковского таможенного поста, выразившиеся в возложении на общество обязанности по получению разрешений таможенного органа на совершение с товарами, находящимися на временном хранении, обычных операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 104 ТК РФ, признаны незаконными. Что также свидетельствует об отсутствии в действиях общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
На основании изложенного, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по статье 16.5 КоАП РФ за выгрузку контейнеров под номерами 4028611 + 40 и 4048080 + 40 и их перемещение без разрешения таможни.
Учитывая, что арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.05.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу N А59-952/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом, общество как владелец склада временного хранения, является лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, помещенных под процедуру временного хранения, в связи с чем правомочно осуществлять операции с товарами, предусмотренные пунктом 1 статьи 104 ТК РФ.
При таких обстоятельствах, арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что действия общества, выразившиеся в выгрузке товаров и их перемещении в пределах склада временного хранения, не образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.5 КоАП РФ.
Кроме этого, как обоснованно указано судом решением от 11.02.2009 N 05-20/4 Сахалинской таможни действия начальника Корсаковского таможенного поста, выразившиеся в возложении на общество обязанности по получению разрешений таможенного органа на совершение с товарами, находящимися на временном хранении, обычных операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 104 ТК РФ, признаны незаконными. Что также свидетельствует об отсутствии в действиях общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
На основании изложенного, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по статье 16.5 КоАП РФ за выгрузку контейнеров под номерами 4028611 + 40 и 4048080 + 40 и их перемещение без разрешения таможни."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 сентября 2009 г. N Ф03-4833/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.