Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 сентября 2009 г. N Ф03-4996/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: администрации Хабаровска - Жук О.М., представитель по доверенности N 1155-73 от 12.01.2009; от отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю Шельдешсва Н.В., представитель по доверенности N 01-37/7 от 11.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу отделения по г. Хабаровску управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 14.05.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по делу N А73-3452/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению администрации г. Хабаровска к отделению по г. Хабаровску управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, 3-е лицо: Хабаровская КЭЧ, о признании незаконным отказа.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 г.
Администрация г. Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа отделения по г. Хабаровску управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - казначейство) по возврату без исполнения письмом от 12.02.2009 N 12-56/309 исполнительного документа - постановления административной комиссии администрации г. Хабаровска от 01.02.2008 N 327 о назначении административного наказания Хабаровской КЭЧ и об обязании казначейства принять указанное постановление к исполнению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Хабаровская КЭЧ.
Решением суда от 14.05.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009, заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным отказ казначейства по возврату без исполнения постановления административной комиссии администрации г. Хабаровска от 01.02.2008 N 327 о назначении административного наказания Хабаровской КЭЧ. В удовлетворении требований об обязании казначейства принять указанное постановление к исполнению отказано Судебные акты мотивированы тем, что постановление по делу об административном правонарушении относится к исполнительному документу и служит основанием для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако на момент обращения в суд с соответствующим заявлением истек срок давности, предусмотренный статьей 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе казначейства, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить в части признания незаконным отказа казначейства принять к исполнению постановление административного органа, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, и принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы считает, что возврат казначейством вышеназванного постановления без исполнения является законным, поскольку представленный документ не является исполнительным документом в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), кроме того, к исполнительному документу вопреки требованиям пункта 2 статьи 242.1 БК РФ не приложены заявление взыскателя и копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Администрация в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили жалобу оставить без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
Хабаровская КЭЧ отзыв на жалобу не представила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, хотя надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, постановлением административной комиссии администрации г. Хабаровска от 01.02.2008 N 327 Хабаровская КЭЧ привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 4.8 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб.
14.05.2008 на основании указанного постановления приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства для взыскания с должника в пользу взыскателя штрафа, а 18.07.2008 - постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа в связи с отсутствием у Хабаровской КЭЧ открытых расчетных счетов в банках и иных кредитных организациях и их наличием в казначействе 19.01.2009 администрация заявлением N 11-13/65 направила постановление от 01.02.2008 N 327 для исполнения в отделение по г. Хабаровск) управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, которое письмом от 12.02.2009 N 12-56/309 возвратило данный документ со ссылкой на непредставление взыскателем исполнительного документа, копии судебного акта, на основании которого он выдан.
Me согласившись с возвратом казначейством постановления административного органа без исполнения, администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался, в том числе положениями главы 24.1 БК РФ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17,05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".
Согласно правовой позиции, изложенной в названном Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, положения статей 239, 242.1. 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется административными органами.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы судов обеих инстанций о том, что у казначейства отсутствовали основания для возврата постановления административного органа по причине непредставления заявителем копии судебного акта, являютя правомерными.
Принимая во внимание, что доводы жалобы сводятся к иной, чем у суда оценке доказательств по делу, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности принятых судебных актов.
В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.05.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по делу N А73-3452/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в названном Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, положения статей 239, 242.1. 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется административными органами.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 сентября 2009 г. N Ф03-4996/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания